Хрупкая магия Рождества

Владимир Сизонов
 Для христиан Рождество - чудесный праздник. Этот праздник сродни чудесной сказке в которую хочется окунуться еще раз. Но для верующих-это не просто сказка, а реальная история, которую они принимают на веру.

 Ниже я проведу сравнения между Рождеством у Луки и Рождеством у Матфея. Евангелисты Марк и Иоанн, как известно, ни словом не упомянули о чудесном рождении. Они начинают свой рассказ об Иисусе с момента, как он, предположительно, достиг своего тридцатилетия. Лишь Матфей и Лука сочли необходимым рассказать о рождении спасителя. Сперва я перечислю сюжеты Рождества, которые есть у Матфея и которые отсутствуют у Луки и наоборот. Второй вопрос будет касаться проблематики происхождения Иисуса. И последний, третий вопрос, заострит внимание на некоторых исторических фактах связанных с историей Рождества.

 Сюжеты Рождества, которые есть у Матфея, но отсутствуют у Луки.

  1. Блуждающая звезда
  2. Волхвы с востока
  3. Злобный царь Ирод и избиение младенцев
  4.Бегство святого семейства в Египет.

 Сюжеты Рождества, которые есть у Луки и отсутствуют у Матфея

  1. Всеобщая перепись по всей Римской империи
  2. Для Марии и Иосифа не нашлось места в гостинице и они поселились в хлеву, где и родился спаситель
  3. Пастухи на поле и хор поющих ангелов.

 Вопрос происхождения Иисуса. Откуда он родом? Из Назарета или из Вифлиема?

 Этот вопрос особо волновал Матфея и Луку, ведь согласно еврейской традиции, мессия должен был родиться в Вифлееме, как написано у пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Проблема заключалась в том, что об Иисусе доподлинно было известно, что он родом из Назарета, захудалой, мало кому известной деревушки на севере Галилеи. Столкнувшись с этой дилеммой Матфей и Лука каждый по своему подошли к решению этой проблемы.

 Матфей. Матфей подошел к этому вопросу очень просто. Он заявляет, что святая чета жила в Вифлееме. У них там был дом, где и родился спаситель. В вопросе, каким же образом Иисус прописался в Назарете, евангелист хорошенько заморощился. С этой целью Матфей, вводит в сюжет о Рождестве злобного царя Ирода. Услышав о родившемся мессии Ирод усмотрел в маленьком крохе угрозу своему трону и послал воинов в Вифлеем убить всех детей от двух лет и ниже. Иосиф будучи предупрежден о надвигающейся беде ангелом, оставил Вифлеем и с женой и сыном бежал в Египет. Через время, когда царь Ирод умер, Иосиф вернулся в землю Израилеву. "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.". Как видно, поначалу дом Марии и Иосифа находился в Вифлееме, но обстоятельства вынудили их поселиться в Назарете.

 Лука. У Луки святая чета до рождения младенца жила не в Вифлееме, а в Назарете. В Вифлееме же Мария и Иосиф оказались следующим образом: " В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.И пошли все записываться, каждый в свой город.Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.Когда же они были там, наступило время родить Ей;и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.". На восьмой день Иисуса обрезали, согласно иудейскому закону, а на сороковой день его принесли в храм, где он встретился со старцем Симеоном. "И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет." Как видите, история Рождества у Луки отлична от таковой у Матфея. Нет ни злого Ирода, ни блуждающей звезды, ни смерти невинных младенцев и бегства в Египет. У Луки эта история отличается меньшим накалом страстей и драматизма. Святое семейство совершенно спокойно провело время в Вифлееме(за исключением эпизода с гостиницей, где Иосифу и Марии не нашлось места и они вынуждены были ютиться в хлеву), посетили храм в Иерусалиме и спустя сорок дней бежали не в Египет, а вернулись к себе домой в Галилею, в Назарет: "...возвратились в Галилею, в город свой Назарет."

 Проблемы исторического характера

 Ирод и Квириний. Как известно царь Ирод умер в 4 г. до н. э., что в свою очередь предполагает, что Иисус родился в год смерти Ирода. Все бы ничего, однако проблему создает замечание Луки о переписи:"Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.". Дело в том, что из исторических документов известно, что Квириний стал правителем Сирии зимой 6-7 г. н. э.. Между смертью Ирода и вступлением Квириния в должность правителя прошло 10-11 лет. И если брать за основу версию Рождества Матфея, то на момент правления Квириния Сирией Иисусу было 11 лет. Кто прав, Лука или Матфей? Когда родился Иисус: в год смерти Ирода(4 г. до н. э.) или в год когда Квириний вступил в должность правителя Сирии (6-7 г. н. э.)?

 Перепись. Согласно Луке по распоряжению кесаря Августа была объявлена перепись по всей Римской империи. Однако в исторических документах нет и слова ни о какой переписи, ни во времена Иисуса, ни в последующее время . Сложно вообразить, чтобы историки того времени сочли это событие неважным и решили о нем умолчать. Представьте себе, если перепись объявили бы сегодня во всем мире! Земля бы сдвинулась со своей оси! Все бы побросали свои дела, дома, работу и ехали в места где жили их далекие - предалекие предки. Я например, не знаю, где жили мои предки 200 лет назад, не говоря уже о том, чтобы знать, как Иосиф, где жил мой предок 1000 лет назад. И это притом, что сейчас ведется учет и документация всего и вся, а в те времена такой практики не было и людям приходилось полагаться разве что, на свою память и рассказы бытовавшие в их семейном кругу и передававшиеся из поколения в поколение (хорошо если эти предания не подвергались сильным искажениям с течением времени). Об этом, случись эта перепись во всем мире сегодня, говорили и писали бы все, ведь такое не каждый день случается и разумеется это событие не ускользнуло бы от пера историков времен Иисуса.