Мракобес и оправдания

Роман Дудин
    У просветителя подход к вопросу средств и целей принципиальный: правильная цель должна защищаться исключительно правильными средствами, а защита неправильными в конечном итоге ей только навредит. У мракобеса всё иначе: в защите правильной цели любые средства хороши, главное верить, что цель «правильная».
    Это значит, что если один просветитель сделал открытие – обнаружил на Солнце пятна, то в качестве свидетельства он может использовать рисунок, сделанный с натуры или по памяти, но максимально добросовестно. А другой его единомышленник, который ещё в телескоп не смотрел, но до него дошли слухи об этом, и он поверил, не может со своего воображения нарисовать, что считает правильным, и показывать всем «вот смотрите – я лично видел!». Потому, что он не видел. Он может только ждать, когда увидит сам, или, когда ему пришлют рисунок того, кто видел, который он будет показывать или максимально старательно скопирует. Потому, что, метод установления истины для него свят и поступиться им нельзя.
    У мракобеса всё наоборот: святым может быть убеждение, что на Солнце пятен нет и быть не может, а вот методами доказательств можно и погрешить. Он не смотрел в телескоп, но он уверен, что на Солнце пятен нет, и этого ему достаточно для того, чтобы настаивать, что их там нет. И никогда не смотреть в телескоп сам, и убеждать других тоже не делать этого. Если же откуда-то привезут рисунок, сделанный (ну, допустим, авторитетным) очевидцем, показывающий пятна, которые тот увидел лично, то мракобес (при возможности) возьмёт этот рисунок, закрасит пятна, и будет его показывать со словами «вот смотрите, что и требовалось доказать – никаких пятен нет!».
    Понимает ли мракобес в таких случаях, что врёт? Понимает, конечно – сам же делал, но понимает в своём формате. Истина-то у него в том, что пятен на Солнце нет, ну а то, что он нарисовал так, как «должно быть» – это не враньё, а средство доказательства «правды». А для доказательства правды у мракобеса любые средства не зазорны. Называется у него это словами «так надо», и «цель оправдывает средства». Поэтому мракобеса можно тыкать носом в факт, что он врёт, а ему это будет, как с гуся вода, а внутри он себе говорит «так надо» и продолжает стоять на своём.
    Для отпетых мракобесов абсолютно нормально считать, что если цель «правильная», то ради неё можно врать и изворачиваться, главное только своего добиться. Потому, что цель оправдывает средства. И они могут даже так и учить своих единомышленников, потому, что путь у них такой, на котором это приходится делать регулярно. В связи с этим мракобесную паству иной раз можно тыкать носом в факт несоответствия слов их лидеров реальности (ну вот он, факт: на рисунке белой краской замазано сверху, а на просвет видно у свечки, что под краской изначально было нарисованы были тёмные пятна!) – а им это всё будет, как с гуся вода.  Аргументы послушают, ничего не ответят (если нечего), и продолжат вести себя так, как будто им ничего не доказывали.