Черновы-28. Курсы повышения квалификации

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/10/1908. Предыдущая глава – http://proza.ru/2023/02/06/1613


Нет, что ни говори, а Ростов Станислав любил. И училище своё любил, он ведь в нём почти пять лет провёл. А в том, что с Наташей жизнь у них не сложилась, глупо Ростов винить. Сами они виноваты, и поздно разбираться, кто больше, кто меньше. И друзья, как оказалось, не все уехали. В первый же день занятий выяснилось, что курс «Выживание в море в случае оставления судна» читает бывший их старшина,  Саша Павловский, теперь, конечно, Александр Алексеевич, а другие дисциплины – в большинстве своём, старые, то-есть, знакомые преподаватели. От Павловского на первом курсе училища Слава старался держаться подальше, тот уже срочную успел отслужить и в роте требовал строгого соблюдения дисциплины, но за пять лет они лучше узнали друг друга и даже подружились.
 
На жильё слушателей курсов устроили в четырёхместных кубриках. Славу поселили в комнату с ещё одним его бывшим однокурсником, старпомом пассажирского лайнера  Волго-Донского пароходства, Егором Ковригиным, и двумя вторыми помощниками Азовского пароходства, с ними Слава нигде раньше не пересекался. Звали их Пётр и Павел. «Апостолы» - так про себя отметил Славка, чтобы скорее запомнить.

Занятия проходили пять раз в неделю по четыре пары в день, довольно напряжённо. Группа была составлена из двенадцати старших помощников и шести вторых, которые готовились занять должности старпомов. Около половины слушателей ходили на занятия в морской форме, хотя строго этого не требовали. Руководитель их группы, молодой преподаватель курсов, дал для желающих  на адрес промкомбината, специализирующегося на пошиве, продаже и подгонке форменной одежды, и Слава решил обновить свой гардероб. Купил пару белых форменных рубашек, погоны старпома и новый морской костюм, выбрав вариант с короткой и удобной курткой.

Предлагаемый  месячный курс повышения квалификации включал в себя и чисто штурманские дисциплины, и изучение современного навигационного оборудования, и правила перевозки опасных грузов, и деловой английский язык, и лекции по технике безопасности на флоте, и практические занятия по оказанию медицинской помощи.

Побывав уже в роли старшего помощника, Станислав  занятий не пропускал и тщательно всё конспектировал. Кое-кто  сетовал на то, что мало нового им преподают, говорил, что лекторам самим переучиваться пора, но Слава такие разговоры не поддерживал. Для него было полезно всё, и первый рейс старпомом вскрыл все пробелы в его знаниях.

Завтракали они обычно в училищном кафе, ограничиваясь яичницей и сосисками, а обедать они с Егором ходили в небольшой ресторан на набережной. По вечерам «апостолы» куда-то исчезали вдвоём, а Егор предпочитал валяться на кровати с книгой в руках и бутылкой пива на тумбочке. Никто не набивался к Славе в друзья, никто не навязывал свою компанию, и это его устраивало. Он получал удовольствие от прогулок по любимому городу, порой встречал и подруг Наташи, но никого уже не избегал. Перегорело. Несколько раз ужинал вместе с Павловским, который почему-то домой не торопился.

- Саша, а ты как преподавателем стал? Что-то окончил после нашей бурсы?
- Конечно, окончил, а как ты думал? Скоро и кандидатом наук стану, защита через год.
- А где учился? Тебя же, как отличника, в ЧМП, по-моему, распределили? В Одессу?
- В Одессу, да. И поступил я там сразу же на заочное отделение в ОВИМУ – в одесскую высшую мореходку. За шесть лет окончил, потом в заочную аспирантуру поступил. Ты ведь помнишь, учился я всегда легко. Вот в семейных делах я совсем запутался, хотя, что уж проще, казалось бы?

- Ну, поделись, может, я подскажу что, у меня у самого не всё гладко, разбежались с женой год назад, сын без меня теперь растёт.
- У меня, Славка, совсем всё по-дурацки получилось. Угораздило меня влюбиться в Одессе в одну женщину. На два года меня младше, но уже с трёхлетним пацаном была. Разведённая. Эффектная такая, стройная  брюнетка с зелёными глазами в моём вкусе. Работала в пароходстве в  отделе охраны труда.
Подумал тогда, всё равно свои дети пойдут, одним больше, одним меньше. Я ведь сам, знаешь ли, из многодетной семьи.

- И что?
- А то, что не стала моя рожать больше. Скорее всего, не хотела фигуру портить. Но доводы другие приводила. Если, говорит, рожу, ты Митьку моего не будешь так, как своего любить, а я не хочу, чтобы он эту разницу чувствовал. Думаю, что не права она была, но кто знает наперёд? В общем, сосредоточился я на работе, а через пару лет вернулся на родину. Разошлись, как в море корабли. Без детей какая семья, Слава? А пасынок - тут она права, мне не интересен. У него свой отец есть, третьим механиком на китобойке ходит и хорошие алименты Ларисе присылает. А у меня со зрением проблемы начались, медкомиссия уже в море не пускала. Так и стал я преподавателем. И ты знаешь, интересно! Нравится мне это дело!

- Ну, любимая работа – тоже немало! А живешь где?
- Вернулся к маме в Батайск, так и живу с ней. До Ростова полчаса, ерунда. Ну что, ещё что-нибудь закажем?
- Да нет, хватит, по последней, и по домам!

Воскресенья Станислав проводил всегда с Вовкой, обедал с ним у тёщи, иногда – в городских кафе, ходили с ним в кино и на аттракционы в парке Горького.
С Черновыми у него отношения остались хорошими, даже родственными. Жизнь с Наташей осталась позади, но Слава-то остался отцом их внука, и принимали его всегда радушно и хлебосольно. В один из выходных дней встретился у них с Варварой и её сыном и искренне обрадовался. Костя её Славе очень нравился, и он от всего сердца Варе сочувствовал. Отношения у них в последние, до развода с Наташей, года, стали близкими, дружескими. Уходить собрались в одно время, а Игорь у дедушки с бабушкой остался. Вышли на центральную улицу и решили несколько кварталов пешком пройти. Слово за слово, о том, о сём, и неожиданно Варя обмолвилась, что месяц назад новый мебельный гарнитур купила, но стоит он до сих пор не распакованный.

- А почему, Варя? У тебя что, мужиков знакомых нет? Ну, соседей, скажем, или коллег?
- Есть, конечно. И коллеги и соседи тоже. Да не соберусь никак. Там же работы не на один день, и не для одного.

- Так давай прямо сейчас этим и займемся. Я только другу своему позвоню. Старшиной у нас в роте был, а сейчас преподаёт на курсах.
- Зачем человека беспокоить, Слава? Я же с ним незнакома даже!
- Вот и познакомишься. Он, помнится, рукастый, в армии всему научился. Такой кадр всегда пригодится. Подожди минутку, я позвоню ему из автомата.

Мебель собирали и расставляли по местам до двух часов ночи. За это время выпили два кофейника кофе и бутылку коньяка. Потом ещё посидели часок, вызвали такси к дому и уехали, договорившись поужинать в том же составе у Вари в следующую субботу. Она сама на этом настояла, тем более, что о многом  ещё со Славой не договорили.
 
Только его неожиданно в среду в отдел кадров пароходства вызвали. Нужно было или срочно возвращаться на «Донецкий комсомолец» и менять заболевшего сменщика, как он и хотел, или проститься с судном навсегда. Что ж, это море. До окончания курсов оставалась ещё неделя, но Слава своё место на "Комсомольце" никому уступать не хотел, а Павловский пообещал подсуетиться и выправить сертификат об окончании курсов за один день.

- Спросить что-то хочешь? - улыбнулся Слава, глядя на растерянную физиономию друга.
- Слушай, Слава, а мне удобно одному к Варе зайти? Она, может, продукты уже купила для обеда, а мы не придём.

- Удобно, Саша. Она замечательная женщина, и я буду рад, если у вас с ней что-то вдруг получится. Только имей в виду, что у Вари муж трагически погиб недавно. Два года назад. Она его очень любила. С ней очень бережно надо.
- Понял, не дурак. Я и сам вижу, что она женщина необычная. С ней как-то очень легко я себя чувствую. Спасибо, что познакомил.

* Продолжение следует -http://proza.ru/2023/02/11/908