Ч. 367 Нежданная беда

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/02/07/979

С нижними чинами, матросами, никогда не считались, они были в ещё большем рабстве, чем крепостные крестьяне. 15 июля 1858 года главный командир Кронштадтского порта получил предписание от инспекторского департамента Морского министерства.

Ему предлагалось отправить несколько сот нижних чинов для обращения в казачье сословие в Восточной Сибири.

Обычно в таких случаях избавлялись в первую очередь от тех, кто был не нужен, но адмирала Фёдора Михайловича Новосильского предупредили не высылать старых и больных, а также тех, кто был судим, но «раскаялись и служат хорошо».

Женатых требовалось отправлять вместе с семьями, а тех жён, которые живут в других местах, также отправить на новое место вместе с детьми. Незаконные дети тоже подлежали отправке в Сибирь.

Сборными пунктами были назначены Пермь и Казань, куда людей гнали, как каторжников,  по этапу.

Своими новыми назначенцами великий князь был доволен.  В сентябре он производил смотр учебного артиллерийского корабля, командиром которого был назначен Воин Андреевич Римский-Корсаков.

Константин остался доволен результатами смотра. Он написал царю: «Командир корабля Римский-Корсаков вполне вник в дело, и ведёт его именно так, как желательно, чтобы оно шло».

Отметил он и деятельность Лесовского: «В Кронштадте старые шлюпочные сараи стали преобразовывать в новое адмиралтейство, заложили новую парусную мастерскую».
Первые годы своей службы в должности морского министра великий князь работал не покладая рук.

У себя в дневнике в 1859 году он записал: «14 сентября.  После обыкновенной утренней работы ходил в Адмиралтейство и осматривал в подробностях «Олег». Кажется, будет хорош. Ещё никогда ничто у нас с таким тщанием не строилось. Ему придётся зимовать в доке.

15 сентября. Сперва осматривал масляный магазин и решил, как его увеличить, потом строющиеся артиллерийские сараи, а потом всё время был на пароходном заводе, который всё мало-помалу растёт и обустраивается.

Главное, смотрел прекрасные станки и машины, привезенные «Генерал-Адмиралом» из Америки. Есть между ними прелестные штуки. Вообще дело хорошо идёт вперёд».

Когда я читал дневник великого князя, то позабавила его запись от 16 сентября: «Утром ходил по новому Адмиралтейству. Смотрел новую парусную, в которой ставят чугунные столбы и крышу, два последних шлюпочных сарая, которые обращаются в мастерские, и новое отхожее место, лучше которого я ничего в свете не видел».

А я, когда это читал, сразу вспомнил визиты на заводы на Урале и в Ленинграде, где я служил в военной приёмке, министра обороны Дмитрия Фёдоровича Устинова.

Каждый раз местное начальство перед его приездом лично проверяло туалеты, зная слабость министра осматривать эти полезные заведения в КБ и на заводе.

Однажды, дело было на Урале, свита вслед за министром вошла в туалет, думая, что он, как всегда, проверяет чистоту, но оказалось, что тот зашёл в него по делу.
Сопровождающие почувствовали себя, мягко говоря, неловко, не понимая, что им делать.

В силу малости своей должности младшего военпреда в свиту не входил, от военной приёмки там был капитан 1 ранга  районный инженер N, который это потом рассказал.

К своим служебным делам Константин приобщал и жену: «В 11 часов водил жинку в пароходный завод смотреть большую отливку в 10 тонн. Это была наковальня для парового молота. Потом водил её по другим мастерским и показывал ей новые хорошенькие и остроумные машинки».

Не уверен, правда, что ей это доставило большое удовольствие.

Наступил 1860-й год.  Из дневника великого князя: «8 января 1860.  18° морозу с ветром, отчего я очень стеснён здешними осмотрами. До полудни ходил по мастерским нового Адмиралтейства.

После завтрака  имел длинную конференцию  с Лесовским и Соколовым, разверстывали суммы Пароходного завода и вообще говорили о его будущей организации. Потом был в Штурманском училище».

Подполковник Александр Иванович Соколов был управляющим недавно введённого в строй Кронштадтского пароходного завода. Подполковник вернулся из командировки в США, где среди многого прочего ему понравились чугунные мостовые в Нью-Йорке и Бостоне.

Он взял у американцев образцы чугунных шашек. По ним отлили шашки, которыми вымостили заводской двор. Великий князь после посещения завода приказал начальнику строительной части Кронштадтского порта подполковнику Н.Я. Эйлеру сделать опытную мостовую там, где самое интенсивное движение.

Это удовольствие оказалось довольно дорогим: квадратная сажень мостовой обошлась в 40 рублей серебром, в результате чего интерес к ней угас.

Мостовая благополучно просуществовала до революции и, наверное, дожила бы и до наших дней, но революционные трудящиеся на очередном субботнике выкопали все чугунные шашки и сдали их на металлолом. Недорого.

Теперь такой раритет остался только у американцев.

У Степана Степановича Лесовского всё складывалось прекрасно. Новая должность пришлась по душе, работа доставляла ему удовольствие и моральное удовлетворение.

За участие в строительстве фрегата «Олег» в 1860 году Степан Степанович по решению великого князя Константина получил большую денежную премию – 1600 рублей серебром.

Кому могло прийти в голову, что в том же году приказом великого князя он будет отдан под суд?! Это был гром среди ясного неба. У Лесовского была безупречная репутация кристально честного человека и отличного командира.

Поводом отдачи под суд послужила трагедия, которая случилась 9 ноября 1860 года. В тот злополучный день группа матросов с фрегата «Ослябя» несла длинную и тяжёлую доску для фальшкиля.

Мост в тот момент переходили и другие матросы из разных команд, когда он внезапно рухнул.

Погибли десять человек нижних чинов, четверо оказались изувеченными, и сорок два человека получили повреждения разной степени тяжести - всего пострадали 56 человек.

Вице-адмирал Александр Васильевич Шулепников, комендант Кронштадта, намекнул высокому начальству, что контора капитана над портом не имела никакого надзора над мостом.

Едва узнав об этом ЧП, он моментально вспомнил, что мост-то построили в бытность его, Шулепникова, тогда контр-адмирала, в должности капитана над Кронштадтским портом, и постарался остаться в стороне от этой трагедии.

Сначала назначили разбираться комиссию под председательством контр-адмирала  Евгения Андреевича Беренса, затем ещё одну комиссию контр-адмирала Аполлинария Александровича Зарина. Обе комиссии признали Лесовского невиновным.

Периодичность проверки моста соблюдалась. Ошибка крылась в конструкции, но спросить со строителя оказалось невозможно: он уже пребывал в мире ином.

Тем не менее, суд состоялся.

Продолжение http://proza.ru/2023/02/16/873