Всадник Понтий Пилат. Очерк 7. Часть 3

Вадим Гарин
Предыдущая 2-я часть   http://proza.ru/2023/01/20/890

Читаем Евангелие вместе с художниками.

Коллаж автора.

Фото 1 – Кавалерийская римская турма (turma - эскадрон, 30-32 человека). Из интернета в свободном доступе.

Фото 2 –  Пилум (Pilum) - метательное копьё римских всадников и пехотинцев с тяжёлым древком. На фото представлено три, но видов пилума – восемь.

Фото 3 - Икона мученика Понтия Пилата с женой Клавдией. Эфиопия. (Davaipogovorim.mirtesen.ru).

Фото 4 – Альфонс Франсуа (1814-1888гг.) «Сон Клавдии Прокулы» Гравюра по мотивам Гюстава Доре. Медиафайл находится в общественном достоянии США.

Фото 5 – Памятник Понтию Телезину в Пьетраббонданте. Италия. Предок Понтия Пилата, вождь самнитов.

Фото 6 – Офорт  Дж. Мочетти. «Сеян арестован и приговорён к смерти. По исунку Бартоломео Пинелли (1781-1835гг.) Из серии «История Рима», 1810г. Берлин. Коллекция Архивов искусства и истории.


                Благодаря евангельским описаниям, Понтий Пилат стал одной из ключевых фигур, обрёл исторический и культурный вес. Его личность предстала как сложная и глубокая, наравне со многими персоналиями того времени. Так ли это?

1. Легенды

                В биографии Понтия Пилата много белых пятен и загадок. Да и самой биографии, как таковой не существует.
                Достоверные сведения о его происхождении, службе в армии, жизни после отставки с поста префекта в Иудее и его смерти отсутствуют. Приходится буквально «раскапывать» сведения о его жизни. Легенды, которые ходят о нём  - одна фантастичнее другой, в них фигурируют императоры, короли, звездочёты, племянницы королей и другие загадочные личности. 
                Как-то вдруг многие захотели быть причастными к рождению и дальнейшей судьбе Пилата. В Средние века европейские города выстроились в ряд с претензиями на звание его родины. Утверждалось, что он появился на свет в галльском Лугдуне (современный Лион, Франция), в Испании, Германии или в самом Риме.
                Во второй половине XX века следы будущего римского наместника Иудеи англичане неожиданно «накопали» даже в Шотландии. Их историки утверждают, что именно Каледония, то есть Южная Шотландия – наиболее вероятная родина Понтия Пилата (https://history.wikireading.ru/21262).

                Все эти предположения о его родине  основаны на многочисленных легендах и других литературных источниках. Например, в Булгаковском Понтии Пилате есть намёк на его германское происхождение.
                Булгаков был образованным человеком, владел несколькими иностранными языками, знал латынь. В его архивах сохранились выписки из книг, которые раскрывают литературные источники романа «Мастер и Маргарита»*. Так, например, в описании Пилата он использовал книгу историка и религиоведа Густава Адольфа Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета» (книга издана в Штутгарте в 1888г.)
                Мюллер обнаружил несколько легенд о Пилате, которые бытовали в средние века во многих европейских странах. 
                Булгаков, выбрал две версии: немецкую - о происхождении Пилата и швейцарскую - о его «загробных» терзаниях, о которых поговорим в последнем очерке. В немецкой легенде (есть и славянское продолжение) о короле Атусе и  дочери мельника Пиле рассказывается, что король германцев, умевший читать по звездам, узнал, что ребенок, зачатый им в эту ночь, будет знаменит, и он возжелал иметь такого ребёнка. (https://giterleo.livejournal.com/40418.html)

                Поскольку в это время он был на охоте, далеко от дома и общества, то потребовал привести к нему любую женщину. Ему привели дочь мельника, красавицу Пилу. Рожденный ребенок получил имя Пилат (Pilatus) от сложения их имен - Pila + Atus.
                Булгакову чем-то приглянулась эта история и сказка о короле звездочёте и дочери мельника перекочевала в роман. В двадцать шестой главе романа «Мастер и Маргарита» он пишет:

                «Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета и красавицы Пилы, – просил во сне Пилат».               
                Не мог Булгаков не знать, что  во времена Пилата никаких королей вообще быть не могло, а в списках германских правителей нет ни одного Атуса! В Восточно-Франкском королевстве первый король появился  в десятом веке (843г). Да и мельников не могло быть – мельниц ещё не существовало. Муку мололи в домашних ручных мельницах. Упоминание мельника говорит о позднем происхождении легенды.
                Не надо забывать, что роман Булгакова - художественное произведение, а не историческое исследование.
                Следующий довод о германском происхождении Пилата тоже весьма сомнителен. Вспомним опять бессмертный роман.
                В диалоге с Пилатом Иисус (Иешуа) всех называет «добрыми людьми» и объясняет, что центурион Крысобой стал жестоким и чёрствым после того, как добрые люди изуродовали его:
                - «Интересно бы знать, - Спросил Иисус Пилата, - кто его так искалечил.
                – Охотно могу сообщить это, – отозвался Пилат, – ибо я был свидетелем этого. «Добрые люди» бросались на него, как собаки на медведя и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, – тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем. Это было в бою при Идиставизо, в долине Дев».
                Здесь речь идёт о битве Римских войск под командованием Германика (сына Нерона) и германскими племенами под командованием Арминия, где римляне одержали блистательную победу, а Понтий Пилат показал недюжинную доблесть. Битва состоялась в 16 году. Пилату было 24-26 лет от роду.

                Выводы о германском происхождении Пилата основываются на том, что он служил в кавалерии и командовал турмой (эскадроном – 30 человек). А римская кавалерия, по совершенно непонятному мнению некоторых исследователей, была организована только по национальному признаку, что не соответствует действительности. Римская кавалерия состояла из римской и союзнической части, куда действительно набирали  не римлян. Например, во времена Цезаря, большие отдельные конные полки (500 -1000 конников) состояли из союзников под предводительством местных вождей и называвшиеся, по местностям или народностям, например  маврская ала, серийская ала (ала лат. крыло. То есть фланговые конные отряды), но это не значит, что Пилат был одним из их числа.
                К тому времени всадники стали исключительно офицерским сословием (роль, которую они сохраняли на протяжении всего Принципата), поскольку империя стала просто слишком большой и сложной, чтобы аристократы могли служить обычными солдатами.  А Понтий Пилат родился в богатой семье и был римским гражданином. По рождению из сословия всадников – эквитов. Об этом пишет большинство исследователей.
                Ко времени битвы при Идиставизо, как и в прежние времена набрали восемнадцать центурий (центурия - сотня), из которых шесть было патрицианскими, в которых и служил Пилат.

                Конный орден набирался из самых богатых слоёв римского народа, которые умели сражаться и могли позволить себе самостоятельно содержать лошадь. (В республиканские, а позже и в имперские времена всадник был обязан явиться в армию Рима со своей лошадью. (как и у нас в казачестве).  В более поздний период империи выплачивали стоимость лошади и её снаряжения).
                Пилат родился всадником. Читателю надо понимать, что всадник  - это не воинское звание в древнем Риме – это не человек на лошади, а сословие. Второе после патрициев. Пилат вступил в армию и заслужил храбростью,  своей квалификацией назначение командиром турмы. Это младший офицер.               
                Продолжая Булгаковскую тему, нельзя не упомянуть
поэму Георгия Петровского «Пилат», которую использовал писатель. Прочтите отрывок из неё:
 
                Отец его с херусками ушел разить врагов,
                А сыну поручил беречь сестру и мать.
                ………………………………………….
                И взросший Ингомар завет его забыл.
                За золото и блеск с врагом он подружился,
                И, жизнь свою щадя, он силе уступил.

                И ловкий юноша был сметлив в деле ратном,
                Гордился похвалой искуснейших солдат,
                И имя его прежнее погибло безвозвратно
                За меткий его глаз он назван был Пилат.

                Именно поэтому М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» называет Пилата «Всадник золотое копьё», намекая, что Пилат – херуск (германец)** подружился с врагом (римлянами) за золото. Ингомар в поэме – имя Пилата, якобы данное при рождении родителями. Никакими документами это не подтверждено. Думаю, что Петровский "переделал" имя дяди  германского предводителя  Армения, участвовавшего в сражении, которого звали Ингиомер (Википедия: «Битва при Идиставизо на реке Везер. Об Ингиомере есть упоминание).
 
                Британская версия ещё более фантастическая. Разбирая хроники времён власти римлян, англичане якобы «раскопали» легенду в которой говорилось, что в 13 году до н.э. римский правитель послал в те края центуриона (Во времена покорения Британии центурия состояла из 80 человек) Понтия, для того чтобы он наладил добрые отношения с небогатым шотландским королем Металланусом.
                Не знаю, как читатель воспримете такую легенду: что такой полководец, как  Цезарь мог ли держать сотню солдат лишь для поддержание порядка на завоёванных территориях!
                В Википедии сказано, что при вторжении в Британию участвовало до 25 тыс. легионеров, две тыс. кавалерии и 600 кораблей!
               
                По английской легенде центурион - командующий гарнизоном римской крепости (!) недалеко от замка короля под сенью древнего тисового дерева встретил  племянницу правителя Илию, влюбился в неё и женился. Илия родила мальчика и умерла при родах. Английские учёные, увидев имя мальчика (Понтий) сразу решили, что речь идёт о Понтии Пилате.  А прозвище Пилат мальчик, по их мнению, получил потому, что его отец-центурион после смерти жены вернулся в Рим и прожил там совсем недолго, тоже умер. После его смерти мальчику вручили войлочную шапку главы семьи «пилатус».   Сироте, по обычаю римлян действительно могли надеть шапку «пилатус» (так называлась шапка главы семьи). Подобные обычаи существуют и в других народах, например, есть у нас в казачестве: мальчику-сироте по решению круга набрасывал шинель в знак главы семьи, выделяли земельный пай и оказывали всевозможную помощь. Легенда, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики.
                Центуриона в легенде англичане называют римским патрицием, а центурион – командир  центурии, как правило, происходил из бедных плебеев или иностранных союзников Рима. Это ротный офицер в римской армии, достигший звания за 10-15 лет службы (как наш казачий подъесаул или есаул). Его выбирали за мужество и умение вести за собой солдат. А патриций принадлежал к исконным римским родам, правящему классу.
                Не надо забывать, что Римская Британия была консульской провинцией, это означало, что ее губернаторы должны были сначала стать консулами в Риме, прежде чем они могли управлять ею.  Только с третьего века Рим разрешил снизить ранг до всаднического. А тут центурион!


2. Кто ты, Понтий Пилат?               

                Серьёзные исследования не  основываются на легендах. Весь род Понтиев с самой большой долей вероятности имеет самнитское*** происхождение, в чем вы убедитесь, читая очерк.
                Ошибочно считать, что Понтий имя, а Пилат  фамилия. Это не так. В Риме фамилия указывала на принадлежность к определенному роду, и Понтии относились к древнему клану Понтиев самнитов, которые влились в римское общество.
                Понтийский род был плебейской семьёй**** и во времена республики***** очень немногие его представители получили известность. Его процветание началось при Империи и в конечном итоге они достигли консульства.

                Понтий Пилат родился в 10 г. до н.э. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). После завоевания Галлии, римские легионеры построили крепость Лугдун (рти. Холм Бога) на важном оборонном от германцев участке долины, а через двадцать лет крепость превратилась в крупный город, который даже называли маленьким Римом. Он являлся столицей Римской провинцией Галлии. В том же 10 г до н.э. в Лугдуне родился и будущий император Клавдий – сын Августа. Римляне, завоёвывая территории, ассимилировали народы, проживающие там, которые становились римскими гражданами со всеми правами Римской республики, а позже и империи.
                Первое упоминание о представителях рода Понтиев произошло в известной истории с гусями, которые спасли Рим после битвы римлян с галлами. Примерно в 390 или 387 году до нашей эры произошло сражение, известное как Битва при Аллии — небольшой речке, впадающей в Тибр неподалёку от Рима. Она завершилась сокрушительным поражением римлян.
                Проникнув в город, галлы разграбили его и перебили всех оставшихся жителей. Сенаторам и части армии удалось скрыться в Капитолии, располагавшемся на большом труднодоступном холме, после чего галлы начали его осаду. Она продолжалась семь месяцев, но результатов не принесла.
                Молодой римский солдат Понтий Коминий ночью пробрался к осаждённым в Капитолии с посланием от армии с просьбой к сенату о назначении нового командующего армией Марка Фурия Камиллу (талантливый полководец находился в изгнании. Позже он разгромил галлов). Наутро галлы увидели по осыпавшимся камням и сломанному кустарнику путь Понтия Коминия и поспешили забраться на холм этой же дорожкой. Но священные гуси при храме Юноны, услышав поднимающихся воинов, загоготали и захлопали крыльями и защитники Капитолия проснулись и сбросили нападавших. Так гуси спасли Рим!
                Из рода Понтиев во времена гражданской войны вышел полководец, лидер самнитов Понтий Телезин (Телесин)  - противник Суллы. Ему установлен памятник (Фото 5 на коллаже).  Многие исследователи считают его родственником Понтия Пилата.
                Известен Тит Понтий – центурион огромной силы, упомянутый Цицероном; Понтий Люпус – всаднического звания; Понтий Фрегеллан – сенатор; Понтий Аквила – понтифик и народный трибун, один из убийц Цезаря; Гай Петроний Понтий Нигрин – консул (37г. – в год смерти Тиберия) и многие другие.
                Так, что всадник****** Понтий Пилат был не последним в роду Понтиев. Что касается имени Пилат (Pilatus) - это прозвище, которое было получено ещё в начале военной карьеры. (В имперские времена многие имели прозвища. Например, Понтий Аквила - означал «орёл»; Каминий - безупречный).
 
                Pilum являлся метательным копьём римских всадников и пехотинцев с тяжёлым древком. Использовался он и в ближнем бою. На фото 1 коллажа изображена римская Ала (отряд, крыло, конница на флангах.  Иллюстрация с сайта br.pinterest.com.), а на фото 2 разновидности пилума. Пилат прекрасно владел этим оружием.  Пилум был очень удобным для броска. Опытные и сильные воины могли метнуть его на дистанцию до 25 метров! Пилат умел, за что и заслужил такое прозвище. Но я очень удивился, когда «полез» познакомится с этим оружием. Оказалось видов его огромное множество. Пилум насчитывал восемь видов!  (Были ещё Фаларика, Спикулум, Гаста,  Ланцея,  Солиферрум,  Плюмбата…)
                О дальнейшей службе Понтия Пилата ничего не известно. С 16-го по 26-й год нет никаких упоминаний о нашем герое.
 
                После битвы при Идиставизо военная кампания 17-го года против германцев завершилась. Где мог в дальнейшем отличиться Понтий Пилат не ясно. Регулярная римская армия (300 тыс. ч.) размещалась по всей границе империи и за её пределами. Войска стояли на Рейне, Испании, в Дунайских провинциях, в Сирии, в Египте и даже в провинциях Африки, где римляне вели войну. Возможно, Пилат, как человек военный, участвовал в гражданских конфликтах и там отличился и заслужил расположение Тиберия. По свидетельству некоторых историков (Светоний, Филон Александрийский) есть предположение, что он пересекался по службе со ставшим впоследствии советником императора и могущественным временщиком Тиберия Луцием Элием Сеяном – главой преторианцев, по происхождению тоже из всаднического сословия. Он до самой смерти покровительствовал Понтию Пилату*******.
                Кроме всего, расположением императора он обязан и своей жене Клавдии Прокуле, с которой он сочетался браком в возрасте примерно тридцати восьми - сорока лет. Считается, что Прокула была внучкой императора Августа и дочерью Клавдии, третьей жены императора Тиберия. Таким образом, Понтий Пилат, как бы являлся зятем императора. А скорее всего в назначении префектом Иудеи сыграли многие факторы.


3. Клавдия Прокула

                «О происхождении Клавдии Прокулы, супруги Понтия Пилата существует несколько версий. Об отце же Клавдии известно только то, что он командовал войсками Германика приёмного сына Тиберия. После смерти Августа Тиберий, ставший новым правителем, удочерил Клавдию (иногда ее называют незаконнорожденной дочерью Тиберия). Но некоторые исследователи предполагают, что родство Клавдии с высоким семейством было гораздо более дальним. Ее мать приходилась двоюродной сестрой Агриппине Старшей внучке Августа».  https://history.wikireading.ru/21262
                Известно апокрифическое сочинение «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии», которое обнаружили около 1643 года, оригинал послания которого к подруге Прокулы, находился в Италии и был переписан для константинопольского епископа Дионисия. Нет доказательств, что письмо является подлинным. Почти наверняка поздняя подделка.  Так или иначе, к образу жены Понтия Пилата христианские апологеты обращались часто. (Блаженный Августин; Иоанн Златоуст и др.) Вот фрагмент письма:
                - «Ты знаешь, что с наступле¬нием моей шестнадцатой весны, - пишет Прокула подруге, -  я была соединена узами брака с римлянином Понтием, потомком древнего и знамени¬того дома, занимавшим тогда в Иберии важное правительственное место. Едва мы вышли из храма, как мне должно было ехать с Понтием в провинцию, ему вверенную. Нерадостно, но и без отвращения я последовала за супругом, который по своим летам мог быть отцом моим».

                Из письма мы узнаём, что до "командировки" в Иудею, Пилат занимал какую-то важную должность в Иберии (древне-римское название Иберийского – Пиренейского полуострова).
                И, наконец, в 26 году Тиберий назначил Понтия Пилата префектом Иудеи, Идумеи и Самарии. Не думай, читатель, что это было завидное назначение. Важное, но и трудное. Наместнику Рима пришлось ехать в далекую бедную провинцию и управлять там еврейским народом, готовым взбунтоваться в любую минуту. С Пилатом вместе с ним в Иудею отправилась и его молодая жена.
                Интерес к Прокуле христианского сообщества связан с её обращением к Пилату с просьбой пощадить Иисуса Христа. За что греческая, коптская и эфиопская церковь причислила её к лику святых, а в византийском православии её память совершается 27 октября (по юлианскому календарю).
                Апокрифическое Евангелие от Никодима так описывает эти события:
                - «И когда думал он подняться с кресла своего, жена его, именем Прокула, прислала сказать ему: не делай ничего Праведнику сему, ибо этой ночью я много пострадала за Него. Пилат, услышав сие, сказал всем иудеям: вы знаете, что жена моя язычница и что она выстроила вам множество синагог, она прислала сказать, что Иисус человек праведный и что этой ночью она много пострадала за Него».
                Об этом писали все евангелисты (Мф. 27:19), а вот вокруг её происхождения и имени Клавдии Прокулы споры продолжаются. Здесь все очень не просто... Евангелисты не называет подлинного имени жены правителя.
                В христианских апокрифах её называют Прокулой или Проклой на славянский манер.
                А исследователи утверждают, что Прокула (Прокла) – это личное имя, а родовое (как у Пилата родовое имя Понтий) имя Клавдия. То есть, если личное имя жены Пилата - Прокла, то ее родовым именем (то есть фамилией), будет Клавдия. В списке патрицианских родов Древнего Рима род Клавдиев (сабинянского происхождения) присутствует, как один из древнейших. О ней есть упоминание и во втором послании апостола Павла к Тимофею  (2Тим.4:21).

                Зачем эти споры вокруг имени Прокулы? Потому, что в православии есть свои особенности восприятия жены Пилата. Вот, как об этом рассказывает протоиерей Олег Стеняев   (https://pravoslavie.ru/87482.html):
                - «На Руси были сложены духовные песни о Пилате и его жене. Они, кстати, навеяли один из сюжетных ходов «Мастера и Маргариты» Михаилу Булгакову. Содержание этих песней таково: Понтий Пилат не мог обрести покоя, совершив такое страшное преступление, как казнь Спасителя.  Это, безусловно, фольклор. У нас они повсеместно не почитаются».
                А Древняя Церковь считала Прокулу одним лицом с христианкой Клавдией, упомянутой апостолом Павлом (2 Тим. 4, 21). Ориген считал ее первой язычницей, обратившейся в христианскую веру (подтверждения этому нет). Имеет ли она отношение к родовому имени Клавдиев или нет неизвестно.

4. Понтий Пилат – префект Иудеи

                Правление Пилата было жестоким. О его деятельности на посту префекта достаточно документов и публикаций. Кроме налогового и политического гнёта, Пилат отметился многочисленными провокациями, оскорблявшими религиозные верования и обычаи населения Иудеи. Это вызвало массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его «как природно жестокого, упрямого, безжалостного, развратного, грубого, агрессивного и продажного самодура, виновного в многочисленных зверствах и казнях, совершённых без всякого суда».
                Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

                Читатель спросит, как это император Тиберий назначил префектом Иудеи такого скверного человека, как Понтий Пилат? Разве ему не были известны его человеческие качества? Не думаю. Наоборот, именно эти качества и требовались императору для обуздания непокорной провинции.

                Императору Тиберию принадлежат слова: «Пусть меня ненавидят, лишь бы боялись».
                Император, по наущению своего советника Луция Элия Сеяна (покровителя Понтия Пилата), издал ряд указов, согласно которым в Риме и его окрестностях запрещался «еврейский культ».  По свидетельству Евсевия Кесарийского, Сеян предпринял «энергичные шаги по истреблению всей еврейской расы».
                Все «евреи, способные носить оружие, были призваны на военную службу в подразделения, находившиеся в районах, где возникали эпидемии, а те, которые по возрасту не подлежали воинской повинности, высылались в дальние провинции без права вернуться в Рим. Нарушившие этот запрет отдавались в рабство» - об этом сообщает римский писатель и историк Светоний, а Иосиф Флавий уточняет, что «тех евреев, которые уклонялись от воинской службы, ссылаясь на религиозные законы, предавали смертной казни».
                Так, что Понтий Пилат решительно и последовательно проводил политику императора по отношению к населению Иудеи. Вряд ли угроза возмущённых евреев пожаловаться императору Тиберию могла испугать римского наместника, тем более имея такую жену и такого покровителя, как Сеян.

                Вот написал о жестокостях и задумался. Время было жестоким к людям, которые делали историю и к тем, кто находился в её кругу. И в Риме и по всему миру… (Русское государство не исключение). Почитайте историю Рима, и Пилат покажется вам рядовым, таким же, как все и даже ещё более человечным, чем многие, начиная от императора и кончая мелкими служащими. Во всяком случае, никого не отравил, не устраивал поджогов, не убивал детей и коварных и кровавых заговоров не устраивал, как, например, его покровитель, правая рука императора, префект преторианцев Сеян. И вообще нельзя рассматривать личность вне исторического времени и социальных условий.

                Своё правление Пилат начал с того, что приказал внести в Иерусалим штандарты с изображением императора. Так он решил продемонстрировать, кто в Иудее хозяин, одновременно и выразить своё презрение к евреям и их религиозным законам (в иудаизме запрещены изображения людей). Иерусалимские иудеи бросились на землю, обнажив свои шеи под римские мечи и закричали, что они пусть им рубят головы – они предпочтут умереть, чем допустят внос знамен с изображением Цезаря в Иерусалим.

                Эта история описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Только через неделю противостояния, не желая начинать свою деятельность с избиения и уничтожения мирного населения, Пилат вернул штандарты в свою резиденцию в Кесарии.
                Кроме того, Пилат чеканил в Иудее бронзовые монеты с изображением языческих символов, оскорбляющих религиозные чувства евреев.

                Второй, грандиозный конфликт последовал, когда Префект решил расширить сеть водоснабжения Иерусалима. Вроде бы дело благое, необходимое, но он решил, что евреям пора раскошеливаться. Не с кем, не согласовав - он самовольно изъял из казны главного храма Иудеев всю необходимую сумму для проведения работ, что вызвало восстание десятков тысяч евреев. Пилат жестоко подавил восстание. Много народа было убито и ранено.
                Сообщения о жестокости продолжил евангелист Лука (Лк. 13:1). Пилату доложили, что галилейские паломники якобы затеяли мятеж в храме - их посчитали зелотами (воинствующая и постоянно бунтующая  секта). Пилат приказал перебить их прямо в храме во время жертвоприношения.
                Столкновений было достаточно. Можно продолжать и продолжать!

                В 36 году Понтий Пилат учинил кровавую расправу над самарянами и попал в немилость.
 
                У самарян с иудеями были непростые отношения, уходящие в глубину веков. Родственные народы находились в постоянном конфликте, возникшем на религиозной почве. Иудеи относились к самарянам с презрением и не признавали их единоверцами, не общались с ними и относились к ним, как к язычникам, что нашло отражение в Евангелиях (Притча о милосердном самарянине, Лк. 10:28 и др.)

                Из интернета известно, что, узнав о казнях евреев и изгнания их из Рима, самаритяне восстали и под предводительством некоего лидера собрались в деревне Тирафане. Посланный Понтием Пилатом небольшой отряд разбили.
                Лидер самарян (имя его в литературе не приводится) убедил народ, что он знает, где на Гаризме (священная гора, где самаряне построили храм, подобный Иерусалимскому. Он был разрушен врагами, отстроен, опять разрушен и т.д.) зарыты священные сосуды Моисея, которые помогут восставшим.
                Самаряне вооружились и пошли за лидером  в деревушку Тирафане.  Большой толпой хотели подняться на гору.
 
                Пилат выслав вперед большие отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, большую часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат распорядился казнить зачинщиков и всех влиятельных самарян. Легионеры устроили настоящую бойню.

                Представители верховного совета самарян пожаловались на жестокость префекта римскому наместнику Сирии Луцию Вителлию (Легат, пропретор Сирии с 35 года. Позже и он был обвинён в 39 году в заговоре и приговорён к смерти, но помилован императором Калигулой), во власти которого находилась Иудея, Идумея и Самария под управлением Понтия Пилата. Самаряне заявили, что пошли в Тирафану вовсе не с целью отделиться от римлян, а только, чтобы уйти от насилия Пилата. Так это или нет, но Вителлий отстранил Понтия Пилата от должности и отправил его в Рим держать ответ перед императором по сути предъявленных обвинений.
                Понтий Пилат был вынужден поехать в Рим. Защитить его и помиловать мог только император, поскольку его могущественный покровитель Сеян в 31 году был обвинён в заговоре против императора и убит в тюрьме по приказу Тиберия. Пилату оставалось надеяться только на милость Тиберия, но и он умер, пока Пилат добирался до Рима. Императором стал Калигула.

                Дальнейшая судьба Пилата, христианская позиция к нему и его художественное отображение последует в очерке «Окончание» http://proza.ru/2023/03/02/1896

Примечания

*«Советские литературоведы И. Ф. Бэлза и Н. П. Утехин, первый — в 1978, а второй — в 1979 г., назвали конкретные книжные источники, на которые, по их мнению, опирался, разрабатывая «древние главы» романа, автор «Мастера и Маргариты». Это апокрифические сказания «Акты Пилата», латинская поэма XII в. «Пилат» (приписываемая Петру Пиктору - Петровскому), «Археология страданий господа Иисуса Христа» Н. К. Маккавейского, «Евангелия канонические и апокрифические» С. А. Жебелёва, тексты песен шубертовского цикла «Прекрасная мельничиха»,[144] труды Иосифа Флавия и Тацита, «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, «Библиографический обзор древнерусских сказаний о флорентийской унии» Ф. И. Делекторского, романы Г. Сенкевича «Камо грядеши», Ж. М. Эсы ди Кейруша «Реликвия», рассказ Анатоля Франса «Прокуратор Иудеи»».
                Непонятно почему здесь явно не хватает тех источниках, которые значатся в архивах писателя и которые я упоминаю в тексте очерка. Они находятся в свободном доступе и исследовать и «выкапывать» их мне не пришлось.

**Херуски (хевруски) - древнегерманское племя, относящееся к восточной группе древнегерманских племён. Тотемное название, обозначающее, вероятнее всего, «люди оленя». Впервые о херусках сообщает Юлий Цезарь.               

***Самнитское происхождение. Предположительно, Понтий Пилат родился в исторической области Самний в центральной Италии. То есть он самнит. Самниты – древний италийский народ. Обитали в горах Средней Италии по соседству с Этруссками. Этот исторический район известен, как Самний. Земли Италии населяли многие племена: латины, этруски, греческие колонисты и самниты и прочие италийцы. Самниты жили союзом независимых племён. Рим, разгромив этрусков, воевал со всеми. Территорию этрусков захватили самниты. Произошли так называемые самнитские войны Три войны с 343 по 290гг. до н.э.), длившиеся пятьсот лет.
Во время экспансии Рима произошло их поглощение Римом в гражданской войне. После правления Суллы (138 – 78гг до н.э.) в истории не было никаких упоминаний о народе самнитов.
https://dzen.ru/a/XWRlTwbMRgCuGlda

****Плебейская семья.
Римские граждане делились на несколько сословий. Родовая знать – это высшее, сенаторское сословие, носили золотой перстень на правой руке. Ниже стояли всадники, родом из зажиточных семей (предприниматели – денежная аристократия). По праздникам носил короткий белый плащ с красными полосами. Следом шли нобили – чиновники, получавшие зарплату (Сенаторы, всадники зарплату не получали). Большинство составляли плебеи из незнатных и небогатых семей (ремесленники, крестьяне). Беднейших из них называли пролетариями от лат. слова «пролес» - дети, не имевшие собственности. Следующими были клиенты – оказывающие услуги и последние рабы и вольноотпущенники.
Быть родом из плебейской семьи – это не означало недостижимость высоких постов в обществе. Например, из плебеев вышли Люций Секстий Латеран. Он стал первым из плебеев, который был выбран консулом. Гай Лициний Столон избирался консулом дважды. Знаменитый полководец Марк Лициний Красс – победитель восставших рабов Спартака и другие.

***** Римская республика - историческая эпоха Древнего Рима (509—27 года до н. э.) между царством и империей. Она просуществовала почти 500 лет. Выделяют два периода: первый относится к V–III вв. до н. э., второй – к II–I вв. до н. э.

******Экви;ты или всадники (лат. equites, от лат. equus — «конь») — военная кавалерия, а затем одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) эквиты, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

*******
Луций Элий Сеян (ок. 20г. до н.э. – 31г.). Гоударственный и военный деятель Римской империи. Консул. Командующий преторианской гвардии с 14-15 года. После добровольного удаления Тиберия на остров Капри фактический правитель Рима.
                Преторианская гвардия была отборным подразделением римской армии, сформированным Августом для обеспечения собственной безопасности. Благодаря тесным отношениям между императором и гвардией преторианцы оказывали значительное влияние на политику. В молодости Сеян попал в окружение Гая Цезаря, он был его ровесником. О нём написано в Анналах Тацита. Сеян, кроме руководства гвардией (префект претория) руководил и тайной полицией.
                С 23 года интриговал и уничтожал соперников и их семьи, которые могли претендовать на власть. В 31 году Тиберий вызвал его в сенат, обвинил в заговоре с целью убийства императора. Был схвачен и казнён. Его имя было стёрто с документов, со стен домов и даже с монет. Все дети Сеяна были тоже умерщвлены. Схвачены все сторонники Сеяна. Вот такие были «гуманные» времена.