Классификация морских судов

Леонард Позолотин
 Фото: Танкер «Knock Nevis»., Балкер «Vale Sohar». Контейнеровоз CSCL Globe», Круизный лайнер «Allure of the Seas».

Все транспортные суда разделяют на:
наливные (танкер, газовоз)
балкеры(навалочные),
контейнеровозы,
ролкеры,
пассажирские

Танкеры:
Классификация танкеров в зависимости от дедвейта
Классификация наливных танкеров по шкале AFRA (Average Freight Rate Assessment):
GP (General Purpose) — танкеры общего назначения (дедвейт — 6000-24999 DWT); используются для специальных перевозок.
MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (дедвейт — 25000-44999 DWT); для перевозок нефти или нефтепродуктов
LR1 (Large Range1) — крупнотоннажные танкеры 1 класса (дедвейт — 45000-79999 DWT); используются для перевозок тёмных нефтепродуктов
LR2 (Large Range 2) — крупнотоннажные танкеры 2 класса (дедвейт — 80000-159999 DWT)
VLCC (Very Large Crude Carrier) — очень большие перевозчики сырой нефти, крупнотоннажные танкеры 3 класса (дедвейт — 160000-320000 DWT)
ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — ультрабольшие перевозчики сырой нефти — супертанкеры (дедвейт — более 320 000 DWT); для перевозок нефти со Среднего Востока до Мексиканского залива
FSO (Floating Storage and Offloading unit) — плавучая единица хранения и разгрузки — супертанкеры (более 320 000 DWT); для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры

В настоящее время в эксплуатации находится около 90 судов дедвейтом от 200 000 до 279 000 тонн и порядка 380 судов дедвейтом 280 000 – 320 000 тонн, наиболее популярных в классе VLCC. Известно только семь судов типа ULCC дедвейтом свыше 320 000.
По назначению танкеры подразделяются на:
нефтеналивные, химовозы, газовозы, танкеры -водородовозы, проектируются в настоящее время для доставки жидкого водорода.
Отдельно класс нефтерудовозы-OBO (Oil/bulk/ore carrier).

Классификация танкеров также состоит из двух слов: по размеру и по району плавания.
Handysize (от англ. handy – удобный)
К Handysize относятся танкеры для нефтепродуктов дедвейтом 10000 - 50000 тонн. Суда размером Handysize наиболее распространёнными и составляют более 2000 ед общим дедвейтом около 45 млн тонн.
Handymax / Supramax
Суда размером Handymax или Supramax имеют дедвейт от 35000 до 60000 т, длину 150-200 метров
Seawaymax
Суда размером Seawaymax способны проходить через канал Святого Лаврентия (Монреаль - оз. Эри, включая канал Уэлленда - водный путь по Великим озёрам из Атлантического океана в Великое озеро в Северной Америке до озера)
Длина - 226 м, ширина - 24 м, осадка - 7,92 м.
Aframax
Суда типоразмера Aframax (Average Freight Rate Assessment, AFRA) - это, в основном, нефтеналивные танкеры с дедвейтом 80000 - 120000 тонн.
Длина - 243 м, ширина - 42 м, осадка - 13 м. 
Танкеры Афрамакс используются в морях: Северном, Чёрном, Средиземном, Карибском, Восточно-Китайском.
Suezmax
Суда типа Suezmax - это нефтеналивные танкеры, способные с полной загрузкой проходить через Суэцкий канал.
Существуют ограничения: глубина водного пути составляет 16 м, высота моста в канале - 68 м, максимально допустимая ширина судна -70,1 м.
Panamax
Суда типа Panamax способны пройти с полной нагрузкой по Панамскому каналу.
Предельные размеры судов Panamax должны соответствовать параметрам шлюзовых камер: ширина - 33,53 м, длина - 320 м, высота - 25,9 м.
Полезная длина каждой камеры для постановки судна составляет 304,8 м.
И составляют: длина - 294,1 м, ширина - 32,3 м, осадка - 12 м, высота от ватерлинии до самой высокой точки судна составляет 57,91 м, водоизмещение около 65000 т.
Malaccamax
Суда типа Malaccamax - нефтеналивные танкеры, транспортирующим сырую нефть из районов Персидского залива в Китай через Малаккский пролив, соединяющий Индийский океан с Южно-Китайским морем.
Ограничение вызвано определёнными отдельными глубинами (банками), где минимальная глубина составляет 25 метров.
Capesize
Суда типа Capesize (Cape-мыс,size-размер) имеют дедвейт свыше 150000 тонн, поэтому основное количество судов данного размера составляют супертанкеры типа VLCC и ULCC, и крупнотоннажные рудовозы со средним дедвейтом 175000 тонн.
Это суда, которые не могут пройти по каналам и должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африки или мыса Горн - на юге Южной Америки.
Отдельная классификация танкеров по размерам, исходя из дедвейта:
от 10000 до 24999 тонн - танкер общего назначения;
от 25000 до 44999 тонн - танкер средних размеров;
от 45000 до 79999 тонн - танкер типа LR1;
от 80000 до 159999 тонн - танкер типа LR2;
от 160000 до 319999 тонн - очень большой танкер (Very Large Crude Carrier - VLCC);
от 320000 до 549999 тонн - ультрабольшой танкер (Ultra Large Crude Carrier – ULCC).
Крупнейшим, когда-либо построенным супертанкером класса ULCC являлся «Knock Nevis» (последнее название). Дедвейт этого судна – 564 763 тонны, что составляет 4,1 миллиона баррелей нефти. Его длина – 458 метров, ши­рина – 69 метров, осадка в грузу – 24,6 метра. Он был построен в 1981 г. В 2004 г. выведен из эксплуатации, до 2009 г. использовался как плавучее нефтехранилище на месторождении Аль-Шахин (Катар). В 2010 г. отправился в свой последний рейс в Индию, где был порезан на металл, унеся с собой в прошлое эпоху супертанкеров-полумиллионников.

Классификация по размерам танкеров - газовозов:
Conventional, с объёмом транспортируемого СПГ от 145000 - 154000 м3, газовоз общего назначения;
Yamalmax –
Yamalmax (Ямалмакс) — класс танкеров для перевозки сжиженного природного газа (газовозов), обладающих максимальными габаритами, позволяющими пройти через подходной канал расположенного на полуострове Ямал порта Сабетта (ширина канала 295 м, глубина 15,1 м).
Головное судно этого класса. Габариты: длина — 299,0 м, ширина — 50,13 м, , осадка — 13,0 м.; вместимость — 172 600 м;
Каждое судно Yamalmax оснащено тремя винторулевыми колонками Azipod суммарной мощностью 45 МВт.

Q-Flex (Qatar-Flex) — класс танкеров для перевозки сжиженного природного газа (газовозов) - от 210000 до 216000 м3
Габаритные размеры: длина — 315 м, ширина — 50 м, , осадка — 12 м.
Q-Max -Габаритные размеры: длина — 345 м, ширина — 55 м, высота борта — 27 м, высота по мачтам - 34,7 м, осадка — 12 м.[2]
Q-Max имеет пять танков общей вместимостью от 261 700 м 3 до 267 335 м 3.
Суда типов Q-Flex и Q-Max оптимизированы для прохождения Суэцкого канала, но габариты не позволяют им пройти через Панамский канал
Всего в период с 2007 по 2010 год был построен 31 СПГ-танкер типа Q-Flex.

Нефтерудовозы:
OBO (Oil/bulk/ore carrier), предназначенные для перевозки разнообразных сухих навалочных грузов, в т.ч. руды, а также нефти и тяжелых сортов нефтепродуктов в одних и тех же грузовых помещениях - трюмах-танках, ограниченных двойным дном, скуловыми и подпалубными балластными цистернами и заключёнными между ними участками одинарных или двойных бортов. Дедвейт современных судов OBO - от 25 до 170 тыс.т;

Танкер-виновоз
Виновоз – это наливное судно для перевозки винного спирта, вина, либо сырья для последующей выработки винных изделий. Также может использоваться для транспортировки пресной воды и других жидких пищевых продуктов, не требующих зачистки грузовых танков после выгрузки. Могут использоваться для перевозки пищевых масел (подсолнечное).
Виновозы, как правило, имеют небольшое водоизмещение, грузоподъемность до 5 тыс. т и максимальная скорость до 15 узлов. В зависимости от требований по сохранности груза танки виновоза могут иметь специальные покрытия или выполняются из нержавеющей стали. Также виновозы снабжаются специальными насосами, позволяющими выбирать вино «насухо» из танков, самих насосов и трубопроводов.




Классификация Балкеров
Балкеры делятся на 6 больших групп:
мини-балкеры; с дедвейтом до 10 000 тонн предназначены в основном для каботажного плавания и по внутренним путям.
Seawaymax- Суда размером Seawaymax способны проходить через канал Святого Лаврентия (Монреаль - оз. Эри, включая канал Уэлленда - водный путь по Великим озерам из Атлантического океана в Великое озеро в Северной Америке до озера)
Длина - 226 м, ширина - 24 м, осадка - 7,92 м.
handysize; дедвейт до 50,000 тонн.
handymax; дедвейт 52–58 тыс т. длину 150–200 м Современные «хендимаксы» имеют. т, 5 грузовых трюмов. Главной особенностью этого типа балкеров являются собственные кра­ны (обычно 4–5) грузоподъёмностью в среднем 30 тонн, что позволяет им осуществлять грузовые работы дешевле в портах, где не предусмотрены береговые грузовые средства для погрузки/разгрузки балкеров. Суда сектора «Handymax» работают на самых разнообразных мировых направлениях торговли, перевозя зерно и «малый балк» – металл, лесоматериалы, минеральные удобрения. Суда этого типа хорошо приспособлены для обработки в малых портах, имеющих огра­ничения по длине и осадке, обычно испытывающих недостаток в эффек­тивной инфраструктуре для перевалки грузов.

Panamax – те же самые ограничения по размерениям для прохода Панамским каналом, что и у танкеров. Средний дедвейт этих судов составляет 65 000 тонн. В основном они перевозят уголь и зерно.

Capesize (от англ. cape – мыс, size – размер) – суда, которые из-за своих больших размеров не могут проходить через Панамский или Суэцкий каналы и вынуждены огибать мыс Горн Южной Америки или мыс Доброй Надежды на юге Африки. Обычно они имеют дедвейт свыше 150 тыс. т.
Есть рудовозы дедвейтом до 400 тыс. т. Такие суда узко специализированы: 93% перевозимого ими груза составляют уголь и руда.  Иногда выделяют в отдельную группу суда типа VLOC (Very Large Ore Carrier), VLBC (Very Large Bulk Carrier) и ULOC (Ultra Large Ore Carrier), ULBC (Ultra Large Bulk Carrier).

Классификация морских судов-контейнеровозов
По размерам контейнерные суда классифицируют следующим образом:
Handysize Class — 260—1000 TEU. Малые фидерные суда. (от англ. handy – удобный)
Handymax Class — 1000—1700 TEU. Фидерные
Feeder Class — 1700—2500 TEU.
Sub-Panamax Class — 2500—4000 TEU. ), данные суда имеют максимальную длину 294 м, ширину – 32,2 м и осадку – 12 м, ограничения эти связаны с размерами камер шлюзов Панамского канала;
Panamax Class — (4000—7000 TEU). ...
Post-Panamax Class — (7000—13000 TEU). данные суда имеют ширину 43 м;
Super-Post-Panamax Class/Е-class более 13000 TEU), длина данных судов составляет 397 м, ширина – 56 м, осадка – 15,5 м.
Triple E-class — 18000 TEU (Компания Maersk Line).

Примечание 1: TEU- Двадцатифу;товый эквивале;нт ( teu от англ. twenty-foot equivalent unit)- условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Используется при описании вместимости и пропускной способности контейнеровозов и контейнерных терминалов. Основана на объёме 20-футового (6,1 метра) интермодального ISO-контейнера который может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским.


Ролкеры -Ро-Ро
Накатные суда разделяются на несколько типов:
Суда типа Ро-Ро (от англ.: roll on-roll off-закатывать и выкатывать) - суда с горизонтальным способом погрузки.
Суда этого типа используются в основном для перевозки накатной (колесной) техники: грузовых и легковых автомобилей, строительной и дорожной техники, ролл-трейлеров и грузов на европаллетах, которые завозятся на грузовые палубы ролкера вилочными погрузчиками.
Они оснащены кормовой или боковой аппарелью (рампой), которая кладется на причал и через нее колесная техника заезжает на судно
К этой группе относяться car carriers – автомобилевозы. Это современные суда, с аэродинамичными обводами корпуса и рубки, перевозящие исключительно автомобили.

Классификация пассажирских судов.
Средства морских пассажирских перевозок можно классифицировать следующим образом:
- пассажирские лайнеры регулярных линий каботажного плавания в пределах прибрежных территориальных вод государства;
- пассажирские лайнеры регулярных линий международных рейсов между портами различных государств или между портами одного государства, но с заходом в порт иностранного государства;
- пассажирские лайнеры регулярных трансокеанских линий;
- круизные суда (cruises ships), совершающие 5-15-дневные и более продолжи тельные рейсы с заходом в несколько портов различных государств и с кратко временной (1-2 дня) стоянкой;
- Круизные суда сертифицируют по шести категориям (звездам). К последней категории, 6 звезд (супер-люкс), в мире относятся всего четыре судна. Стоимость круиза данного класса—8—10 тыс. дол. США за неделю. Питание на судах супер-люкс только индивидуальное с учётом конкретных запросов и привычек пассажиров.
По зарубежной классификации класс кают (Cabin class) на круизном теплоходе отражается таким образом:
Premium P-1 (2—3-местное размещение со всеми атрибутами комфорта — две комнаты, ванну, туалет, мини-бар и др.);
Premium P-2 (2-местное размещение с теми же атрибутами комфорта);
Standart SI (2—3-местное размещение с частичными удобствами);
Standart S2 (2—4-местное размещение с частичными удобствами);
Economy — Е (экономический класс с 2-4-6-местным размещением и частичными удобствами).

Wonder of the Seas – один из самый больших лайнеров в мировом круизном флоте (наряду со своим братьями-близнецами, в классе "Oasis" – лайнерами Oasis of The Seas, Allure of the Seas, Harmony of the Seas, Symphony of the Seas).
Wonder Of The Seas - Это самый большой лайнер в мире!
Год постройки 2022 г.
Тоннаж-236 857 тонн
Длина лайнера 362 м
Ширина лайнера 65 м
Осадка-9 м
Количество палуб-18
Количество кают 2 868
Количество пассажиров- 5 736 человек
Персонал лайнера- 2 300 человек
Скорость 22,6 узла

- паромы (ferry), совершающие регулярные грузопассажирские перевозки;
- суда для перевозки специальных категорий пассажиров, например, паломников (special trade passanger ship). Их оборудование и эксплуатация регулируются специальными требованиями — Special Trade Passanger Ships Agreement;
- высокоскоростные суда (fast ferry) для пассажирских паромных перевозок — на воздушной подушке, катамараны, суда на подводных крыльях;
- морские плавучие отели (Боте;ль - это судно, которое служит гостиницей или хостелом. Название произошло в результате словослияния английских слов „boat” («лодка») и „hotel”).
- парусные суда, в том числе учебные и экскурсионные; яхты;
- специальные экскурсионные суда, в том числе с прозрачным дном,


5 КРУПНЕЙШИХ МОРСКИХ СУДОВ, ПО СРАВНЕНИЮ С КОТОРЫМИ «ТИТАНИК» КАЖЕТСЯ ПРОСТО ШЛЮПКОЙ
Времена, когда океаны бороздили деревянные парусники, а для ориентации использовался звёздный глобус, уже давно прошли. Сейчас морские суда — высокотехнологичные сооружения, перевозящие тысячи тонн груза. Сегодня мы посмотрим на самые гигантские из них.

1.
Танкер «Knock Nevis». Длина: 459 м. Водоизмещение: 657018 т.
В настоящее время суда, перевозящие сырую нефть — крупнейший сегмент в мировом торговом флоте. Самые большие из них — это супертанкеры, которые выпускаются в ограниченном количестве. Обычно такие гиганты достигают длины 330 м. и водоизмещения в 400000 т., но были в истории попытки строительства еще больших экземпляров. Так, в 1979 г. на японской верфи был создан супертанкер «Knock Nevis». Его размеры были поистине впечатляющими. Судно не могло пройти ни один канал в мире, поэтому чаще всего использовалось в качестве нефтехранилища, а в 2010 было спущено на металлолом.

2
Балкер «Vale Sohar». Длина: 362 м. Водоизмещение: 502018
Кроме нефтеперевозок большую долю занимает транспортировка насыпных грузов. Для этих целей используются специальные суда — балкера. Особую нишу занимают рудовозы. Все представители данного класса отличаются большими размерами, но даже среди них балкер «Vale Sohar» кажется настоящим гигантом. Судно построено в 2010 г. для конкретной цели — перевозки руды из Бразилии в США. Для сравнения, грузоподъёмность «Vale Sohar» сопоставима с 12000 крупнотоннажными грузовиками. За сутки перехода балкер сжигает 97 т. топлива.

3
Контейнеровоз CSCL Globe» Длина: 400 м. Водоизмещение: 261000 т.
Контейнеровозы — суда, которые доставляют миллионы различных грузов. Главным эксплуататором контейнеровозов по понятным причинам является Китай. Контейнерный флот начал набирать стремительные обороты, когда была разработаны единые стандарты, которые позволяют погрузить контейнер на судно, а затем на поезд или грузовик. На сегодняшний день одним из самых больших контейнеровозов является судно «CSCL Globe» китайской компании China Shipping Line. Судно относительно новое. Оно было спущено на воду в начале 2015 г. По информации Novate.ru, в полной загрузке «CSCL Globe» может вместить 19100 стандартных контейнеров.

4.
 Круизный лайнер «Allure of the Seas». Длина: 362 м. Водоизмещение: 225000 т.
 «Allure of the Seas» наравне со своим братом-близнецом «Oasis in the Seas» уже несколько лет остаётся крупнейшим пассажирским лайнером за всю историю. «Allure of the Seas» не просто пассажирское судно — это настоящий плавающий город, в котором одновременно может разместиться 6300 пассажиров и 2400 членов экипажа. К сравнению, «Титаник» мог принять на борт 2400 пассажиров, а его длина была практически на 100 м. меньше. На сегодняшний день два лайнера-близнеца лидируют в списке самых дорогостоящих путёвок.

5.
Плавучий завод «Prelude». Длина: 488 м. Водоизмещение: 600000 т.
Первый в мире завод по производству сжиженного природного газа и одновременно самое большое плавучее сооружение «Prelude» было введено в эксплуатацию в 2018 году. На борту судна могло бы разместиться 5 полноценных футбольных полей или 175 олимпийских бассейнов. Планируется, что плавучий завод в течение 25 лет будет добывать и перерабатывать газ у берегов Австралии. Из-за особой конструкции якорного устройства. «Prelude» способен выдерживать даже самые сильные шторма и оставаться неподвижно на месте.

Источник: https://novate.ru/blogs/091218/48695/

https://novate.ru/blogs/091218/48695/