От Хабура до Шат-эль-Араба

Владимир Тяптин
ШЕСТЬ РЕК, ЗАЛИВ – ТАКОВ РАСКЛАД,
КОТОРЫЙ Я ПРЕДСТАВИТЬ РАД.

Хабур с небес 1, 2, 3
Лазурь вобрав,
Бежит средь скал,
Как меж дубрав.

Бурлит и пенится
Средь гор,
Пред тем, как выйти
На простор.

Из трёх плотин 4
Большую клеть
Он должен
Будет одолеть.

И напоить
Водой поля,
Чтоб стала
Счастлива земля.

И влить потом
Себя в Евфрат, 5
Где ждёт его
Любимый брат.

Затем, чтоб слившись
С Тигром, впасть 6
В Шат-эль-Араб 7
И вместе всласть

Промчатся
До персидских вод, 8
Где океан 9
Их в гости ждёт.

8 фев. 2023 г.
----------
1 Река Хабур берёт своё начало на ю.-в. Турции, в горах Караджадаг, прот. по плато Джезире. Впад. в р Евфрат слева в вост. Сирии. Кол. воды в реке сильно мен-ся в зав-ти от сезона. Длина – 486 км.
2 Карасу –р. в Турции (дл. ок. 450 км), один из 2-х пр-в р. Евфрат.
3 Река Мурат – осн. ист-к р. Евфрат, Бер. нач. нед. от горы Арарат к сев. от оз. Ван, на вос. Турции, и теч. на зап. на прот. 722 км по горной местности.
4 В бас. р. Хабур постр. 3 плотины в рамках кр. орос. схемы, кот. т. вкл-т плотину Табка на р. Евфрат. Дол. Хабур, кот. в н. вр. зан. 16 т кв. км с-хоз-х угодий, явл. осн-м р-м выр-я пшеницы в Сирии. С.-в. ч. явл. центром доб. нефти в Сирии.
5 Евфрат – р. в Азии, прот. чер. Турцию, Сирию и Ирак. Исток– место. сл-я рек Карасу и Мурат, бер-х нач. в горах Арм. нагорья. П. сл-я Е. с р. Тигр обр-ся р. Шатт-эль-Араб, вп-я в Перс. залив Инд. ок. Длина Е. от истока Мурата до сл-я с Тигром 3065 км,
6 Река Тигр – лев. и самая полнов. сост-я р.Шатт-эль-Араб. Исток нах. в Вост-м Тавре (на в. Турции). Дл.1900 км.
7 Река Шат-эль-Араб – обр-ся сл-м рек Тигр и Евфрат в г. Аль-Курне и вп. в Персидский залив к югу от г. Аль-Фау. Дл. 195 км.
8 Персидский залив.
9 Индийский океан.

Стихотворение в книгу "Как прекрасна планета Земля!" на 450 с., в которую войдут стихи и песни, посвящённые природе всех стран мира.