Дальше нет смысла идти

Ди Солодова
1

Она пришла, когда я гуляла в лесу. Вернее, я пришла, а она сидела такая прекрасно-спокойная и невыносимо красивая, именно поэтому я сразу же ей поверила. Я подумала, что сплю, когда увидела её. Птицы надрывались вокруг, ветер был совершенный, тепло-прохладный, солнце сияло ласково, я даже не жмурилась, как обычно, а впереди на толстом стволе поваленного дерева сидела она и смотрела на воду с блаженной улыбкой. На несколько секунд я перестала дышать. Она улыбнулась сильнее, когда почувствовала, что я тут. Не поворачиваясь ко мне, она подвинулась в сторону, освобождая место, чтобы я могла сесть рядом. И я подошла, осторожно, как моя кошка, - медленно, лапу за лапой, а потом и всем телом — опустилась рядом с ней. Она сделала глубокий вдох и прикрыла глаза. Я попробовала дышать ровнее, но сердце выпрыгивало из груди. Она положила ладонь на мою руку, и меня как молнией ударило. Я поняла, что не сплю.

2

Сейчас, когда я вспоминаю наши первые разговоры, я начинаю сомневаться, в себе ли она. Что с ней случилось? Почему она не хочет рассказать мне всё? От чего она пытается меня уберечь? Что за непереносимую боль она носит в груди?
- Послушай меня, ты же мне веришь?
- Конечно.
- Просто не спрашивай меня ни о чем, но верь. Тебе не стоит жить дальше.
- …
- Я не знаю, как сказать тебе.
- Так просто расскажи всё.
- Нет счастья у этого воплощения. Лишь крупицы.
- Но я счастлива сейчас. Вполне.
- Именно поэтому я здесь и сейчас. Дальше нет смысла идти.
- Но ничто не предвещает беду! Что со мной может случиться?
- Всё. И ничего.
- Я не понимаю. Ты несешь какую-то чушь. Зачем тебе это?
- Я беспокоюсь о тебе.
- Нет, ты беспокоишься о себе. Но вот же ты. Красивая, здоровая — я не понимаю тебя. Может быть, ты умираешь от страшной болезни?
- Нет.
- Тогда может быть твои любимые умерли? Война?
- Нет.
- Конечно, нет, иначе ты не была бы таким совершенством. Ты была бы опухшая от слез.
- Давай просто посидим и посмотрим на воду. Так хорошо сейчас.
- Вот и я тебе о том же.

3

Она приходила в те моменты, когда мне было особенно хорошо, глубоко дышала, держала меня за руку и качала головой: «Дальше нет смысла идти».
Первые предательства себя, первые тяжелые опыты, наркотики, мужчины, пьянки, жалость, стыд, ненависть, невыносимая обида и испепеляющий гнев, и вот она снова появляется, когда мне хорошо. Просто держит за руку и качает головой, дышит глубоко, полной грудью, светится своим совершенством. Не смотрит в глаза, но готова обнять. Ей не за чем говорить. Ей нечего сказать, и поэтому говорю я.
- Почему ты не пришла, когда мне было плохо? Когда я начала верить тебе, и хотела воплотить твой план в жизнь?
- Что тебя удержало?
- Почему ты не пришла?!! - кричу я. А ведь минуту назад мне было хорошо. Она встает и молча уходит, роняя мою руку из своей. - Ты не беспокоишься обо мне! Тебе на меня наплевать! Не приходи больше! Ты мне не нужна! - руки трясутся, слезы заливают ноздри, которые раздуваются, как трубы, засасывая в себя ускользающую жизнь, я давлюсь, кашляю, всё плывет перед глазами. Нет, ты не сможешь испортить мне жизнь, твой вирус, заложенный в мой мозг, не приживётся. Я хозяйка своей жизни. Мне решать, быть счастливой или нет. Я изменю всё, всё! Всё!!!

4

Помню, как на кладбище, когда мы хоронили бабушку, я увидела её вдалеке. Она стояла с цветами вся в черном в стороне у чужой могилы. Я бы и вовсе её не заметила, если бы не птица, которая пролетела перед моим носом и направилась к ней. Села на ограду перед ее лицом, и они стали молча смотреть друг на друга. И опять ей удалось меня зачаровать.
- Ты разговариваешь с птицами? - спросила я ее, нахмурившись. Все направились в сторону кафе, а я осталась одна позади. Я не рада была её видеть, совсем не рада. Что-то просило меня пройти мимо, следовать плану, выкинуть её из головы, реализовать то, что я пообещала самой себе. Но прошло два года, а я так ничего и не изменила. Я даже не успела подумать, что же именно мне надо изменить. Пустые отношения, в которых нет искренности и глубины? Работу, где я никто? Отношения с родителями, которые считают меня своей собственностью? Город? Страну? Что-то сделать с собой? И её голос в голове: «Дальше нет смысла идти».
- Может быть, это бабушка пришла попрощаться? - ответила она.
- Вряд ли она пролетела бы мимо меня.
Помолчали. Ветерок резко дунул на деревья вокруг нас, и листья посыпались золотым дождиком. Легким, воздушным, прекрасным в своей бессмысленности и ничтожности. Как и она.
- Почему сегодня? - спросила я. - Почему ты пришла сегодня?
- А разве тебе не хорошо сейчас?
Я промолчала. Как может быть хорошо в день похорон? Все ревут, я думаю о том, что следующих хоронить уже мне. Но мне хорошо. И правда, хорошо. Спокойно тут. Тут заканчивается путь. Дальше отдых. Но я не устала. Ещё. Не сегодня. Но если устану, когда-нибудь, то я знаю, что и меня когда-то ждет отдых.
- Есть какие-то новости? - спросила я. - Может быть, ты передумала уговаривать меня умирать? Или ты думаешь, что кладбище меня вдохновит на смерть? - Молчит. - Нет, я всё ещё довольна жизнью.
- Так её себе и представляла? - узнаю свою злую иронию.
- Иди в жопу!

5

В день свадьбы она заплакала и ушла. Она даже не подошла поздравить меня. Посмотрела издалека, смахнула слезы и растворилась в дрожащем летнем зное. Мне тоже стало грустно. Не знаю, почему. Я проревела всю свадьбу, так и не поняв, что я оплакиваю. Принадлежность себе? То, что у меня больше нет выбора? Отсутствие видимых перспектив? Я ошиблась? Но могла ли эта ситуация сложиться иначе? Можно ли было не жениться? Какие ещё варианты у меня были? Это мой выбор. Так сложилось. Я ведь счастлива. Это правда. Это правда?

6

Когда родился мой первый малыш, я гуляла с коляской каждый день, как и положено, по два часа. Хорошо, что рядом был лес, а по другую сторону дороги ещё и лесопарк. Друзей у меня в маленьком городке не осталось — все уехали в большой, но мне было очень хорошо в своей новой семье, в своем уютном, хоть и съемном гнездышке — совсем как птица — свила, выпустила птенцов и можешь лететь дальше…
Она подошла на прогулке, заглянула в коляску, и у неё заблестели глаза.
- Пожалуйста, не торопись рожать всех сразу. Насладись каждым отдельно. И я прошу тебя, береги себя, больше спи, лучше ешь, и гуляй не потому что надо, а когда захочется. Найди подруг и встречайся с ними чаще. Танцуй, пой, рисуй, играй на пианино или хотя бы на гитаре.
- Я так поняла, от мамы я этих слов так и не дождусь, да?
- Кто знает, до чего ты себя доведешь, может, однажды и дождешься.
- Как ты могла назвать моего ребенка крупицей? Крупицей счастья? Ты представить себе не можешь, какое это огромное гигантское счастье! - злилась я на неё со слезами на глазах. - Я самая счастливая мать! Жена и дочь!
- Ты была бы ещё и очень счастливой актрисой, но в театральный принимают до 27.
- У меня ещё полно времени! - сказала я и поспешила вперед по дорожке, подальше от этой больной женщины.

7

Через два года я родила второго, а ещё через два — третьего. В одну из обессиливающих истерик из-за того, что убила все свои мечты, я поняла, что чувствую себя, как в тюрьме. Муж бросил «Да иди поступай в свой театральный!» Я вдруг замерла и задумалась: «А сколько мне лет?»

8

В день развода, когда я в одиночестве захлебывалась от слез на скамейке в самом диком углу парка, она тихо и нежно обняла меня. Она сказала: «Я горжусь тобой!» А я отбросила её руку в сторону и прокричала, что я не горжусь собой, что вся жизнь не удалась, и что я не знаю, куда идти дальше, что я полное ничтожество, я никому не нужна, и самое время сказать заветные слова «Дальше нет смысла идти!» Она помолчала минуту, протягивая мне руку, потом сказала: «Мне кажется, надежда есть».
- Ты рехнулась? - закричала я. - Ты чертова чокнутая дура! Ты больная на всю голову! Тебе доставляет удовольствие сводить меня с ума? Оставь меня в покое! Займись своей жизнью!
Она заплакала, а я убежала. Я бежала по улицам, не понимая, что делать дальше, я бежала по осколкам своей жизни, они хрустели у меня под ногами, рассыпаясь в разноцветную пыль. Мне казалось, что если я буду бежать вечность, я обязательно прибегу именно туда, куда и нужно, и там всё само собой разрешится, найдутся ответы на вопросы, всё устроится. Всё устроится. Всё устроится. Всё устроится. Но это был лишь мой старый город, ничего нового, ничего примечательного, а я задохнулась от бега в самом его центре. Казалось, все пялятся на меня. Только бы не встретить никого из знакомых. Всё. Хватит. Остановись. Самое время взяться за эту жизнь и изменить её. Я хозяйка своей жизни. Я выбрала всё то, что привело меня сюда. Я могу выбрать жить по-другому. Я хочу жить иначе. Я хочу? Я могу?

7

Когда я решила отметить новый год одна, она пришла. Она знала, что мне просто не с кем его отмечать. Меня никуда не позвали. А куда позвали, я не хотела идти сама. Я хотела насладиться выбранным мной одиночеством, начать новый год с самой собой. Ну, в принципе, так и получилось, ох уж эти шутки Вселенной. Она снова испортила хороший день. День, который собирался быть хорошим…
- Мне нравится твоя новая квартира. Ты долго к этому шла. Дети выросли, и ты снова свободна.
- Банальности, которые нет смысла озвучивать. - Я налила ей шампанского. Увидев в стекле бутылки своё отражение, посмотрела на нее. Взглянула на свои руки. Вспомнила, какое на мне платье. Повернулась к зеркалу и дернулась от осознания, что я уже видела эту женщину из отражения когда-то давно.
- Кажется, я стала тобой. - Я была напугана этим открытием.
- Нет, ещё нет. - Она взяла бокал и расположилась на диване, сделала глоток и прикрыла глаза. - Хорошо.
- Что ж, расскажи мне, есть ли смысл идти дальше? Два раза я уже отваживалась на это, хотя и не хотелось. И знаешь, что меня удержало здесь? То, что ты уговаривала меня это сделать. Хм, как странно. Ты уговаривала меня уйти из жизни, но получила обратный результат.
Она молчала, ласково глядя на меня.
- А может, ты того и добивалась, чтобы я сделала наоборот? - Мне хотелось дать ей пощечину, чтобы она перестала быть такой спокойной. Я бы схватила ее за плечи и  трясла бы, пока у нее шея бы не сломалась. Её уже давно не идеальная тонкая шея.
- Кажется, ты, наконец, смирилась со своей жизнью, а? И отстала от меня. Что, дальше будет попроще или терпимо? Или что там такого будет, что можно просто расслабиться и пить шампанское? А мне каково жить с тобой в моей жизни, а? Знаешь, ты раньше казалась мне совершенством. Но вот она я такая, как ты тогда. И я понимаю, что ты никакая. Пустая, никчемная, никому ненужная дура, иначе ты не поперлась бы портить ещё и мою жизнь. Но я не стану тобой, я всё изменю. Я хозяйка своей жизни. Я пойду к себе в прошлое и скажу, что её ждет прекрасное будущее, что она сможет реализовать все свои таланты, я поддержу её. Я сделаю то, что не смогла сделать ты!
- Вот теперь ты готова. - сказала она. - А я, наконец, займусь своей жизнью. - Встала, накинула пальто и ушла.

8

Я села на диван, потому что ноги тряслись. Что я сказала не так? Почему она считает, что теперь я готова? К чему я готова? Почему она такая самодовольная всегда? Разве я такая? Нет, я не пойду туда вообще. Вообще. Мне есть чем заняться здесь. Мне и здесь и сейчас хорошо. Да, пусть всё совсем не так, как я себе представляла. Но я могу её хотя бы направить, рассказать ей, какие ошибки она совершит, чтобы она этого не делала. Она может прожить другую жизнь. И я испарюсь. Исчезну, как не свершившееся. Ну и пусть, зато я сделаю что-то важное, что-то значительное. Для себя. Я могу передать ей свой опыт. Она решит, что я сумасшедшая. Нет, не решит. Не в первый раз. В первый раз она будет очарована. Что сказать? Что самое важное? Что я упустила в жизни? Так много. С чего начать? Что самое главное?

9

И вот я сижу и смотрю на водную рябь. Это ветерок. Тот самый, волшебный, прохладно-теплый. Боже мой, как хорошо. Она идет по тропинке и скоро увидит меня. Трепет в груди. Она познакомилась с мальчиком, и он пригласил её в кино. У нее большие надежды на этот поход, она очень счастлива, но радости эти отношения не принесут. А с утра она играла на пианино своего любимого Шопена и чуть не прослезилась от восторга. Сядет ли она за него ещё? Да, когда-нибудь. Но Шопен сотрется из памяти, и больше ничто уже её так не поразит. На прошлой неделе она прочитала самую интересную книгу в своей жизни и поняла, что не всё так лучезарно и просто. Она  всё ещё верит, что весь мир у её ног,  что с ней точно не случится ничего плохого, что она создана для великих прекрасных дел, отношений, открытий, но очень скоро череда разочарований собьет её с этих тонких хрупких ног. Чувствую её взгляд на себе. Подвигаюсь, чтобы она могла сесть рядом. И, когда она садится, просто дышу, чтобы унять сердце. Беру её за трепетную ладошку. Боже мой, что мне ей сказать, ведь так хорошо уже больше не будет никогда...


09.02.2023