Правда Любви. Роман. Глава 1

Демидовцев Григорий
Как-то осенним, холодным, ветреным, но ясным днем я гулял по одной из набережных Невы. Я шел, и разрозненные мысли посещали голову, сменяя одна другую. Как будто пронизывающий ветер с реки сдувал их, не давая возможности задержаться в голове.

Так бывает, когда просто идешь и созерцаешь окружающее. Кажется, что не думаешь ни о чем, но это самообман, в конечном счете, ни одна мысль, ни одно спонтанное воспоминание не проходит бесследно, оставаясь жить в невидимом и часто не ощущаемом эфире Тонкого мира!

Чтобы укрыться от назойливого ветра, я зашел в Летний сад. Он тогда был другим*.

* (В 2009—2011 гг. была проведена капитальная реконструкция Летнего сада, вернувшая ему облик петровского времени).

Когда ты, читатель, возьмешь эту книгу и вздумаешь навестить
этот сад, он предстанет перед тобой в новом наряде. Из него исчезнет кое-что, едва уловимое, что было в нем раньше. Это отличие не измерить и не объяснить здравым смыслом, как невозможно объяснить, что такое душа, как рождается чувство приязни или неприязни и почему одним нравится одно, а другим другое.

Так и с этим садом, в котором после реконструкции исчезло то, что там незримо жило и бывавшие в нем люди чувствовали это. Но не расстраивайся, читатель! Такова жизнь, в ней всегда все меняется. И в Летнем саду появилось нечто другое, новое, ибо наш удивительный божественный мир не допускает пустоты!

Я присел на скамейку на одной из аллей...
Как вдруг почувствовал: что-то произошло! Сейчас здравый смысл подсказывает: видимо, задремал,заглядевшись на изменчивый ковер из листвы, опавшей с деревьев...
Согласись, наш мозг – это нечто само по себе волшебное. Особенно чудесны те фантазии, которые порою в нем рождаются! Впоследствии сразу и не отличишь, где правда, а где вымысел, особенно если эти фантазии основаны на вполне возможных событиях... Я мечтательно закрыл глаза и стал вдыхать свежий осенний воздух. Я почувствовал, что кто-то присел на скамейку рядом со мной. Открыв глаза, я покосился в сторону... Соседкой оказалась дама... На голове у нее была темная шляпа с большими полями, оттеняющими лицо. Из-за этой шляпы я про себя назвал ее Незнакомкой...

...И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
и в кольцах узкая рука, –
Почему-то вспомнилось мне романтическое
стихотворение Александра Блока.

«Зачем она здесь? Присела бы к кому-нибудь помоложе!» – подумал я.
Потом, отвернувшись, продолжал смотреть на аллею, по которой в замысловатом танце по-прежнему неслись листья.
В тот день у меня были неприятности на работе (уже не помню какие), и захотелось просто побыть одному, ни о чем не думать...
Но мысли как назойливые мухи преследовали меня.

«Ни о чем не думать! Это бывает крайне полезно для дела! Многие проблемы лишь порождение внутреннего волнения. Порою надо расслабиться и отпустить все тревоги на свободу, дать им раствориться в волшебном мире, окружающем нас...» – убеждал я тогда себя.

– Раствориться, как сахар в воде? Но можно ведь раствориться и как соль! – услышал я бархатный женский голос. Я осторожно повернул голову и еще раз посмотрел на ту, которую про себя назвал Незнакомкой. Она сидела с беззаботным видом, что совершенно не соответствовало философскому тону ее речи. Я с некоторой досадой собирался ответить, не обратив тогда внимания на то, что ее фраза непостижимым образом отвечала на мои мысленные размышления! Только потом я понял, что Незнакомка могла проникать в мысли людей.

– Зачем класть соль, если хочешь получить сладкий чай? Слава Богу, у каждого человека есть выбор, что положить в «стакан своей жизни»! – прозвучал мой ответ. Я постарался на ее мудреную мысль ответить тоже заумной фразой.
– Выбор-то, конечно, есть, но еще надо видеть, что перед тобой! В жизни часто бывает: человек не успевает осознать, что перед ним! Жизненный опыт подсказывает ему: сахар и соль выглядят по-разному. Но если кто-то Неведомый, создавший этот мир, сделает соль похожей на сахар, ты сможешь определить это, только когда сделаешь глоток! Я снова нехотя посмотрел на странную девушку. Та игриво поправила шляпу, и я увидел улыбку на ее губах. Не дав мне опомниться, она добавила, ничуть не смутившись моего взгляда:

– И вот чай уже другой – не сладкий, а соленый, хотя результат выбора был вроде бы предсказуем! – закончив свою мысль, Незнакомка сделалась серьезной. Улыбка слетела с ее идеально очерченных губ, лицо постарело в одно мгновение, но потом дама вновь улыбнулась и тут же помолодела снова... При этом она изящно подняла руки в белоснежных перчатках и поправила массивный пояс на полупрозрачном платье...

Признаться, этот пояс уже тогда должен был меня смутить, ведь такого не бывает, чтобы пояс так странно переливался и менял цвета... Он был то розовый, как рассвет, то становился цвета морской воды, и казалось, что по нему катятся волны с белыми барашками пены... Потом пояс вдруг почернел, и на нем появились звезды!

Однако здравый смысл подсказал мне, что сегодня и не то изобретают, – просто я не в курсе технических новинок и последнего "писка моды". Легкая усмешка девушки должна была бы меня насторожить, ведь ее реакция вновь очень точно совпала с окончанием моего внутреннего монолога, но я опять не догадался, что эта таинственная Незнакомка читает чужие мысли...

– Хочешь, я расскажу тебе сказку? – неожиданно предложила она.
Я в ответ рассмеялся. А какая еще реакция может возникнуть, если таинственная Дама в парке предлагает рассказать сказку? К моему удивлению, Незнакомка никак не отреагировала на мой смех. Она задумчиво развернулась вполоборота, высматривая что-то на парковой аллее...

Я проследил за ее взглядом... Аллея преобразилась: листья, которые до этого неслись по земле, подгоняемые ветром, вдруг застыли неподвижно... «Как это может быть?» – удивился я и, лизнув палец, поднял его, чтобы понять направление ветра.

– Я ненадолго остановила потоки воздуха, чтобы они не мешали тебе видеть главное! – прошептала Незнакомка завораживающим голосом.
Лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, освещали аллею, по которой медленно шли две старушки: одна была небольшого роста, с палочкой, другая – повыше...
– Скажи, что ты думаешь о них? – спросила Незнакомка, так и не обернувшись ко мне.
– А что тут думать? Что такого? – не понял я вопроса. – Идут себе старушки, гуляют по парку, возможно, вспоминают свою жизнь или ни о чем не думают, а просто наслаждаются погожим деньком! Сказочного здесь точно ничего нет!

– Смотря что называть сказкой! – вздохнула Незнакомка. – Жизнь сама по себе сказочна. Просто не все это замечают в повседневной суете! А они... – Незнакомка грустно улыбнулась, провожая пожилых женщин глазами, – обе живут памятью об одном человеке! Та, что с палочкой, вспоминает сказку про Анну из Страны Чудес, причем вспоминает ее в оригинале, на языке писателя, написавшего ее, англичанина Льюиса Кэрролла*.

– Тогда уж она вспоминает «Алису в стране Чудес»! – поправил я Незнакомку.
– Нет, – улыбнулась она. – Именно в такой версии перевода она впервые услышала об этой книге. Услышала от одного необычного библиографа.

* (Первый перевод «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла на русский
язык был сделан в 1879 г. под заголовком «Соня в стране Дива», следующий звучал как «Приключения Ани в мире чудес». Только с 1909 г.
отечественные переводчики стали называть главную героиню Алисой. Но в 1923 г. уже в эмиграции В. Набоков вновь вернулся к более русскому имени, озаглавив свой перевод «Аня в стране чудес»).

С тех пор прошло много лет, библиографа уже нет в живых, а она прочитала книгу в подлиннике – там героиню зовут Алисой. Но для нее память о первом знакомстве гораздо важнее, чем точность перевода. Ибо то, что услышано от любимого человека, не подвергается сомнению, конечно, если это была настоящая любовь, не так ли? – Незнакомка вопросительно посмотрела на меня.

– Опять сказка о любви! – недовольно проворчал я.
– Но... о любви можно рассказывать только сказки – это чувство само по себе не совсем реально. Любовь может преодолевать любые преграды и оставаться единственным ориентиром в жизни! Жаль, когда она не имеет прямого продолжения – детей, – но это уже как получится! Иногда рассудок побеждает ее, и тогда остается лишь память о любимом! Но и это неплохо... Любая грань благословенного чувства под названием «любовь» раскрашивает жизнь смертного разными оттенками. Она правит в этом бренном мире. Лишь единицам дано пережить всю гамму, все нюансы любовной палитры и соединить их в единый поток света. Этому потоку света суждено провести вашу душу в колыбель под названием «Океан Вечности», которую вы сейчас называете Богом! Пока живет Любовь, будет жить и этот божественный мир – чтобы в нем не происходило. И многое, даже если это не должно прощаться по установленным законам, будет прощено. Но прощено до времени!.

Незнакомка сделала плавное, замысловатое движение рукой в направлении старушек. Они обернулись и, увидев сидевшую рядом со мной девушку, заулыбались и очень деликатно приветствовали ее, словно давнюю знакомую...
Незнакомка царственно кивнула им головой. Такой, на мой взгляд, высокомерный жест молодой особы смутил меня,но старушки это восприняли как должное и пошли дальше...

– Они когда-то сделали свой выбор! И никто не имеет права их за него осуждать! – продолжила Незнакомка, провожая их взглядом. – Как-то это сказано – с болью! – сочувственно произнес я, заметив, что голос Незнакомки немного задрожал. Видимо, эта тема была болезненна для моей собеседницы.
– Спасибо за сочувствие, но не переживай! – вдруг повеселела она.
– Поскольку историю я знаю лишь по учебнику, что-то подсказывает мне, что «сказка» их любви была полна не очень приятных моментов! – усмехнулся я, глядя на старушек.

– Разумеется, у спектакля жизни должны быть декорации! Но, слушая эту сказку о Правде Любви, старайся увидеть больше, смотреть поверх декораций – они лишь фон. Самое важное – чувства и переживания людей, их попытки понять самих себя!

То, что произошло дальше, не поддается здравому смыслу. Я посмотрел Незнакомке в глаза, затененные полями шляпы. В глубине ее глаз я увидел силуэты каких-то людей...

– Что это? – удивился я.
– Сейчас ты увидишь прошлое... Прошлое из жизни людей, и путь многих из них уже окончен!
– И зачем мне это видеть?
– Все связано и течет по берегам Океана Вечности. На самом деле, нет ни прошлого, ни будущего – это всего лишь иллюзия твоего восприятия мира или тень от вод Вечности!

Глядя в ее глаза, я словно улетал куда-то...
А она продолжала говорить:

– Сейчас не думай ни о чем!.. Смотри на все как на сказку из жизни людей, сказку об их пути, сказку о Правде любви!..

Ее голос доносился одновременно со всех сторон. Казалось, что таинственная Незнакомка была всюду...

– И последнее наставление, – проговорила она своим мелодичным голосом. – Все, что ты видишь, уже утекло. Ты можешь на это только смотреть, не пытайся ничего изменить, смотри на все с любовью, с пониманием и прощением... Если у тебя к кому-то из тех, кого ты увидишь, возникнет неуважение, я прерву сеанс! Я заведую чувствами любви и прощения, ненависть и осуждение – не моя стихия...

Неожиданно фантасмагория в ее глазах прекратилась... Я оказался у какой-то реки...

«Это река Крымза, на которой расположен город Сызрань...» – услышал я пояснения Незнакомки...
– Зачем я здесь? – удивился я, оглядываясь по сторонам. И вдруг я заметил, что меня нет! Точнее, я видел все, кроме своего тела. Получается, я стал невидимым? – Как это может быть? – взволнованно спросил я.

– Не знаю, – наивно ответила Незнакомка. – Зачем интересоваться тем, что очевидно! Считай, что я тебе показываю маленькое чудо! Чудо не требует объяснения, в него достаточно поверить! Чтобы тебе привыкнуть, посмотри, как течет вода... Иногда смертному достаточно просто созерцать этот прекрасный божественный мир и меньше думать...

Завораживающий голос Незнакомки заставлял внимать ему и подчиняться... У меня было ощущение, что я оказался среди необычных театральных декораций, а голос Незнакомки звучал как будто позади них, из-за невидимых кулис. Потом мысли о происходящем куда-то ушли или, точнее, уплыли вместе со степенно текущими водами реки...
Затем я увидел молодую девушку, которая торопливо шла к реке по тропинке, усеянной опавшими листьями невысокого кустарника...
– Не удивляйся ничему, – вновь услышал я бархатный голос Незнакомки, – ты здесь присутствуешь, но тебя никто не видит! Ведь не стоит тем, кто еще только делает свой жизненный выбор, видеть того, кто уже знает будущее! Ты сможешь не только рассмотреть этих людей, но и узнать их мысли! Попытайся понять их, но не мешай им жить!. . У тебя своя жизнь, у них была своя! Когда увидишь меня, воспринимай как мифического персонажа... Неважно, что происходило на самом деле, важно – какие чувства остались от тех людей на земле!

Я пригляделся к девушке... Шелест сухих листьев и карканье ворон, изредка заглушаемое отдаленным грохотом стройки, который доносился со стороны города, порождали в ее душе особую, непонятную, но в целом радостную музыку. Ведь это был ее родной город, и она гордилась, что город шагает в ногу со временем... И от этого ей было очень хорошо. Недавно она вернулась домой после учебы и сейчас спешила на реку Крымзу. Спешила, чтобы уединиться в укромном месте, откуда она еще в детстве любила наблюдать за рекой, за рекой, за суетой вокруг плотов и лодок, за проплывающими суденышками... Она присела у крутого обрыва, возле меня, не подозревая о моем присутствии, и стала смотреть вдаль.

– Это и есть одна из старушек в молодости, которую я видел в Летнем саду? – подумал я про себя.
– Да! Это Анна, дочь Владимира! – Незнакомка снова прочитала мои мысли. – С «Еленой Прекрасной» познакомишься позже...

– И что она здесь делает? – спросил я.
– Она смотрит на волшебное движение речной стихии. Так же, как и ты смотрел только что! – загадочно улыбнувшись, произнесла Незнакомка. – Но не будем ей мешать! Она сейчас счастлива – в такие моменты жизни человек может очень многое сделать для своей души! А мы заглянем в ее детство, тоже связанное с этим местом...