ТТ

Александр Анастасин
Раскладываю оружие для презентации. Сегодня делегация одной из африканских стран, которая всегда ориентировалась в этих вопросах на нашу промышленность.

Рассказываю про снайперское оружие. Винтовки Драгунова всех модификаций,  СВ-98, обе крупнокалиберные винтовки под патрон 12,7х108, и тульская, и ковровская. Они вызвали наибольший интерес у аудитории. Девятимиллиметровые винтовки я не люблю,  но показываю тоже. Не военное это оружие.

Перехожу к автоматам. Вся двухсотая серия Калашникова. Подробно рассказываю и показываю. Африканцам не очень нравится обвес нового оружия, а также масса появившихся сложностей в обслуживании этих автоматов. Им не нравится, что планки Пикатинни рвут военную форму,  но практическая польза от них в условиях Африки невелика.

Калибр 5,45 они даже не рассматривают, справедливо полагая это недоразумением. Они хотели бы приобрести «тот самый АК-47», легендарный автомат, который сделан самим Михаилом Тимофеевичем. Но, понятно, Концерн Калашников такое оружие уже не выпускает.

Переходим к пистолетам. Собираюсь показать им все модели этого оружия. И Макарова модернизированный, и Ярыгина, и Грязева-Шипунова, и даже новейшие пистолеты Лебедева.

Глава делегации, свободно разговаривающий на русском языке, так как учился у нас, сразу же меня останавливает:

-Александр, пистолеты нас не интересуют. Кроме ТТ в нашей армии офицеры не признают никакого другого оружия.

Когда-то давно, еще в советское время, в эту страну было поставлено большое количество таких пистолетов. Военные привыкли к оружию, убедились в его надежности. Никаких Глоков и Беретт в руки брать они не хотят. Эта их привязанность к пистолету Токарева (ТТ означает Токарев Тула) превратилась в нечто, похожее на обожание, после одно случая, о котором мне обещали рассказать за чашкой кофе после презентации.

Африканские офицеры, я сам и моя переводчица, Катя, отстреляли из всех снайперских винтовок, пулеметов, и автоматов. Всем понравилась мягкая работа автоматики новейшей снайперской винтовки Чукавина. Винтовка пока еще сыровата, и мы ее не предлагаем на экспорт. Но решили все-таки показать.

С удовлетворением отмечаю, что мой снайперский уровень с годами не становится ниже. Катя тоже делает успехи. Побольше хладнокровия, а это дело наживное, и стрельба у нее будет вполне себе неплохой.  Из пистолетов африканцы, к огорчению Кати, стрелять отказались. Ей очень хотелось пострелять из этого оружия.

-Ладно, в другой раз,- утешаю я ее.

А за столиком мой визави и рассказал обещанную историю.

Приехали к ним маркитанты из Америки. Привезли бронежилеты для рекламы. Развесили свою продукцию и предложили пострелять по броникам из любых пистолетов. На выбор и Глок, и Беретта, и Хеклер-Кох. Хотя, какая разница? Все они сделаны под один и тот же патрон. Бронепробиваемость одинаковая. Небольшая разница в длине ствола практически никак не повлияла на боевые свойства оружия. Все определяется патроном. Какие-то экзотические калибры крупнее 9 мм, разумеется, в расчет не брались.

Офицеры сказали, что будут стрелять из своего оружия. Под насмешливые взгляды американцев они подоставали свои старенькие ТТ.

Разрядив по целям обоймы, стрелки вместе с коммивояжерами пошли осматривать бронежилеты. Американцы от увиденного впали в ступор – все попадания навылет. Сквозное пробитие.  Как это возможно? Глок с патроном 9х19 Parabellum не пробивает. А тут такое…

-Как? Что это за пистолеты?

Им объяснили, что это советские пистолеты, еще двоенные, 1938 года выпуска. А современные русские пистолеты пробивают дыру размером с кулак. Ну кто же упустит возможность поглумиться над американцами в стиле Задорнова?

Те открыли рты и не могли сообразить, что же сказать в ответ.

История забавная, конечно, решил я. Но проверить надо.

Садимся с моим другом за расчеты, а он математик, заканчивал МФТИ, легендарный физтех, к тому же, матерый  знаток стрелкового оружия. Знает на эту тему больше меня, профессионального военного.

Начинаем считать. Начальная скорость пули, дульная энергия, поперечная нагрузка и т.п. В итоге получаем, что удельная кинетическая энергия пули, выпущенной из пистолета ТТ составляет 1030,5 Дж/кв.см, а у Глока под патрон 9х19 Para - 767,2 Дж/кв.см. Вот такие джоули. За счет высокой начальной скорости и меньшего калибра, пробивное действие у ТТ оказалось выше на 34%, то есть, грубо говоря, на одну треть.

Все сходится. Не врут африканцы. Пробивное действие пистолета ТТ превосходит аналогичные показатели многих современных пистолетов.

К пистолету ТТ идет патрон 7,62х25. Африканцы закупают их в Румынии, которая еще по старой советской, давно просроченной лицензии, продолжает их выпускать.

Так откуда все это пошло? Федор Васильевич Токарев, наш выдающийся оружейник, получив в 1929 году задание на разработку пистолета, решил идти проверенным путём. Тот случай, когда оружие разрабатывалось по классическим канонам. Сначала патрон – потом оружие под него.

Поэтому конструктор, не долго размышляя, остановил свой выбор на патроне 7,63х25  Маузер, популярном в то время. Немецкое качество, есть немецкое, решил он.

Подкорректировав на одну сотую калибр до 7,62 мм, что было несущественно, он сконструировал легендарный пистолет. С этим пистолетом Красная Армия прошла всю войну, которая, как известно, закончилась нашей победой. Конечно, там воевал не только пистолет. Но и он внес свой вклад в общее дело. Бить немца его же патроном – таков лозунг пистолета ТТ. Конечно, сам пистолет неоднократно модернизировался, и на складах до сих пор хранится большое их  количество разных модификаций.

К слову, ППШ, который у нас упорно называют автоматом, на самом деле, является пистолетом-пулеметом, что должно быть понятно по аббревиатуре. Это оружие было сконструировано Георгием Семеновичем Шпагиным под тот же самый, именно пистолетный, патрон 7,62х25, производство которого было развернуто в гигантских масштабах сразу на нескольких патронных заводах. Поставки этого патрона для армии осуществлялись легально, так как лицензия и оборудование для производства патрона 7,63х25 мм Маузер были официально закуплены у германской фирмы DWM.

Почему во всем мире, включая и нашу страну, погнались в послевоенное время за калибром 9 миллиметров – это отдельная большая тема. Как соотносятся пробивное действие и останавливающее действие пули, об этом много написано профессиональной литературы. Возможно, я напишу об этом тоже. В популярной форме.

Вот так. Не пора ли нам задуматься о возвращении пистолета ТТ на конвейер? Шутка, конечно. Кто же допустит? Уже разработана линейка разных пистолетов, но среди них нет ни одного под патрон 7,62х25.

Впрочем, в середине девяностых был сконструирован пистолет-пулемет «Бизон». Выполнен он был в нескольких модификациях, под разные патроны, в том числе, под патрон 7,62х25. Интересно, что занимались этой разработкой сыновья наших выдающихся конструкторов-оружейников М.Т. Калашникова и Е.Ф. Драгунова, Виктор Калашников и Алексей Драгунов.

   2019