Труженик электродвигатель, статья 24

Иван Варгатый
Вступление
Что такое переход
Переход шунтированием на примере ВЛ8 и ВЛ10
Мостовой переход на примере ЭР2
Вентильный переход на примере ВЛ11, 2ЭС6 и ЭП2Д
Послесловие — тепловозы

ВСТУПЛЕНИЕ

...Помощник машиниста пришёл в нерабочую кабину с противопожарным осмотром. Нерабочей она была во всех смыслах — вели поезд они из другой кабины, а эта вообще была разграблена, так как секция была вцеплена в середину «тройника».
3-секционный ВЛ11 — «тройник»
Ни кресел, ни печей, ни тормозных кранов... Лишь чудом сохранившийся одинокий амперметр стоял на полдень и шажками двигался вправо. Внезапно, словно часы машины времени, он рухнул за крайнюю метку «750», а потом на ноль. Электровоз дёрнулся и затих...

Двадцать минут назад мимо грузового проплыл красивый пассажирский — бело-сине-зелёный Ташкент — СПб с синим ЧС7, порадовав глаз среди серости подмосковного мокрого снега, и грузовой отправился. Машинист уже успел вытянуть хвост со станции, набрать положенные 50 км/ч и проверить тормоза, сейчас вновь разгонялся после пробы. И вот сработала защита! Предчувствуя интересные упражнения, если не поможет поочерёдное отключение двигателей с пульта, помощник прибежал в рабочую кабину. Пока бежал — заметил, что двигатели вновь завыли.

Войдя, он застал идиллическую картину — машинист левой рукой прощёлкивал позиции контроллера, правой же попивал кофе. На пульте горели только зелёные лампы, стрелки трёх амперметров стояли параллельно словно танковые пушки на параде. Довершил картину взгляд машиниста через плечо, говорящий "а чё эт вы здесь делаете?"

— Что было? — спросил помощник.
— А... Это я задумался, проскочил на параллель...
— Я уж думал — коротнуло, в движки влаги намело!

Командир, ничего не ответив, невозмутимо вернулся к своему кофе. Порой он мечтал о нём, когда больше десяти лет назад лежал в промокшем ватном спальнике среди гор Северного Кавказа, куда его бросила большая беда — попытка одной из республик обрести независимость.

На фоне тех воспоминаний сработка БВ казалась не проблемой и даже не происшествием, пусть бы даже он сработал не от неправильного движения рукой, а по делу. Привычный к этим делам мозжечок, перебирая зубцы на контроллере и ощутив упор кривого зубца 21-й позиции, без лишних раздумий нажал на рукоятке кнопку и перевёл двигатели на параллельное соединение. А на этой скорости рано — двигатели подавились лишним напряжением и сработала защита.

Навстречу проехала старушка ЭР2 с широкими крыльями на передке — в последние годы редкий зверь на Большой московской окружной, БМО. Машинист толкнул «кофемолку» в третье положение, под вагонами захлопали реостатные контроллеры, состав неощутимо перешёл на «параллель», но внезапно на пульте вспыхнула та самая заветная лампа «БВ» и поезд слегка запнулся. Ерунда, если что — то со здешними графиками мы и на одном вагоне доедем...

Следующая платформа далеко. Сброс контроллера на ноль, под полом моторного вагона отбило несколько ударов «сердце» КСП, жмём кнопку «Включение БВ» — лампа погасла, снова набор... Не будем борзеть, остановимся на 2-й позиции. Везёт ласточка, защита не срабатывает — хватит с нас и последовательного. «Параллель», которую дают 3-е с 4-м, трогать не будем — видимо, один из двигателей напился влаги противного январского дня и почти два киловольта «параллели» переваривать отказывается.

А грузовой тем временем набрал почти 50 км/ч. Пора и ему «параллель». Треск возвращаемой на ноль тормозной рукоятки, щелчок главной, на пульте мигнула лампа контроля перехода — «КП», приборы отчеканили рост тока. 22-я позиция, теперь на каждую тележку, на каждую пару двигателей рвутся почти четыре тысячи вольт — именно столько сейчас было на контактном проводе. Пока напор тока сдерживается реостатом, но к 37-й позиции двигатели встанут под полное напряжение.

Полная версия статьи, со всеми иллюстрациями и фотографиями — на Дзене: https://dzen.ru/vivan755 , Общее оглавление канала — Оглавление цикла «ТЭД» — статья 24.