Что же делать с мавзолеем среди икон?

Александр Искандер Семиреченский
Казалось бы, не время ставить подобные вопросы во время войны, которую ведет в лице Украины коллективный Запад с Россией, чтобы не расшатывать согласие среди нашего народа. Однако с этим нельзя запросто согласиться. Во-первых, под предлогом специальной военной операции можно неопределенно долго откладывать обсуждения всех вопросов, к ней не относящихся (и даже относящихся к ней, если критикуется, например, экономическая политика российского правительства, центрального банка, вывоз капитала и т.д.). Во-вторых, мы намерены предложить новое видение проблемы, поставленной в заголовок.

Две основных точки зрения на нахождения мавзолея и некрополя на Красной площади следующие:
1) Оставить все как есть, т.к. это часть архитектурного ансамбля Красной площади – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2) Мавзолей разобрать, Ленина похоронить, некрополь перенести.
В отношении первой точки зрения заметим, что авторитет ЮНЕСКО не истина в последней инстанции. Нам самим решать, как должна выглядеть Красная площадь, которая и без мавзолея входит во всемирное наследие. Плюс этой позиции в том, что, оставляя некрополь с мавзолеем в неприкосновенности, мы проявляем уважение к своей истории. В жизни России были разные периоды, и отношение к ним, конечно, может и даже должно быть различным. Тем не менее уважение к России не может быть избирательным, как невозможно относиться с почтением к человеку частично, мол, в целом уважаю, а левую руку и правую ногу не очень. Однако уважение можно проявлять в разных формах, о чем и пойдет речь дальше.

Вторая точка зрения имеет под собой серьезные моральные основания. Для православных людей, а это, на минуту, по разным оценкам от 68 до 84 % населения России, соседство православных святынь с некрополем революционеров, атеистов и прямых богоборцев недопустимо, для воцерковленных – мучительно. После открытия образов Христа и Николая Чудотворца на Спасской и Никольской башнях, когда участок кремлевской стены, выходящий на красную площадь, превратился словно в грандиозный иконостас, мавзолей на месте царских врат стал смотреться, на наш взгляд мерзко. Для русского человека, не верующего в Бога или мало задумывающегося о божественном, словом, для совершенно светского, но выросшего в своей русской культуре, соединение православной образности с богоборческой тоже неприятно. Да и всякому человеку понятно, что неправильно размещать кладбище на месте всенародных праздников.

Однако идея убрать некрополь имеет изъян, который глубоко ее колеблет и приводит многих сторонников к пассивности. Дело в том, что это идея отрицательная. Как сказал в древности народ, ломать не строить. Призывая к простому сносу некрополя с мавзолеем, большинство из нас ничего значимого не предлагает взамен. Ничего:
- привлекательного для души,
- любезного сердцу,
- воодушевляющего для национальной гордости,
- интересного для ума.
А ведь есть что предложить!

Чтобы сделать идею сноса мавзолея привлекательной для большинства населения, необходимо сделать два следующих предложения: что будет на освобожденном месте и куда денется некрополь. Начнем со второго.

Куда перенести некрополь

Скажем главное: не надо сносить мавзолей и уничтожать надгробия и памятные доски. Только переносить! Слова «снести мавзолей» следует вообще вычеркнуть из дискуссии. Он при любой позиции человека остается выдающимся памятником культуры и истории России. На наш взгляд, целесообразно поблизости от Москвы раскинуть Культурно-исторический парк советской истории России. Красивое, привлекательное для любознательных посетителей, туристов, почитателей социалистических идей место, оборудованное с использованием современных технологий. В центре можно соорудить фрагмент кремлевской стены, перед которым разместить и мавзолей, и некрополь. Большой павильон с историко-культурной экспозицией по образцу Исторического парка «Россия – моя история» в павильоне № 57 на ВДНХ в Москве. Просторный парк для прогулок с тенистыми аллеями, лучшими памятниками со всей России. Пройтись по аллее памятников Ильичу, задуматься у памятника Свердлову из Екатеринбурга, помечтать у монумента Дзержинскому с Лубянки, расслабиться в сталинском уголке, съесть эскимо, выпить ситро. Развлечься на аттракционах, выполенных в дизайне 1950-70-х гг., полюбоваться наглядной агитацией в стиле пин-ап. Кругом красные флажки советские песни, велосипеды, самокаты, прогулочные электромобильчики. Славное и прибыльное может получиться место для отдыха, развлечения и, приобщения к духу эпохи и, конечно, познания истории.

Вполне подходящее место для Культурно-исторического парка советской истории России – Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские». Площадь музея с парком составляет 99 га, а усадьба со всей заповедной территорией занимает 350 га, чего вполне достаточно для нашей цели. Сейчас прогулки по парку продолжительны, утомительны и бессодержательны (указателей недостаточно или вовсе нет), а могут стать познавательными, интересными, наполненными незаметно летящим временем. Мавзолей может хорошо вписаться в структуру территории, архитектура музейного здания словно вторит ему. Удобен будет парки и в отношении транспортной доступности: он связан со столицей автодорогами, неподалеку, в четырех километрах, расположена железнодорожная станция, от которой можно пустить туристический шаттл.

Почему не нужно хоронить Ленина?

К мумии Ленина привыкли относиться с политическим предубеждением: либо «не трогай святыню», либо «захоронить кровавого тирана». Попробуем посмотреть на нее непредвзято. С научной точки зрения это интересный, длящийся уже столетие эксперимент по сохранению целостности тканей мертвого человеческого тела. Разумеется, научное любопытство – недостаточно веская причина, чтобы тратить ежегодно значительные средства на поддержание целостности забальзамированного тела. Однако с государственной точки зрения все выглядит иначе. Благодаря бальзамированию Ленина Россия сохранила, поддерживает и развивает уникальную технологию бальзамирования. Занимается этим Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий в Москве. Россия обладает особей технической компетенцией и может предлагать услуги мумификации по всему миру. Напомним, что нашими учеными были забальзамированы Мао Цзэдун (Китай), Чойбалсан (Монголия), Готвальд (Чехословакия), Димитров (Болгария), Хо Ши Мин (Вьетнам), Ким Ир Сен и Ким Чен Ир (Северная Корея). Это довольно узкий, но стабильный рынок, на котором позиции России недостаточно сильны.

В странах католической культуры принято хоронить людей в склепах, поэтому многие люди воцерковленные и вообще мистически настроенные люди покупают услугу бальзамирования. Это не афишируется, но считается престижным. Полагаем, разочарование в перспективах медицины по возвращению к жизни богачей после криогенной заморозки способно повысить спрос на бальзамирование. Полезнее не закапывать тело Ленина в землю, а изучать и развивать технологии сохранения человеческого тела. Мумия Ильича – реклама российской технологии бальзамирования.

Что разместить на месте мавзолея?

Поставим сразу точку: правительственная трибуна и трибуны для почетных гостей на Красной площади нужны. Наши нынешние лидеры, не желая вследствие скромности взбираться 9 мая на мавзолей, вынуждены его закрывать триколором и принимать парад с временных подмостков.

Находящаяся за мавзолеем Сенатская башня с царских времен использовалась как символическая точка пространства Красной площади. Во время коронации Александра III на Сенатской башне были установлены большой государственный герб и звезда, на которых горел вензель Их Величеств. Однако в те дни и другие башни, и сами стены были украшены электрической иллюминацией. Впрочем, для всех коронаций XIX столетия фасады зданий и стены Кремля иллюминировали, сначала рядами масляных ламп, почти одновременно поджигаемых системой пороховых шнуров, а в 1881 и 1896 годах – россыпями мгновенно включаемых электрических ламп и прожекторов.

В советские годы Сенатская башня символически выдвинулась. Сначала ее фасад стал фоном для монументальной пропаганды. 7 ноября 1918 года на башне был смонтирован барельеф работы Сергея Конёнкова с изображением Гения Победы в духе языческих римских божеств, посвященный революционерам, погребенным у стен Кремля после боёв октября 1917 года. К пятилетию Октябрьского переворота у башни был поставлен памятник пролетарию, выполненный Фридрихом Лехтом. Фигура рабочего держала в руке кепку на вытянутой руке и как бы приветствовала демонстрантов. Статуя была демонтирована в уже через два года при возведении мавзолея, а барельеф снят в 1948 г. при оборудовании в башне ворот для прохода коммунистических лидеров к трибунам мавзолея. в 1947 году при подготовке к празднованию 800-летия Москвы обсуждалась идея по превращению примавзолейной территории в монументальное пространство. При этом надстройку Сенатской башни должно было снести, превратив оставшуюся часть в постамент гигантской статуи Ленина, возвышающейся за мавзолеем. За трибунами предполагалось возвести барельефную стену, а их боковые фасады завершить скульптурными группами. Все это перегрузило бы ансамбль Красной площади и, слава Богу, не состоялось.

Собственно, и сейчас, щиты, надвигаемые на мавзолей перед майскими парадами, несут на себе символику Дня Победы. Таким образом,после освобождения Красной площади от мавзолея и кладбища разумно построить трибуну, достойную тысячелетней истории России, в духе древнерусского «красного крыльца» и, например, в русско-византийском или русском академическом стиле, гармонирующим с архитектурой всего ансамбля. И пусть эта идея звучит разумно и справедливо для русского сердца, но жаль, что адептов коммунистической веры ни в чем не убедить, ибо мавзолей – это место социал-демократического религиозного культа. Для них нет противоречия в том, что «мощи» богоборца покоятся под православными иконами и золотыми крестами. Они будут до полного своего вымирания цепляться за гранитные ступеньки и надгробия несмотря на то, что своих личных и семейных праздников не справляют на некрополях, не празднуют дней рождений и юбилеев перед склепами и не женятся под кладбищенскими воротами.

Придет время, и мавзолей будет перенесен в более подобающее место, а Красная площадь освободится от угрюмого могильника, омрачающего ее всенародно торжественный характер, как человеческое тело освобождается от бремени болезни для радости и труда.