1974 г. Переписка с Даниилом Граниным

Вадим Качала
Уважаемый Даниил Александрович!

Прочитал Вашу книгу «Это странная жизнь. Первое чувство – это чувство благодарности за такую книгу. Такие книги очень нужны. Мне почему-то кажется, что не всем эта книга понравится (хотя, в принципе, любая книга не обязательно должна всем нравиться). К сожалению, эту книгу не все правильно воспримут. Она должна бы служить толчком к осмыслению своей жизни, и ее перемене, но дальше размышления дело обычно не идет, как говорят: «Умные поумнеют, глупые поглупеют, а тысячи других будут жить как жили». Но, те не менее, эта книга нужна хотя бы тем немногочисленным, которые «поумнеют».

Немного о себе. Я рос в маленьком городке в Крыму. Успехами в учебе не блистал. Физически был слаб. Прочитав впервые «Мартина Идена» Д. Лондона, стал подумывать о Системе. Целью пока было самоутверждение – чтобы не быть хуже других. Через год я уже работал по Системе, учитывая (записывал) каждые 5 минут потраченного времени. Я был счастлив, так как поверил в свои силы, почувствовал, что могу многое.

Прочитал Вашу книгу «Иду на грозу», затем «Искатели». Последняя книга – одна из моих любимейших книг: я ее перечитывал раз восемь, если не больше. В то время я уже подумывал не просто о самоутверждении, а и о науке (в частности, о кибернетике). И вдруг «Искатели». Они дали мне толчок, вернее нет – это была веха, к которой следовало прийти.

Я окончил школу с серебряной медалью, поступил в институт в Москве, работал в Туле в КБ, сейчас снова в Москве учусь в аспирантуре.

В институте Систему не использовал, не использую ее и сейчас. Причины? Причины назвать трудно, но можно просто попытаться оправдаться. Во-первых, резкая смена обстановки, во-вторых, планируем мы обычно то, что зависит от нас. В школе я планировал дополнительные занятия, в институте же едва хватало времени на «обязаловку». Сейчас я считаю, что был не прав: очень много потерял, расставшись с Системой.

Затем семейная жизнь. Здесь планировать еще сложнее – много внеплановых потерь времени. К тому же не все уже определяется только твоими целями. Ко времени я относился бережно, старался экономить каждую минуту, но стал более «щедрым» на его неправильное использование.

Последнее время стал остро ощущать нехватку времени: многое не успеваю, вечно спешу, утратил былую собранность. Пытался опять втянуться в систему, но плохо получалось. Сказать по правде, еще стал настойчиво стучаться вопрос: «Зачем?».
Ваша книга появилась вовремя. Читая ее, я вспоминал былую жизнь, как, возможно, алкоголик вспоминает свои былые трезвые дни. Немедленно принимаюсь за восстановление Системы!

Для меня Ваша новая книга хороша не только напоминанием о Системе, но и самым героем, который очень близок мне (иногда даже в мелочах): отношение к архивам, письмам, дракам, «разбросанностью», немного личной жизнью. Нет, я не хочу сказать, что ставлю себя на одну ступень с ним: мне далеко до него по многим показателям, но, читая о его жизни, я лучше понимаю свою. Некоторые мои проблемы и вопросы уже решены его жизнью. Но его жизнь ставит много вопросов, которые волную своей злободневностью и сложностью.

Хорошо ли быть «чудаком»? Я очень уважаю «чудаков», меня самого часто считают «не от мира сего», но каково им самим и окружающим близким людям? Часто они остаются непонятыми даже самыми близкими людьми.

Очень важна проблема «внутренней свободы». Мне кажется, что это свобода – уходящая «роскошь». Это, видимо, закономерный необратимый процесс. К тому же «свобода» – прерогатива тех, кто стоит не на земле, а хотя бы на маленькой возвышенности: кандидат, доктор. Я хотел бы быть «свободным», но… пока обстоятельства толкают на компромиссы – иногда становится страшно, как бы эти вынужденные компромиссы не стали привычкой.

С уважением, Вадим Качала
2.09.74


Глубокоуважаемый Вадим Васильевич!

Грустное и хорошее письмо Вы написали. Мне очень приятно, если моя повесть хоть чем-то поможет Вам, Вашей воле, ваше «внутренней свободе».

Желаю Вам самого лучшего.
(Подпись)
23 ноября 1974 г.