Пушкин в ПСС Маяковского 10-11

Поль Читальский
Мы добрались, фра, до 10-го тома ПСС коммунистического поэта пролетарской революции и члена семьи Лили и Осипа Брик агентов ВЧК-ОГПУ В. Маяковского

Поскольку в последние два года жития Маяковскому в лирике было не до Пушкина, то в этот корпус я упаковал и ссылки на 11-й том  и примечания к нему

В целях создания удобного пособия выписываю тексты с упоминанием в них Пушкина для биб-ки твоего мстинского скита из шалаша в лесочке Burgweg на берегу баварского пруда "Germeringer See" 

Почему Маяковский?  Только два поэта в России объявляли себя памятниками

***

X
Стихотворения 1929-1930

Анчар (поэма об изобретательстве)
Строки 63–66 – цитата из стихотворения Пушкина «Анчар»


XI
Пьесы, киносценарии 1926-1930


Клоп  Феерическая комедия
Парень
Мордой он уже и Пушкина превзошел. Висят баки, как хвост у собаки, даже не моет – растрепать боится. Девушка


Баня  Драма в шести действиях с цирком и фейерверком
Победоносиков
«Итак, товарищи, Александр Семеныч Пушкин, непревзойденный автор как оперы «Евгений Онегин», так и пьесы того же названия…»
Ундертон
Простите, товарищ Победоносиков, но вы сначала пустили трамвай, потом усадили туда Толстого, а теперь влез Пушкин – без всякой трамвайной остановки.
Победоносиков
Какой Толстой? При чем трамвай?! Ах, да, да! С этими постоянными приветствиями… Попрошу без возражений! Я здесь выдержанно и усовершенствованно пишу на одну тему и без всяких уклонов в сторону, а вы… И Толстой, и Пушкин, и даже, если хотите, Байро;н – это всё хотя и в разное время, но союбилейщики, и вообще. Я, может, напишу одну общую руководящую статью, а вы могли бы потом, без всяких извращений самокритики, разрезать статью по отдельным вопросам, если вы вообще на своем месте. Но вы вообще больше думаете про покрасить губки и припудриться, и вам не место в моем учреждении. Давно пора за счет молодых комсомолок орабочить секретариат. Попрошу-с сегодня же…


Москва горит (1905 год). 1-я редакция  Героическая меломима
Арена. Страстная площадь*. В центре памятник Пушкину. С трех сторон над проходами стены с окнами. На нижних этажах вывески. Деревья, бульваром идущие к выходу. Идет снег. Площадь запружена народом. Рабочий с мальчиком пробирается к памятнику – влазит. Снимает кепку. Кричит.
Рабочий
Долой самодержавие!
;;;;;;;;Жандармские гады
стреляют в безоружных, –
;;;;;;;на баррикады!
Свобода на бумаге,
;;;;;;;;на деле – приклады.
Готовьтесь к бою!

В Примечаниях :
Кадр 182. Боец вспоминает минувшие дни – перефразировка предпоследней строки из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» («Бойцы поминают минувшие дни»)
«Птичка божия не знает» – строка из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы».
22 сентября Маяковский читал пьесу дома друзьям, а на следующий день – на заседании художественно-политического совета Гос. театра имени Вс. Мейерхольда. Выступая на обсуждении «Бани», В. Э. Мейерхольд дал ей очень высокую оценку, сравнивая ее с пьесами Мольера, Пушкина, Гоголя. Он говорил, что эта пьеса – «крупнейшее событие в истории русского театра, это величайшее событие, и нужно прежде всего приветствовать поэта Маяковского, который ухитрился дать нам образец прозы, сделанный с таким же мастерством, как и стихи… Конечно, Маяковский начинает собой новую эпоху» (цитируется по стенограмме). В единогласно принятой резолюции совет признал, что «постановка театром пьесы тов. Маяковского «Баня» является чрезвычайно желательной. Пьеса ценна и важна как для театра, так и для всей нашей драматической литературы»