Пылесос Тайфун

Анатолий Разумнов
    Пылесос «Тайфун», купленный в 1992 году сохранился по сей день и успешно используется для уборки дома. Внешний дизайн устарел, но свою функцию он выполняет исправно. Выдержал не один ремонт квартир при побелке и покраске. Один раз заменялся опорный подшипник и графитовые щетки электродвигателя. 
    «Тайфун» с мощным двухскоростным  двигателем и фильтром с двумя ступенями очистки не уступал по своим техническим характеристикам импортным пылесосам того времени. На верхней панели имелся переключатель режима работы 600/400вт. и индикатор уровня заполнения пылесборника.
    Поставлялся он не только на внутренний рынок, но и в страны Европы и Ближнего Востока. До 1989 года объём выпуска этой марки пылесосов составлял 500 тысяч в год. Производился он Серпуховским заводом «Металлист», тем не менее, производство его в начале 1990-х годов было остановлено.
    В общем советские, а точнее русские бытовые товары послевоенного времени отличались высокой степенью надежности и практичности. То, что объёмы их производства не удовлетворяли полному спросу другой вопрос. Импортные товары отличались более высокими внешними показателями; модностью и привлекательностью, но вытеснить качественный отечественный бытовой товар не могли.
     В основе конструкции пылесоса используется воздуховсасывающий агрегат АВ-600 с 2-х ступенчатой воздушно-нагнетательной турбиной.  Разработан он был в 1970-х годах работниками специального конструкторского бюро завода «Металлист» г. Серпухов.
    Устанавливался он в бытовых пылесосах марки "Тайфун",  "Ракета", "Буран", "Вихрь", "Чайка",  "Циклон", "Уралец" и других пылесосах отечественного производства . Агрегат применялся в промышленных пылесосах марки "Моника" и "Вортэкс",  а так же в воздухонагнетательных системах стоматологического и текстильного оборудования.
    АВ-600 обладал высокими техническими характеристиками и надёжностью, что делало его конкурентоспособным  среди отечественных и  зарубежных аналогов. Частота вращения двигателя достигала 16 000 оборотов в минуту. Статическое давление до 15 кПа. В наши дни  применяется для ремонта старых советских пылесосов.
    В отличие от пылесоса типа «Ракета» и многих зарубежных образцов его корпус выполнен в виде небольшого бочонка, что позволило увеличить площадь фильтрации. Это хорошо видно на заглавном фото . Фильтр второй ступени тонкой очистки занимает всю площадь поперечного сечения корпуса пылесоса.
    Проиграв в размерах внешнего габарита и дизайне по отношению к современным импортным, компоновка отечественного пылесоса сохранила важный технический показатель – невысокую удельную скорость фильтрации.
     В технике бывает так – выигрываешь в одном, проигрываешь в другом. Борьба за малые внешние габариты и совершенный дизайн привела к уменьшению площади фильтрации на всасывании в тракте движения воздуха. Арифметика простая, чтобы сохранить потребный расход и разряжение нужно увеличить скорость движения потока воздуха.  И сразу начинают накручиваться проблемы. При высокой скорости пылевого потока воздуха частицы пыли проскакивают через фильтрующую ткань. Нужно вводить дополнительные ступени и уменьшать размеры ячеек фильтрующей ткани. Это автоматически ведет к увеличению сопротивления движению воздуха. И дальше по цепочке – большей мощности электродвигателя турбины.
   Борьба шла за габариты и вес пылесоса. Мы должны их сохранить или даже уменьшить. Габариты двигателя должны остаться теми же при большей мощности. В импортных образцах они даже меньше. Чудес в технике не бывает. Это приводит к уменьшению моторесурса  электродвигателя.
    Параллельно встает вопрос о качестве фильтровальной ткани. Импортная ткань обладает лучшими характеристиками по отношению к отечественным образцам. Здесь ничего не возразишь и не добавишь. Но при низких скоростях движения воздуха с задачей эффективной фильтрации воздуха от пыли вполне успешно справляется обычная ворсистая ткань. Что и было реализовано российскими конструкторами в конструкции «Тайфуна».
    На первой входной ступени очистки были установлены съемные бумажные мешки – пылесборники. Они также не требовали высоко качества проходной фильтрации и поэтому были дешевыми и разовыми.
    Фиксировался пылесборник в нижней части корпуса обычным резиновым кольцом. Очень удобно. Заполнился пылесборник – снимаешь его и выбрасываешь, не соприкасаюсь с пылью. Никаких контейнеров, которые нужно чистить, ни аквафильтров, которые забиваются и пр. 
    Пылесборники в комплекте 4-5 шт. к импортным пылесосам стоят от 300 до 700 руб. и больше. А в «Тайфуне» фильтровальная бумага типа плотной «промокашки». Скорости движения воздуха небольшие и нет повышенных требований к прочности. В импортных пылесосах мешки должны быть наоборот прочными и достаточно плотными. Отсюда их высокая стоимость.
    К сожалению в широкой продаже дешевых бумажных мешочков к «Тайфуну» не наблюдалось. После израсходования комплекта мешочков, предлагающихся к новому пылесосу пришлось сшить мешочек из ворсистой ткани. Он долговременен и надежен, но  нужно периодически пыль из них вытряхивать. Первичная  и практичная задумка разработчиков с разовыми дешевыми мешочками  не реализовалась.
    Ну и конечно бесспорный выигрыш у «Тайфуна» по экономии электроэнергии за счет более малой мощности при тех же характеристиках расхода и разряжения воздуха. Есть наверно разница между 2000 вт. и 600 вт.? Современная реклама выдает большую мощность пылесоса как важное достоинство…??? 
    «Тайфун» при уборке сметает все на своем пути. Иной раз приходится переключаться на меньшую мощность 400 вт. поскольку маленькие коврики просто прилипают к щеткам, насколько высоко разряжение.
    При доработке подвижной платформы низа пылесоса и установки механизма сматывания электрошнура  пылесос не только бы смог конкурировать с импортом, но и оттеснить многие сервисные модели за счет более простого ремонта и более дешевых разовых пылесборников.
    Парадокс в том и заключается, что на протяжении длительного времени все удачные отечественные разработки и бытовые товары не получают режима благоприятствования на российском рынке. Причем это началось еще в советское время…
    За этим явлением просматривается некий внутренний тормозящий фантом.
    О потерянном навсегда, можно только сожалеть…