В крови двух заветов

Валентин Долматов
- «Дорогою (в пути) на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию». (Исход 4:24-26)

- «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «в кровях твоих живи!» Так, Я сказал тебе: в кровях твоих живи!». (Иезекииль 16.6)

- «Если в каком-либо из жилищ твоих, мужчина или женщина преступят заповедь Его. И если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровию и кровию, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой. И приди к священникам, левитам и судье, который будет в те дни, и спроси их». (Второзаконие 17. 1-10)

Если мы обратим внимание на деяния человека в том, как он проливает кровь в обществе, то можем заметить два основных направления: пролитие крови по любви, когда нарушается девственность женщины и пролитие крови по жестокости, с оружием в руках. О пролитии крови с оружием в руках с последующей смертью жертвы, Иисус сказал – не бойтесь убивающих тело, ибо они не могут убить душу. Мы помним и знаем, что от этой смерти Иисус искупил все человечество последствием своей крови, о чем много говорится в Евангелиях. А еще мы знаем, что через Иисуса мы призваны придти в некий полный возраст, или по-другому – войти в полноту жизни. Евангелия об этом не говорят, но только декларируют, что есть некие тайны Царствия Небесного, которые дано знать не всем, но неким избранным ученикам. Из Откровения мы узнаем, что человечество призвано на брачный пир и брачную вечерю, где «жена приготовила себя для мужа своего». И как бы мы не упражнялись в дифирамбах, что жена - есть церковь, а Иисус – есть наш общий жених, потому мы не можем упразднить простую правду об отношениях мужского и женского, которые будут продолжаться в Царствии (о чем свидетельствуют много притч). И потому мы ставим вопрос, - а есть ли такое учение, при котором, человек оправдывается (искупается) через пролитие крови женщиной, вопрос не простой и не второстепенный. Можно прямо зачитать слова Иисуса от Евангелия Фомы и Филиппа, где они не раз говорили, что Он пришел искупить мужчину и женщину, и исправить их разделение, при чем сделать это в чертоге брачном, который был скрыт Святое в святом, которое утаивала завеса. Мы так же понимаем, что верующему человеку, опирающегося только на канонический текст Библии, будет не достаточно для убеждения. И потому этот листок мы делаем на основе Писания, при этом напоминаем, что в каноническом тексте Библии не раз, в той или иной степени говорится о необходимости выносить из сокровищницы познаний, новое знание: «Бог сказал одно слово и два его смысла услышал я».

И так, в эпиграфе листка приведены две Библейских фразы, на которые мы обопремся в своих рассуждениях о крови. Первая фраза гласит: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию». Существует много толкований этого стиха, вот некоторые из них: Моисей был обрезан по заповеди на 8-й день и не мог не знать о завете Бога с Авраамом. При этом он возвращался с семьей, чтобы стать частью народа Израиля, а сыновья его (или один из двух), не были обрезаны. По этой причине Бог и хотел умертвить Моисея. Жена же увидела, что Моисей может умереть из-за того, что она пренебрегла обрезанием, взяла камень и обрезала сына своего. Затем, оставив его, обагренного кровью, она обхватила ноги ангела (или Моисея) и сказала: жених крови у меня. А что касается загадочного выражения «жених крови», то с точки зрения некоторых иудейских учителей, женщины называют своих сыновей «женихами» после того, как совершено обрезание. Хотя, с таким толкованием трудно согласиться, что противоречит всякой логики отношений, когда ребенок после обрезания приравнивается к жениху женщины-матери. С точки зрения иудейских богословов, в этом отрывке подчеркивается необходимость неукоснительно соблюдать заповедь об обрезании. И таков же лейтмотив многих современных проповедей на этот отрывок, когда акцент на процесс обрезания делается на исполнении Божьих заповедей в целом. Однако, сама по себе мысль, что Бога надо слушаться, достаточно очевидна для всякого верующего, и вряд ли этот эпизод был включен в Священное Писание лишь затем, чтобы еще раз об напомнить об этом. Христианские богословы в этот эпизод не вносят ничего существенного, и опираясь на учение апостола Павла, просто отвергают обрезание или переносят его на образ «обрезания сердца», тем самым избавляясь от всевозможных несогласованностей текста. Вот, типичное толкование христианских учителей: «Восьмой день, по прошествии семи дней, - это день Господень, когда Господь воскрес, а камнем был Христос. Отсюда нож для обрезания был каменным, а крайняя плоть - телом греха». Сказано, как-будто правильно, но глубинный смысл всё также скрыт, потому что нет опоры на весь контекст Библейского учения. 

Для начала, приведем некую пролегому пророка Иеремии, которая настроит нас на суть нашего повествования, а потом займемся и частностями слова. Он сказал «Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа». В русле этого откровения мы не раз читаем в Библии, как женщина спасает мужчину. В истории жизни Моисея, женщины играли исключительную роль: Повивальные бабки отказались умертвить его при рождении; Мать нарушила приказ фараона и пустила корзинку с младенцем по водам; Египетская царевна подобрала и усыновила ребенка; Сестра проследила за младенцем и добилась, чтобы его кормилицей была выбрана родная мать; Сепфора с сестрами дали беглецу приют в пустыне. И, наконец, Сепфора спасла Моисея в момент смертельной опасности, когда совершила обрезание потомство мужа, а до этого она пролила свою девственную кровь в брачном союзе с ним. Если хотя бы одна из них пошла на поводу «мужской логики» — исполнила указ фараона, прошла мимо плачущего чужого ребенка или странника в пустыне, не стала бы торопиться с обрядом обрезания, то Моисей был бы мертв задолго до Синайского откровения. Можно ли после этого утверждать, что Библия исполнена «мужского шовинизма» и что женщине в ней отведено второстепенное положение? Наверное, нет, если внимательно присмотреться к Писанию в целом замысле. 

Выражение «жених крови» состоит из нескольких образов: невеста, жених, обрезание и кровь, связывающая их. Что значит выражение «жених крови», которое употребляет Сепфора? Одно из возможных объяснений — вступление в родственные отношения через установление заветных отношений. Но, заветов было много, начиная от Ноя, потом с Авраамом и далее с потомками: «И открыл Ной кровлю ковчега», тайны слова запечатаны не только в иврите, но и в праязыке человечества. Легок заметить общий корень в словах – «кровля, кров = кровь» и если главным предназначением ковчега является спасение парных видов существ (м+ж), то Ной «открыл кровь ковчега», то есть – возрождение. Чуть далее (к Ною) читаем: «и взыщу вашу кровь, к которой жизнь ваша», а до и после этого стиха написано – «плодитесь и размножайтесь», и вот в этом «взыщу кровь вашу и поставлю завет Мой с вами и потомством вашим».  Здесь, прежде всего, от глаголов «плодитесь и размножайтесь», словосочетание - «взыщу кровь», это пролитая кровь женщины  (девственницы), а потом и кровь, проливаемая воинственными мужчинами. Далее, завет крови (обрезания) заключен с патриархами: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Но этот завет, как и предыдущие нарушался в потомках в отношениях между полами, и по выходу из Египта начинается корректировка через Моисея. Крови жертвенных животных мужского пола для очищения брачной скинии было недостаточно и появляется устав о «рыжей телице», жертвенная кровь которой должна быть окроплена «передняя сторона скинии» (подчеркиваем – брачной скинии). И очищение человека (мужчины) пеплом рыжей телицы осуществлялось совместно с живою водою, и именно «до вчера», когда происходит сочетание мужчины и женщины. А главное значение «живой воды», через разговор Иисуса с Самарянкой, заключается в колодцах Иакова и его семейном доме. В Библии текст построен так, как будто священники не понимали, что делали, они не раз сетуют, - в чем мы нарушили закон? когда все заповеди исполняются нами, но при этом все время находятся под судом Господа.

И на сцену повествования и пояснения, выходят пророки. Пророк Исайя говорит, что очищение скверны дочерей Сиона (чертога брачного), будет осуществляться через кровь и через Помазанника (Иисуса), который будет проповедовать лето Господне радостью и веселием «жениха с венцом и невеста, украшенная убранством». При этом пророчество о Помазаннике не заканчивается, но говорится: «Кто это идет в червленых ризах (обрызганных кровью) от Восора». Где «Восор» означает место - «овчий загон», загон козлов и шатры Исаака, в доме которого случалась «ссора» от «во,сора». Пророк Осия говорит о взыскании крови с блудниц и семейных домов, где присутствует нечистота отношений. Пророк Михей говорит, что «Сион (брачный чертог) созидается кровью», что нет милосердных (милых сердцу) мужчин на брачном ложе, но больше тех, кто «проливает кровь, лежащей на лоне твоем». А главный обличитель «города кровей» пророк Иезекииль говорит – отца и мать злословят, вдов притесняют (не дают сожительства), чистоту святынь не исполняют и брачные субботы нарушают. А вот и знаменитый стих пророка: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «в кровях твоих живи!» Так, Я сказал тебе: в кровях твоих живи!». Пророк трижды употребляет слова «в кровях твоих» живи, по другим переводам эти слова звучат так – «в крови твоей жизнь твоя»; «от крови твоей жива будешь (будь)»; «ты будешь жить». Мы не знаем из каких источников пророк выделил слова – «в крови твоей будешь жива и будешь жить» (возможно, перифраз из книги Бытие), но в любом случае эта фраза звучит, как заповедь и завет жизни человека. Интересно, что последняя фраза в некоторых переводах, даже, распространяется на мужчину Моисея, «лежащего в крови и дрыгающего ногами». По этой версии Моисей не был обрезан в Египте, а Сепфора обрезала мужа и сына. Но, даже эта версия ближе к истине, чем те, которые притягивают историю обрезания (гиюр) к истории «избранного» народа к некой мифической крови. Читаем, что вначале главы о крови, пророк дает характеристику дщерей (дочерей) Иерусалима: «твой корень и твоя родина – в земле Ханаанской, отец твой – Амморей, и мать твоя Хеттеянка». Если говорить о земле, то эта земля принадлежала младшему сыну Хаму (Ноя), который извратил отношения между полами. Характеристику Амморея (Асмодея) мы находим в книге Товита, где Асмодей убивал женихов женщины (невестки) Сарры, где он представлен аскетом и скопцом не могущим сочетаться с женщиной, но препятствующий брачным отношениям других людей. А Хеттеянка, происходит от имени Хетъ (страх и мерзость в отношениях полов) второго сына Хама. С другой стороны, у Авраама (после смерти Сарры) появилась вторая жена по имени Хеттура (Агарь), которое переводится, как «благоухание». А почему бы и нет, почему не предположить, что Авраам, завязывающий отношения с Хеттеянкой, искупает её в поколениях Хама, а она (женщина Сепфора) искупает (обрезает) мужчину любовью и лаской.

В дополнение к общему тексту листка на историю Сепфоры, интересен комментарий одного иудейского учителя, который связывает этот эпизод с искуплением пасхальной (мужской) жертвы и кровью обрезания, в данном случае женщиной. И переносит искупление на две заповеди, данные Аврааму и его потомкам, при этом и как всегда, упраздняется жертвенная кровь Иисуса, а женская роль крови (брит мила = милая побрита) упраздняется исторической демагогией. Мы же повторяем, что когда речь идет об «искуплении» женщиной (жена спасет мужа), опять же вспоминаем множество притч Иисуса, где Царство Небесное подобно женщине, или приход Царицы Южной для обличения мужчин. И многое другое, которое умалчивается и обходится стороной в учениях. Для нас же «искупление» женщиной распространяется в зону «полноты жизни», о которой говорит Иоанн в послании к избранной госпоже (женщине). В который раз повторяем, если Иисус искупил кровью нас всех от смерти, то кто искупит мужчину в одиночестве и введет избранника на брачный пир, если не «жена, приготовившая себя для мужа своего». Ко всему сказанному можно добавить, что современные комментаторы зачастую принимают аргументацию традиционных комментариев, не придавая внимания «новым» переводам с иврита. Где загадочный «жених» крови в переводе с иврита (хаТаН(ида) в Библии встречается много раз и в связи с вступлением в брак, означает жених + невеста: «Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога (брачного) своего и невеста из своей горницы». Этимологи связывают это слово с угаритским htn - «жениться», арабским - делать «обрезание» и аккадским hatanu - «защищать». И все три значения, так или иначе, присутствуют в этой истории, что едва ли случайно. Читаем и сравниваем (Пс. 18,6; Ис. 61.10; Ис. 62,5; Иер: 7.34; 16,9; 25,10; 33,11; Иоиль 2.16). Таким образом, Сепфора произносит формулу, которую обычно произносили над новообрезанным накануне и в связи со вступлением в брак. И таким образом, перед Моисеем стоял выбор – продолжать жить в семье (доме, стоянке) или вступить в служение по выводу народа из Египта, как места (страны), где всё смешано в кучу верований и дел, где делалось все, что считалось правильным. Мы уходим от подробностей в вопросах выбора жизненного пути человека, но напоминаем, что об Иисусе сказано – Он «есть путь, истина и жизнь», где жизнь является конечной целью человека. А то, что случилось «в пути» с семьей Моисея, есть частный случай истины, которая многолика в жизни человека.

Постскриптум: Листок закончен, но в черновиках заметил, что упустил комментарий на любопытный текст закона в книге Левит: «Если в каком-либо из жилищ твоих, мужчина или женщина преступят заповедь Его. И если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровию и кровию, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой. И приди к священникам, левитам и судье, который будет в те дни, и спроси их». То есть, закон предполагает, что в суждениях человека о крови, может быть затруднительным рассудить между двумя видами крови. Любопытно, что в тексте идет речь о мужчине и женщине, и об их крови, которые совершили некую мерзость в жилищах (доме их). И в частности, далее, узнаем что этой мерзостью, «какие делали народы» было «проведение сына или дочери через огонь». Первая ассоциация с «огнем» - это нарушение отношений между полами, но в русле нашего листка и по Писанию – это проведение детей через огонь Молоха (аскетизма и скопчества), когда повреждаются детородные органы человека и он становится не способным к исполнению заповеди – плодитесь и размножайтесь. Тогда, обрезание мужчины (завет крови) и пролитие девственной женской крови (от Сепфоры), становится бесполезным для жизни человека. Бесполезным, оказывается, обрезание Иисуса и апостола язычников (Шауля-Павла), если таковое было. В законе сказано – «разыщи, найди и спроси их», разыскали и нашли, что учение апостола язычников в словах – «лучше не жениться, но оставаться так», как он безбрачным, не соответствует Писанию. И что это так, достаточно привести слова Иисуса на вопрос учеников – «лучше не жениться», Он ответил – «что сочетал Бог, да не разлучит человек». В общем, нелегко рассудить «у ворот твоих (своих) между кровию и кровию», но прежде чем осудить мужчину и женщину, закон говорит, чтобы прежде на них была рука двух свидетелей (один свидетель не принимается). Странно, но тогда эти свидетели должны стать соглядатаями, подглядывающими за чертогом брачным мужчины и женщины. И тогда, те два свидетеля от книги Откровение могут быть аскетами, которые каждый день трубят общими словами о грехе и покаянии, сами же остаются без покаяния по отношению к своей жизни в брачном союзе. И тогда становится понятным – в чем они затворяют небо, почему и за что «убьет их зверь, выходящий из бездны земли». Думается, что таковых свидетелей в истории земли было множество (и есть), а на очереди «раскрытие ковчега завета» в крови Его и той Женщины – Жены Его, которая приготовила себя для мужа своего, которую они упразднили в своих аскетических учениях.