Совсем не глупый ослик

Григорий Кузнецов
    
   Новость облетела военный гарнизон молниеносно. В  авиационной эскадрильи, где было пять самолётов и столько же вертолётов, на хозяйском дворе появилось редкое животное для этих широт – осёл. Из достоверных источников мне поведали, откуда, когда и как он появился.
    Транспортный самолёт АН- 26готовился к вылету из Ташкента на аэродром « Планктон» Семипалатинского ядерного полигона. Экипаж перед вылетом занимался своими делами. Один радист ходил, зевал, разглядывая прилегающую территорию вокруг летной стоянки. Буквально в ста метрах стоял огромный самолёт ИЛ- 76, в который загружали гробы в Афганистан. Зрелище не из приятных. Сразу за забором аэродрома располагались частные дома. Между домами и забором проходила узкая  асфальтированная дорога. От ограждения остались лишь бетонные столбы, колючую проволоку растащили местные жители под покровом темноты.
   Проход на лётную стоянку сложности не представлял, будь то человек или животное. На одном из столбов, висела табличка: «Проход запрещён – запретная зона». Вдруг откуда не возьмись, появился ослик, и смело направился к радисту.  Виляя хвостом, подошёл к Василию, он  погладил его. Перекурил, бросил сигарету, ослик сразу сгрёб её своими бархатными губами и стал жевать. Васёк позвал экипаж, всем составом стали осматривать знатока Туркестана. Угощали ослика сигаретами, которые он жевал и проглатывал. Стоял дружный хохот. Радист принёс гостю хлеба.
   За этим занятием их застал хозяин ослика, подошедший незаметно.
  - Салям  малекум ребята! – поприветствовал пожилой седовласый узбек, невысокого роста, чуть выше ослика, в старом выцветшем от солнца халате.
  - Здравствуй аксакал,- поприветствовал дружно экипаж самолёта.
  - Что, понравился мой помощник?
  - Да-а! Аксакал, подари нам его.
  - Зачем он табе? Ему ещё нет одэн год.
  - Будет у нас на аэродроме служить. Поднимать боевой дух личного состава, крепить боеготовность.
     Аксакал расцвёл в улыбке, оголив прокуренные, редкие зубы.
  - Ну, если для пользы дела, тогда забирайте, толка мне адын банка спирта наливай и он твой.
  - Неси банку аксакал, так и быть литр нальём.
  Старик шустро заспешил домой за тарой. Вместо литровой, принёс двухлитровую банку.
  - Мы на литр договаривались,- возмутился механик.
  - Наливай литр из титана, а литр из канистры, он всё равно не поймёт, а когда поймёт – поздно будет.
  В разговор вмешался командир экипажа:
  - На Востоке не принято старика обманывать, налейте спирт.
   Хозяин ослика понюхал содержимое в банке:
  - Маладэц сынок! Чистый налил, спасибо тебе и Аллаху.
  Аксакал унёс банку, принёс верёвку, накинул ослику на шею.
  - Далеко повезёте?
  - Четыре часа лёту аксакал. Сингапур.
  Аксакал что-то шепнул ослику на узбекскомязыке и лихо завёл по рампе в самолёт.
  - Закрывай крышку, если убежит, банку не отдам.
  Экипаж и пассажиры смеялись от души.
  Механик, не раздумывая, закрыл рампу. На ослика набросили сетку, закрепили так, что ему под нагрузкой пришлось лечь на пол. Впервые экипаж перевозил непредсказуемое животное. Взлёт знаток Туркестана перенёс достойно. После посадки встречающих было больше обычного. Сразу определили ослику хозяйственный двор, где обитали бурёнки и свиньи. Новый командир эскадрильи одобрил приезд знатока Туркестана. Только механик ворчал, руководя уборкой салона самолёта. Подогнали пожарную машину мыть пол, так как ослик при посадке во время толчка обильно помочился.
  На следующий день ослика окрестили Яшкой. Шутники за глаза и отчество прилепили. На воротах хозяйственного двора неизвестный (Малевич) нарисовал ослика и петуха. Неоднократно приходилось видеть картину: боец на лошади гонит небольшое стадо коров, ослик следует самостоятельно за лошадью, размахивая хвостом. Почти каждый вечер, после захода солнца, слышался душераздирающий крик ослика и-а, и-а. Тосковал ослик по родине, а больше всего за своей половиной, которая в этих сибирских широтах отсутствовала. А в душе, как гвоздь, сидели строки Лермонтова: «И смутно понял я тогда, что мне на Родину следа, не проложить уж никогда».
  Однажды  я ехал по дороге в районе эскадрильи. По дамбе, параллельно дороге, навстречу мне шёл ослик Яшка в сторону хоздвора.  Я вышел из машины и поприветствовал Яшку:
  - Привет, Знаток Туркестана! Скучаешь по Узбекистану?
  Что тут было…Наконец-то Яшка встретил сочувствующую душу. Он поднял голову и начал громко кричать:
 - И-а, и-а.
  Я начал смеяться, а Яшка вдруг перестал кричать, опустил голову и продолжил свой путь на хоздвор. На мои обращения больше не реагировал.
    Командир эскадрильи, человек, умудрённый жизненным опытом, любил юмор, профессионал своего дела. Как-то в выходной день устроил соревнование. На ослике верхом сидел солдат из хоздвора в тюбетейке, велосипедист и бегун в кедах. Такое трио ещё на старте вызвало дружный смех у присутствующих. По команде спортсмены помчались и, для удивления зрителей, на финиш первым примчался Яшка с кормильцем. У велосипедиста слетела цепь, бегун споткнулся перед финишем и упал, когда его обогнал наездник. Видимо командир запроектировал такой результат, чтобы повеселить публику. История умалчивает этот случай. А ослика Яшку сослуживцы эскадрильи угощали сигаретами, дёргали за уши.
   Чем старше становился, тем больше проявлялась потребность во второй половине – природа требовала своё. Стал Яшка приставать на хоздворе к коровам, которые шарахались от него, как чёрт от ладана. В порыве страсти выскочил на взлётно-посадочную полосу в зоне посадки самолётов. В это время самолёт запросил посадку на аэродроме. Погода соответствовала, но нарушитель находился в зоне. Срочно приняли решение выгнать Яшку машиной. Он ловко увёртывался, убегая в сторону. В очередной раз Яшка споткнулся, водитель не успел затормозить. Так знаток Туркестана закончил свой путь. Не стали приходить ребятишки на хоздвор. Да и в гарнизоне с сожалением отнеслись к гибели Яшки, особенно сослуживцы эскадрильи.