Jezi

Гванца Георгиевна Рыска
               





              Когда в разрушенной, разбитой на голову в Первой Мировой Войне и в Гражданской Войне, в расстрелянной Российской Империи в 1920 году Белая Гвардия с Крымского Полуострова Родину уносила на подошвах своих сапог по Чёрному, Мраморному, Адриатическому, Средиземному Морю в Европу, а затем по Атлантическому Океану и в Америку Северную и Южную, отец ещё не родившегося Юрочки, контуженный и отравленный немецкими газами, взятый из крестьян солдат Николаевской Армии Юрий Устинович Редька, уже как несколько лет по возвращению в родную деревню, подлечивал раны и помышлял о будущем, которое было очень не ясным и не привычным, так как однажды проснувшись, он оказался не в Православной России, а в Польше севернее города Вильно в своей родной деревне Баслаки Миорского района Витебской Губернии. Но ...

               Если 1 января 1919 года Временное революционное правительство опубликовало манифест, провозгласивший образование в составе РСФСР Социалистической Советской Республики Белоруссия (ССРБ), в состав которой вошли Витебская, Гродненская, Могилёвская, Минская и Смоленская губернии. Если 16 января 1919 года решением ЦК РКП(б) Витебская, Могилёвская и Смоленская губернии были возвращены в прямое подчинение РСФСР, то деревня Баслаки вместе с Миорами, осталась на территории Польши и в Николаёво приехал польский пан Фольког. Белорусские крестьяне продолжали жить своей жизнью. Пан католик ходил в кастёл, а белорусские крестьяне усердно посещали православный, деревянный храм там за речкой, куда и моста то не было через замёрзшую речку, которая зимой редела и была не пригодна для переправы на лодке. Пан жил сам по себе, белорусы, привыкшие к укладу жизни в Российской Империи стали жить сами по себе, не создавая особых затруднений для жизни друг другу. Школа открылась польская и дети стали ходить в польскую школу.
               
              И всё это в результате каких-то политических переговоров. Вот так отразилась на деревне Баслаки Первая Мировая Война, отречение Святого Николая Второго от Русского Престола в пользу Великого Князя Михаила Романова, Отречение Великого Князя Михаила Романова от Русского Престола и этим самоупразднение Русской Монархии в пользу Временного Правительства, которое можно было оказывается выстрелом в потолок спугнуть матросу Железняку и всё это к тому же обрывками и не в полной мере слухами доносилось до контуженного в отставке солдата Николаевской Армии. Что было делать бедному человеку в своём родном доме оказавшись, как не как до Речи Посполитой в Княжестве Полоцком при Князе из рода Рюриковичей славянского происхождения Изяславе Романове, а как бы снова до правления Российской Императрицы Екатерины Второй до того, как Она с Германским Императором и Австрийским  Императором разделили Речь Посполитую на западную немецкую, южную австрийскую и восточную русскую вместе с Варшавой части?

               С 1920 по 1939 год та белорусская земля, которую Императрица Российская Екатерина Вторая без единственного выстрела и войны присоединила вместе с Варшавой к Российской Империи, до Пакта Молотова и Риббентропа была оторвана от Кафедрального города Полоцка, а в деревне Юрия Устиновича Редько жили православные христиане обрабатывающие из покон веков монастырские земли и сеющие хлеб для всей Полоцкой Епархии.

               Солдат вернувшийся с фронта не мог пока работать в поле по слабости своего здоровья. В самодостаточное хозяйстве на хуторе в тринадцать домов всегда было самодостаточным и работы на огороде, в хлеву, во дворе с колодцем и с русской, срубленной баней всегда хватит любому мужику, который должен прокормить себя и свою семью, но семьи пока не было, надо было сначала выздороветь, чтобы посвататься к белорусской девушке. И Юрий Устинович пил молоко, ел домашнее сливочное масло, чтобы восстановить здоровье, как только это было возможно. Однако после войны всего было мало,ведь фронты Армии отряда Шольца прошли совсем рядом и если не прошлись по глухой деревушке, то это было было очень большим счастьем только из-за её удалённости от столбовой дороги. Миорский район находится в 90 километрах от места, где проходила линия фронта Первой Мировой Войны.

             Полоцкая епархия ведет свою историю от 992 году, когда здесь была учреждена первая на Белой Руси Епископская Кафедра. Это событие относится ко времени правления Князя Изяслава, сына Равноапостольного Владимира и Полоцкой Княжны Рагнеды.

             В X-XIII веках в ее состав входила территория с городами Витебск, Минск, Изяславль, Лагойск, Слуцк, Друцк, Новогрудок, Орша, Лукомль.

             Летописное упоминание о первом православном полоцком храме - церкви Пресвятой Богородицы - датируется 1007г. В середине ХIв. в Полоцке был возведен четвертый в христианском мире Софийский собор. Отсюда начала свой праведный путь правнучка князя Владимира княжна Предислава - святая преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Она переписывала книги, строила храмы и монастыри, была миротворицей и просветительницей земли Белорусской. А Епископы того времени - были Мина в 1105 году, Дионисий в 1183 году и Симеон в 1289 году - удостоились церковного прославления в сонме местночтимых святых.

               В XIV-XVI в., когда Полоцкие земли входили в состав Великого Княжества Литовского, Епархия имела статус архиепископии. Полоцкие Епископы избирались на митрополичью кафедру. Из 50 монастырей, действовавших на территории Великого Княжества Литовского, 15 принадлежали Полоцкой епархии.

               После победы Иоанна IV Грозного в Ливонской войне, Полоцкая Епархия с 1563 год по 1579 год входила в состав Московской Митрополии, что содействовало дальнейшему укреплению Православия.

               Разрушение началось в 1580 год, когда городом овладел польский король Стефан Баторий. Православные храмы передавались иезуитам, а с 1596 года Полоцкая Епархия к сожалению стала униатской. Православие сохранилось лишь в Братском Богоявленском монастыре.

               И только через 200 лет, когда белорусские земли были присоединены к России, началось возвращение униатов в лоно Православной Церкви. В 1833 год была восстановлена Полоцкая Епархия, которая включала в себя Витебскую, Виленскую и Курляндскую губернии. Архиереи того времени оставили заметный след в истории развития и укрепления епархии. Это были Василий Лужинский – в 1840-1870 годах, Александр Закис – в 1898 году, Серафим Мещеряков – в 1910 году. Возродился Спасо-Евфросиниевский монастырь, строились храмы, открылось женское духовное училище, а в 1839 была основана Полоцкая Духовная Семинария. В 1870 году в Спасо-Евфросиниевский монастырь была торжественно перевезена частичка мощей святой преподобной Евфросинии. В 1874 году стала издаваться газета «Полоцкие Епархиальные Ведомости». В 1896-1897гг. построено еще 17 церквей. А в 1910г. по Высочайшему Соизволению Российского Императора Николая II из Киева в Полоцк были торжественно перенесены Святые Мощи Преподобной Евфросинии Полоцкой.

                В 1914г в Полоцкой Епархии насчитывалось 310 приходов, 546 церквей, 135 часовен, 636 человек духовенства, из них 359 священников, 872 384 верующих, 442 церковно-приходских школ, 297 библиотек.

                Во время I Мировой Войны Полотчина оказалась в пограничной зоне. Однако это бедствие было несравнимо с тем духовным разрушением, которое началось в 1917г. Закрывались храмы и монастыри, было разграблено церковное имущество, начались репрессии против духовенства.