2 Наполеончик Его советники и любовницы

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов

Крымская война (1854—55 гг.) в зеркалах Версаля или французская живопись  в середине XIX века


Наполеон III или "Наполеончик"


Про Наполеона Бонапарта, собравшему, подобно Гитлеру в своё войско сотни тысяч европейски солдат, которых он привёл для грабежа и оккупации России, небылиц было написано немало. О Наполеоне III - известно и написано гораздо меньше. Я намерен рассказать прежде всего о том "императоре", ставленнике кучки банкиров, который был инициатором, вдохновителем и организатором второго нашествия. О нем у французов осталось не весьма лестные воспоминания. И это негативное отношение к Наполеончику сохраняется во Франции до настоящего времени.

Наполеоном "малым" (то есть наполеончиком, прохиндеем) назвал императора великий французский писатель Виктор Гюго. Он написал об этом кровавом прохиндее две книги, не считая стихов. В них он подробно описал, почему он обозвал "Наполеончиком". И он оказался на сто процентов прав, как показала история. Плохо закончил прохиндей. Так же как и его дядя "Наполеон Большой". Но Большого с помпой перезахоронили в Париже и сотворили из него кумира. Малый Наполеон до наших дней покоится на английской земле и никто его не пытается перезахоронить на французской земле.

Попробуем нарисовать портрет этого малого императора. Когда Наполеон назначался банкирами президентом республики, он клялся сохранять верность идеалам свободы, равенства и братства. Однако уже в декабре 1851 г. его клика на деньги банкиров подготовила и совершила новый государственный переворот и объявила Луи Бонапарта императором.

Это был четвертый государственный переворот в жизни авантюриста (1836, 1840, 1848, 1851 гг.). Более пятнадцати лет финансовые воротилы готовили "Наполеончика" к роли диктатора. Бисмарк называл эту марионетку Ротшильдов "непризнанной, но крупной бездарностью", а Карл Маркс – "авантюристом, скрывающим свое пошло-омерзительное лицо под железной маской мертвого Наполеона". Французы "... получили самого старого Наполеона в карикатурном виде, получили его таким, каким он должен выглядеть в середине ХIХ века".

При этом втором "избрании" Наполеончика на трон по приказу клики "мясники" в военной форме тоже отличились: они убили сотни человек, арестовали 30 тысяч. Тысячи французов были высланы или вынуждены бежать из страны.

Вот как описывал увиденное собственными глазами в дни государственного переворота выдающийся французский писатель Виктор Гюго (1802-1885): "Парижские бульвары, парижские улицы, поля и деревни двадцати французских департаментов были 2 декабря покрыты убитыми и ранеными; мы видели на порогах домов заколотых штыками отцов и матерей, зарубленных саблями детей, плавающих в крови, растерзанных картечью женщин; мы видели, как расправлялись с людьми, молившими о пощаде, как их расстреливали в подвалах, вытаскивали штыками из постелей, настигали пулей у очагов; следы окровавленных рук сохранились в домах и доныне — на стенах, на дверях, над кроватями. После победы Луи Бонапарта Париж трое суток шлепал ногами в красновато-бурой грязи." И все это делалось для того, чтобы французское государство возвратилось, как писал Маркс, "...к своей древнейшей форме, к бесстыдно-примитивному господству меча и рясы".

Гюго рассказал, как крупная буржуазия устанавливала свою "демократию" в стране при Наполеончике: "И короли на тронах, и кардиналы в своих красных шляпах, и судьи под тенью своих гильотин, и полководцы на своих боевых конях – все содрогнулись, и не только они, но всякий, кто из корысти держался за то, что должно было исчезнуть, всякий, кто на пользу себе поддерживал какую-нибудь общественную неправду и жил на доходы от злоупотреблений, всякий, кто был хранителем лжи, привратником предрассудков или откупщиком суеверий, всякий, кто гнался за выгодой, лихоимствовал, вымогал, обирал, всякий, кто обвешивал, – как те, что подделывают весы, так и те, что подделывают евангелие, – и дурной купец, и дурной пастырь, и те, что плутуют с цифрами, и те, что торгуют чудесами, все, начиная с банкира-еврея, вдруг почувствовавшего себя католиком, и до епископа, обратившегося в еврея, – все эти люди прошлого сошлись вместе и, дрожа от страха, стали совещаться."



Наполеончик: гулять так гулять


Через две недели после государственного переворота начались праздная жизнь, какой она всегда бывает у монархов, аристократии и буржуазии: балы, приемы, пиршества, концерты, пикники, оперы и оперетки. Вот как описывает Виктор Гюго эту праздничную жизнь паразитических классов и сословий в своей книге: "Луи Бонапарт добился своего. Отныне в его руках деньги, спекуляции, банк, биржа, кассы, сейфы, а также и все те люди, которым ничего не стоит переметнуться с одной стороны на другую, если для этого нужно всего только перешагнуть через собственную честь. Он любит блеск, помпу, султаны, позументы и галуны, громкие слова, громкие титулы, все, что блестит и звенит, всякие погремушки власти. Считая себя родственником Аустерлицкой победы, он носит генеральский мундир. Ему безразлично, что его презирают, ему достаточно видеть почтительные лица. Будь этот человек на заднем плане истории, он бросил бы на нее тень, на первом плане он выступает грязным пятном".

Сказками о свободе, равенстве и братстве забивала клика мозги народу сразу после переворота и установления Второй республики. По примеру свергнутых Бурбонов все годы своего деспотического правления новоиспеченный император убаюкивал народ сказками о величии Франции и заставлял прессу, литераторов, художников прославлять себя, как это делал его дядя Наполеон Бонапарт.

"Старый прожженный кутила" и бабник давно мечтал о развеселой жизни. Скопище ожиревших нуворишей и аристократов праздновало победу над народом, расстрелянным в очередной раз генералами "славной" французской армии.

Веселились и плясали вместе с императорской кликой и аристократия, и финансовая олигархия, и крупная промышленники, и торгаши со своими свитами адвокатов, профессоров и краснобаев. Последние придумали красивый лозунг, под которым начала формироваться военная диктатура новоиспеченного императора: "собственность, семья, религия, порядок".

Долгая бродяжническая жизнь, скитания по европейским странам, тюрьмам Луи Наполеона кончились. Сорвав с себя маску республиканца и борца с бедностью, он потребовал увеличить свое ежегодное жалование с 600 тыс. до 1200 тыс. франков. Вскоре он потребовал от Национального собрания открыть для императора специальный цивильный лист в 3 млн. франков. Гулять – так гулять!

На проводимых совещаниях советники предлагали императору перечень первоочередных мероприятий, с помощью которых можно заставить нацию забыть о пролитой армейскими "мясниками" крови. Они доказывали, что надо начать большую войну, например, с Россией, и отправить на неё излишки пролетариата; что надо научить население гордиться достижениями в области промышленности, науки и искусства. Технических достижений к тому времени накопилось немало. Вот подлинные причины Крымской войны, как мне кажется. Остальные не причины, а поводы, надуманные для оправдания тех сотен затраченных миллионов франков, сотен тысяч жизней крестьян, солдат, превращённых в пушечное мясо.

Уже в марте 1853 г. было принято решение через два года провести в Париже Всемирную торгово-промышленную и художественную выставки одновременно.
Когда Луи Наполеон прорывался во власть, он нередко выступал с лозунгом: "Империя – это мир". А когда банкиры бросили власть к его ногам, он развязал одну за другой несколько войн в Европе – с Россией, Австрией и Пруссией; кроме того на других континентах: в Китае (1856-1860), Японии (1858), Аннаме (1858-1862) и Сирии (1860-61), Мексике (1861-65).

Все годы своего правления клика заставляла его держать войска: 70 тыс. в Африке, 40 тыс. в Мексике, 30 тыс. в Италии. В наши дни "миротворцу" Обаме дали даже Нобелевскую премию мира для того, чтобы он продолжал войны, развязанные финансовыми воротилами при Буше младшем, все восемь лет своего правления. Почерк тот же, что был у Наполеончика, хотя пролетело более 170 лет. Подобное происходит прямо на наших глазах при Байдене, 46 президенте США.

Любая война выгодна в первую очередь денежным мешкам, купцам и богачам. Она несет смерть не только солдатам и офицерам, но гибель, голод и страдания сотням тысячам простых людей, а то и десяткам миллионов, как в двух мировых войнах; и миллионам, как в наши дни; и приносит миллиарды – а сегодня триллионы долларов – прибыли кучке хозяев банков и транснациональных корпораций. А главное – война позволяет им держать массы в узде, не допускает народных бунтов, революционных выступлений пролетариата.

Не только беспощадной эксплуатацией пролетариев и разорением крестьянства добывает капитал и состояния новоявленные хозяева жизни. Они наживают их на войнах – на поставках в армию продовольствия, лошадей, на производстве вооружения и боевой техники, на модернизации средств массовых убийств, на военных транспортных перевозках. Трудно было найти не только во Франции, но во многих странах Европы банкира и дельца, которые бы не получали огромных прибылей на войнах Наполеонов и Бурбонов. Войны стали одним из основных источников в первоначального накопления капитала для нуворишей, выбившихся в "люди" спекулянтов и торгашей, колбасников и хозяйчиков фабрик и заводиков.
Бушевали малые войны. Это было время колонизации народов Азии, Африки, Латинской Америки "цивилизаторами". Буржуазные демократы торопливо превращали народы колоний в своих рабов. Подавляли национальное сопротивление огнем и мечом на всех континентах. Нуворишам этих войн было мало.

Буржуазной Европе нужна была большая война с Российской империей. Она была самой крупной державой в Европе и Азии. Она угрожала своим могуществом Британской и Французской империям, их колониальным владениям в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке.

С кровавых расстрелов революционных пролетариев 1848 г. диктаторское правление Луи Наполеона началось, кровавыми событиями - проигранной Австрии войной и Парижской коммуной - оно завершится в 1871 году. Кровавую расправу коммунарам устроили уже "республиканцы", друзья и последователи Наполеонов, тоже наполеончики, но не в императорской короне. Эта песня, известная в народе ещё и по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» стала для советского народа гимном защиты Отечества.



Женитьба Наполеончика


Пока Наполеончик болтался по Европе, вёл разгульный образ жизни, избавлялся от материнского наследства, он естественно и не думал о создании собственной семьи. Любил рестораны, красивую жизнь. Бегал за каждой юбкой. Проигрывал на скачках. Когда деньги кончились, пришлось искать богатых любовниц. Ею дольше всех стала леди Говард, мечтавшая о лаврах императрицы (она верила в его звезду).

Но как только банкиры посадили его на трон, надо было срочно женить императора: ему полагалось при данной должности иметь законного наследника. Бросились искать подходящую невесту, разумеется, среди принцесс в европейских столицах. Однако никто из родителей принцесс не пожелал выдать замуж свою дочь за Луи Наполеона. Его самого и его окружение британские газеты, например, характеризовали как состоящее "из паразитов, сводников и проституток".


Согласия на брак с ним дала только Евгения де Монтихо, графиня Теба, испанка. Ему рекомендовали ее в жены бароны Ротшильды. Ближайшие советники императора – Морни и Фульд – поддержали кандидатуру. В 1854 г. лично барон Джеймс Ротшильд подвел невесту к императору в храме Нотр Дам де Пари.

Евгения происходила из древнего испанского аристократического рода. Ее мать была дочерью богатого шотландского торговца фруктами и вином. В восьмилетнем возрасте ее вместе с сестрой отправили в Париж на учебу. Она получила образование в элитном пансионе. Слыла заядлой театралкой. Не пропускала ни одного нового спектакля. Уже в юности в ее характере проявились мужские черты – железная воля и командирские качества. Она занималась спортом. Любила поскакать на лошади по улицам Мадрида. Любила путешествовать. Объехала пол-Европы. Ее бурная молодость закончилась венчанием у алтаря Нотр Дама.

Евгения стала главным советником императора по всем вопросам. Без нее он не принимал ни одного серьезного политического решения до последнего дня своего правления. А кто стал главным советником Евгении? Мы уже знаем...

После свадьбы Наполеона одна из его долговременных любовниц Гарриет Говард (Лиззи, 1823-65), богатая английская леди, в отместку за измену потребовала от бывшего любовника немедленно вернуть долги – немного немало – пять с половиной миллионов золотых франков.

Стоит сказать несколько слов об этой любовнице императора. До знакомства с Луи она была актрисой и любовницей нескольких джентльменов, один из которых подарил ей немалое состояние. Так тогда это было принято. Когда ее свели с Наполеоном, Лиззи уже принимали в высшем свете; она имела не только большие деньги, но и полезные связи. Мимо такой женщины – богатой и красивой – не мог пройти холостяк Луи Наполеон.
Не будем судить Наполеончика слишком строго. Он вёл себя как было принято в кругах того общества, в которых он вырос. Сексуальная распущенность и проституция галантной эпохи перекочевала в буржуазную эпоху и сохраняется до наших дней. Вот что писал сто лет назад о том известный исследователь и летописец Эдуард Фукс в своей книге "Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век": "Париж Второй империи сделался для всех, кто хотел до дна испить чашу наслаждения, своего рода Меккой. Этой жажде наслаждения и роскоши вполне соответствует вышеописанный по существу грубый и вульгарный идеал красоты. Разврат был для женщины этой эпохи физической потребностью и вместе средством доставлять себе роскошь, без которой она не могла обойтись".
 
Теперь, когда Луи стал императором, наступило время расплаты: либо бери в жены незнатную любовницу, либо возвращай долги. Как никак, ради своей тщеславной мечты та пожертвовала всем своим состоянием, вложив его в подготовку и осуществление государственного переворота. Поскольку Ротшильды уже нашли императору невесту, пришлось возвращать долг любовнице с процентами – более пяти миллионов частями в течение трех лет. Позже он вернул долги и ее другу англичанину Н. Строуду...
Вскоре графа Морни удалось пристроить представителем компании, занимавшейся Проект панорамы "Крымская война" в Версале.
——————————————————————————————————————————

1

Первые картины о победах французского войска в Крыму были выставлены в парижском Салоне в мае 1855 г. А в конце года боевые действия в Крыму прекратились.
История Крымской войны, кажется нам, хорошо известна. Какие сюжеты могли заинтересовать французское правительство и лично Наполеона III в первую очередь?

Высадка войск союзников под Евпаторией; Победы союзников в сражениях при Альме (сентябрь 1854 г.), под Балаклавой (октябрь) на Инкерманских высотах (ноябрь), под Евпаторией (февраль 1855 г.), на Черной речке (август 1855 г.). С апреля кровопролитные бои за Севастополь. Захват Малахового кургана в сентябре. Перемирие, заключённое между воюющими державами в феврале 1856 г. в Париже.

В статье Дж. Тома кратко описывается   некоторые картины французских известных и молодых художников. В период с 1855 по 1861 год восемнадцать французских живописцев получили 44 правительственных заказа на картины, рассказывающие о французских героях Крымской войны. Картины предполагалось выставлять в Салоне по мере их готовности, а позже разместить лучшие в одном из залов Версальской галереи.
Дж. Тома ввела в научный оборот малоизвестные архивные материалы. Однако самые интересные – это ее иллюстрации, схематические изображения по теме, скомпонованные ею специально для своей статьи. Она реконструирует внешний вид четырех стен, которые могли вместить картины и статуи французских художников и скульпторов в Крымском зале в соответствии с проектом. Их можно посмотреть в оригинале статьи в интернете. И за это ей благодарность!

Дж. Тома попыталась восстановить хронологию работы над проектом Крымской панорамы в Версальской исторической галерее. Идея новой панорамы витала в воздухе с первых дней крымской войны. Надо было срочно изобразить крымскую военную экспедицию как победоносную войну и снять все вопросы, задаваемые правительству прогрессивной общественностью в прессе. Стоило ли нести такие расходы и воевать в регионах, расположенных в тысячах километров от Франции? Стоило ли нести огромные потери в живой силе, при строительством железных дорог. Он, как это было принято уже в те времена, занялся спекуляцией участков земли под новостройки и спекуляцией картинами. Взятки несли ему немалые. Компания платила ему жалование – 100 тысяч франков в год. Коррупционер и авантюрист по натуре, он был заядлым театралом, охотником и коллекционером картин.

Из потомственных аристократов крупным коллекционером в те годы был лорд Хетфорд (1800-70), самый богатый холостяк в Париже, личный друг Луи Наполеона. Не менее крупными коллекционерами были банкиры барон Ротшильд и братья Эмиль и Исаак Перейры (Pereire) из португальских евреев. Из русских близко к ним стояли коллекционеры из богатой семьи Демидовых.