Наблюдая жизнь. Турбаза. Глава шестая

Ирина Полонская
 Предыдущая глава:http://proza.ru/2023/02/09/1567
 
 Жизнь на турбазе шла своим чередом. Немногочисленные отдыхающие то ходили в походы в лес, то отправлялись на рыбалку или катались на катамаране по реке.  А у меня  установился свой особый порядок. После завтрака, обойдя окрестности, я  обычно приходила к берегу  реки, садилась на длинную лавку у большого сколоченного из досок стола  и подолгу наблюдала, как солнечные блики скачут по поверхности огромного водного зеркала. На душе становилось спокойно и умиротворенно. Я  доставала толстую тетрадь и принималась писать. Под тихий плеск волн слова легко возникали в голове  и ловко укладывались в длинные строчки.
 Дни стояли теплые и солнечные. Дожди  случались  редко и обычно быстро заканчивались. Ничто не мешало наслаждаться  природой и покоем.

 Тоненькую   девушку  я  заметила сразу. Таких называют "не от мира сего".  Молодая, по виду, лет двадцати пяти, с нежным лицом, освещенным мягким глубоким взглядом больших серых глаз, она приходила в столовую  и садилась  куда-нибудь в уголок. Потом  я  видела ее задумчиво бродящей по дорожкам, всегда в одиночестве.  Мысленно  я  назвала девушку  Иголочкой.  И теперь на прогулках невольно искала ее  взглядом. Не удивительно, что однажды мы  встретились. В тот день  я, как обычно, сидела на берегу  у стола  и смотрела вдаль.  Иголочка  неслышно подошла и остановилась неподалеку.

- Ничего, если я тут присяду? - послышался  тихий голос.
- Да, пожалуйста, садитесь, - сказала  я, отодвигаясь к другому краю скамейки.
- Я несколько раз видела, как Вы тут сидите и пишете что-то, - мягко  продолжила  Иголочка. - Вы наверно журналистка?
- Да нет, -  я слегка смутилась. - Так...Пишу для себя... немного... Воспоминания, рассказы.

 Пускаться в подробности  мне  не хотелось, и я спросила:
- А Вы здесь давно?
- Третий день,  - ответила  Иголочка  и снова замолчала.

 Бывает, молчание тяготит, но не в этом случае.  Мы  молчали на одних волнах.
 Предубеждения против людей, которые намного  моложе, у  меня  никогда не было.    В жизни мне  не раз встречались как  умные и вполне  взрослые люди молодого возраста,  так и  те, кто, несмотря на весьма зрелые годы, не смог накопить ничего, кроме  множества претензий к жизни.  Общения с такими людьми  я  стараюсь избегать: оно как отрава, после него долго приходится чиститься и лечиться. А вот хорошее общение  я всегда  очень ценила. То, после которого остается добрая улыбка  и приятное послевкусие.

 Я повернулась и  внимательно взглянула на молодую соседку. Вблизи Иголочка   выглядела старше и значительнее.
- Мне кажется,  Вы тоже любите уединение, - заметила  я. -  Меня это немного удивило. Вы такая молодая девушка...
- Не такая уж молодая, - мягко возразила  Иголочка.
- Я бы дала Вам от двадцати пяти до тридцати, - произнесла  я, оценивающе взглянув на соседку.
- Мне  сорок, - отозвалась  та. Легкий ветерок  играл  прядями ее темных распущенных по плечам волос, и она время от времени  поправляла их, глядя  вдаль.
 
- Попробую угадать, кто Вы по профессии, - сказала  я,  снова взглянув  на  девушку.
 Та  улыбнулась:
- Попробуйте.
 Не угадав  три раза подряд, я  объявила, что сдаюсь.
- Я психолог, - сказала  Иголочка чуть иронично.
- Надо же! Не ожидала! А, Вы знаете,  я очень высоко ценю психологию, много лет интересовалась ей, а последние годы  занимаюсь психологическими практиками каждый день, - горячо произнесла  я.

- И какими же практиками Вы занимаетесь? - заинтересовалась  Иголочка.
- Ну, например, когда  меня тревожит что-то, я беру в руки диктофон и рассказываю самой себе, что за проблема  меня донимает. Подбираю решение.  Потом слушаю себя  и еще что-нибудь добавляю. Проблема  перестает меня пугать, я  начинаю спокойно действовать.
- Интересная практика.  А у кого Вы ее заимствовали?  -  Иголочка внимательно  взглянула на меня.
- У себя самой, - хмыкнула  я. - Главное - помогает.  Последнее время  я часто придумываю психологические игры. Просто для себя.

- Правда? А не могли бы Вы рассказать об этих играх? - заинтересовалась Иголочка.
- Ну...Вот одна из последних - "Хорошо, но плохо". Смысл в том, что я нахожу событие в своей жизни, которое, на первый взгляд, приятно. А потом пытаюсь понять, что в этом событии может, при определенных обстоятельствах, стать вредным для меня.
- Если можно,  поподробнее, - Иголочка повернулась ко мне, рассматривая  меня с большим интересом.

- Ну, например. Ко мне в гости пришла приятельница и принесла мне в  подарок  коробку шоколадных конфет. На первый взгляд, это хорошо, правда?
- Да, пожалуй, - согласилась Иголочка.
- Но...Это же и плохо. Потому что конфеты для меня не полезны,  даже вредны. А если мне их принесут в подарок, то у меня возникает острое желание попробовать их. И остановиться на одной конфетке я не смогу.  Буду есть и есть. Вот так хорошее превратится для меня в плохое.
- А-а...Я поняла. Интересная игра! А если наоборот - "Это плохо, но хорошо"?
- Да! В такую игру я тоже играю, - обрадовалась  я.  Было приятно, что человек так  легко понимает  меня. - Хотите пример?
- Да, конечно! - заулыбалась Иголочка.

- Сколько угодно! Скажем, мне надо мыть полы в квартире.  Делать это я не люблю,  а надо. Дело воспринимается  как  неприятное. Но, когда полы намыты, это же самое дело будто поворачивается к тебе своей другой,  хорошей стороной. Ты получаешь  чистый дом, и это замечательно. Согласны?
- В самом деле, так и есть! - воскликнула Иголочка. - А для чего Вы придумали себе такую игру?

- Понимаете,  я стараюсь управлять своими эмоциями. Настраиваться на позитивный лад, но не впадать в иллюзии.  По природе я человек очень эмоциональный. В прежние времена меня часто штормило по эмоциям. То радость до небес, то неприятности до самого дна. И после этого возникало состояние  выгорания. Вот я и стала придумывать, как с этим быть.

- Вам это помогает? - спросила Иголочка, всматриваясь в мое лицо.
- Да, очень помогает, - кивнула я. - А вообще, Вы знаете, я что-то разговорилась. Обычно бывает наоборот:  я больше слушаю. Иногда задаю человеку вопросы,  и он говорит и говорит. А тут Вы меня обыграли. Видимо, это у Вас профессиональное.

 Иголочка чуть смутилась  и вдруг сделалась необыкновенно трогательной. У  меня  возникло ощущение, что  мы знакомы много лет и хорошо понимаем  друг друга.

- Мне кажется, - заметила Иголочка, - Вы тоже могли бы быть психологом.
- Спасибо! - чуть иронично проговорила я. - Но нет! Для этого у меня не хватает одной очень важной особенности: я так и не научилась не принимать чужие болячки слишком близко к сердцу. Когда я выслушивала чей-то очередной рассказ  о  страданиях и переживаниях, то обычно тут же  примеряла ситуацию на себя и старалась подставить плечо.  А психолог, насколько я понимаю, должен сохранять выдержку и спокойствие.

- Да, Вы правы, - согласилась Иголочка. - Задача психолога - рассмотреть ситуацию и подсказать человеку направление, куда  идти для решения своей проблемы. Но ни в коем случае не натягивать эту проблему на себя и не решать за пациента.
- Вот. А я так не умею. Долгие годы я была жилеткой для разных страдальцев. Мне доверяли свои тайны, рассказывали о переживаниях. И у меня возникало  желание броситься на помощь. Это вроде бы хорошо, правда? Вот только далеко не сразу я научилась видеть, что есть немало людей, которые не столько ищут выхода из сложной жизненной ситуации, сколько любят, чтобы их пожалели.  Когда я предлагала пути решения их проблемы, такие люди  принимались со мной спорить и отнекиваться.  Пришлось набить много шишек, прежде чем до меня дошло, что если человек тебе рассказывает о своих  неприятностях, это  не всегда означает, что он ищет выхода из трудных обстоятельств.

 Была у меня одна добрая приятельница, которая при каждой нашей встрече сокрушалась, что слишком мало зарабатывает, и денег ей ни на что не хватает. Так вот, послушала я  раз, послушала другой  и решила ей помочь. Стала  подбирать ей новую работу с большей зарплатой. Предлагаю одну - она   возражает: "Нет, мне это будет некомфортно!" Предлагаю другую. Она опять: "Нет! Туда я не поеду!" После нескольких отказов  я наконец  поняла, что не работу она себе ищет, а сочувствие,  и проблемы решать вовсе не собирается.

 Кстати, додумавшись до этого, я вдруг увидела, что рядом со мной несколько таких людей. Они с завидным постоянством жалуются на свою трудную жизнь, но менять ничего не хотят. После общения с ними  остается неприятное состояние: усталость и раздражение. Вот тут у меня произошел перелом. Я стала себе задавать вопрос, который до этого не приходил мне в голову:
-  Почему же ты  терпишь, раз это не нравится?

- Интересно. И как вы ответили на этот вопрос? -  спросила Иголочка.
-  Я стала размышлять  и поняла, что  боюсь обидеть этих людей своим невниманием. Ведь это мои приятельницы. Но мысль бежала дальше:
- А почему они не боятся расстроить тебя своим бесконечным нытьем?  Почему используют тебя как помойное ведро, куда можно сливать свою грязь?
 Тут я остановилась, решив  не делать пока далеко идущих выводов, а понаблюдать и обдумать ситуацию.

- Интересно! - воскликнула Иголочка, улыбаясь. - И к чему же Вы пришли в результате?
- Я словно увидела по-новому этих своих знакомых. И многое переоценила. А в конце концов, рассталась кое с кем.
- Даже так? - вскинула брови Иголочка.
- Да, представьте. И, кстати, ни разу не пожалела, что мы расстались.

- То есть, Вы собрались с силами и основательно почистили свое эмоциональное  пространство, - подвела итог Иголочка.  - Вы слышали что-нибудь о психогигиене?
- Да, приходилось. Это, насколько я поняла, наведение порядка внутри своего духовного мира. Правильно?
- В целом, да, - кивнула Иголочка. - Вы знаете, мне сейчас надо идти, - добавила она, взглянув на часы. - Спасибо Вам за интересный разговор.
- И Вам спасибо! - поблагодарила я.

 ***

 На другой день после завтрака  я снова отправилась на прогулку. И обойдя турбазу, как всегда пришла на свое любимое место у реки.  Поймала себя на том, что жду  Иголочку. Но бежали минуты, а та все не появлялась.
- Может, я вчера слишком ее заговорила? - забеспокоилась я. - Да, скорее всего. Она слушала так внимательно и заинтересованно, что меня понесло в рассуждения. В общем, села человеку на уши. Да, так и есть!

 Посокрушавшись, я открыла свою тетрадь и принялась перечитывать начало нового рассказа. Шаг за шагом,  переключилась на другие мысли.
Иголочки  в этот день я  не увидела.

 ***

 Утром третьего дня  я  проснулась с тяжелыми мыслями о том, что в кои-то веки встретила интересного собеседника, но не смогла сдержаться и напугала человека своей болтовней.
 - Надо было не о себе говорить без умолку, а задавать вопросы и слушать, - подвела я неутешительный итог.  - Жаль, очень жаль. Такое со мной не часто случается. Обычно как раз я больше слушаю. А тут меня понесло, как того Остапа. Что теперь поделаешь?

 После завтрака я отправилась гулять по новому маршруту, но в конце прогулки  меня потянуло к реке. Иголочка сидела на лавке у стола, задумчиво глядя вдаль.
- Добрый день, - поздоровалась она. - Я уж решила, что Вы сегодня не придете.
- Здравствуйте! А Вы, что, ждали меня? - удивилась  я.
- Ждала. Рада, что Вы все-таки появились, - сказала Иголочка, отодвигаясь на лавке и освобождая мне место.
- Я вчера приходила и долго тут сидела. А Вас не было, - заметила я. - Ну, я и подумала, что заболтала Вас тогда, в первый день, и Вы стали меня избегать.
- Нет, что Вы! - тут же откликнулась Иголочка. - Ничего Вы не заболтали. Мне было очень интересно с Вами беседовать. Я потом весь вечер обдумывала то, что вы сказали. А вчера я поехала на экскурсию. Решила выбраться в лес хоть разочек.

- Ясно. Ну тогда давайте хоть познакомимся, - предложила я. - Меня зовут Ольга, а Вас?
- А я Татьяна.
- Вы знаете, это имя для меня какое-то значимое. В юности у меня была в классе кличка Татьяна. В честь Татьяны Лариной. И потом в течение моей долгой жизни мне неоднократно встречались Татьяны.  Одни из них становились моими подругами,  другие  врагами. Но всегда очень значимыми для меня людьми.
- Интересно, - снова улыбнулась Иголочка. - А из мужских имен какое для Вас самое значимое?
- Владимир.

- То есть, именно Владимиры становились наиболее значимыми для Вас? - уточнила Иголочка.
- Да, все так и есть.  А вот скажите мне, пожалуйста, Таня, правда ли, что психологами становятся люди, которые сами когда-то попадали в тяжелые передряги?
- Да, пожалуй, - задумчиво произнесла она. - Я начала глубоко заниматься психологией, когда попала в очень тяжелую жизненную ситуацию и надолго погрузилась в депрессию. Кстати, у меня есть несколько знакомых, которые тоже увлеклись психологией, пытаясь что-то исправить в своей жизни. Потом, когда у них это получилось, они начали изучать психологическую науку и практику исцеления более глубоко. А там и до лечения других людей дело дошло.

- Я так и думала. Счастливый и удовлетворенный жизнью человек вряд ли будет копаться в своих болячках, ведь это больно.
- Да, согласна, - тихо произнесла Татьяна. - Придется пройти через боль или, по меньшей мере, неприятные ощущения. Но оно того стоит.

- А, может быть, Вы согласитесь рассказать мне какую-нибудь  историю, которую узнали от Ваших пациентов, - попыталась я вывести собеседницу на интересный разговор. - Я думаю, Вы знаете множество таких историй.
- Хм, - задумчиво протянула она, - ладно, попробую.

Продолжение:http://proza.ru/2023/02/26/1511