Наблюдая жизнь. Турбаза. Глава пятая

Ирина Полонская
 Предыдущая глава:http://proza.ru/2023/01/27/1926
 
 Торопиться на вечеринку   я не стала. Сначала, как обычно, прогулялась  по турбазе, посидела  на берегу реки,  любуясь сгущающимися сумерками и темнеющим небом, и только потом отправилась  в актовый зал.  Думала, приду, а там уже все в разгаре. Сяду тихонько сзади, понаблюдаю минут пятнадцать  и потом так же незаметно удалюсь.  Но, к своему удивлению, собрания  поющих и танцующих людей  я не нашла. В пустом зале сидели у пианино только Сеня и Соня.

- Что случилось? -  спросила я. - Где народ?
-  Аппаратура сломалась. Целых полчаса ее пытались чинить, но ничего не получилось. Так что, вечер отменили, - недовольно поморщился Сеня.
- А давайте сами устроим концерт, - вдруг предложила Соня. - Я на пианино поиграю, песни попоем.
- А я несколько ранних миниатюр Райкина исполню, - добавил Сеня. - Вы хотите участвовать? - обратился он ко мне.
- Ну...Я могу пару басен Крылова прочитать, - неуверенно протянула я.

 Спрятаться в этой ситуации было не за кого, а бросать стариков одних  мне показалось  бессовестным.   Так и  пришлось согласиться на участие в неожиданном  концерте.
- Только  давайте не очень долго, ладно?  - попросила я.
- Хорошо, - закивали старики.
- Тогда я  сейчас  схожу  переоденусь и возьму тетрадку со словами, - сказала Соня.
- Мне тебя проводить, Сонечка? - заботливо предложил Сеня.
- Не надо, я сама, - ответила жена.

 Она обулась, накинула куртку  и вышла за дверь.  Несколько мгновений  мы с Сеней молча слушали шорох ее шагов по лестнице.

- Я с интересом наблюдаю за вашими отношениями, - призналась я. - Ваша пара войдет в мою коллекцию любящих супругов. Сколько вы уже вместе?
- Хм... В этом году будет сорок восемь лет, - вздохнул Семен.
- А... Простите, сколько Вам лет?
- Мне семьдесят пять, а Соне семьдесят восемь. У нас обоих это второй брак.
 
- Очень удачный брак, - заметила я.
- Да...  Я ни разу не пожалел, что на Сонечке женился. Нас познакомила  моя  покойная мама.  Я тогда с первой женой развелся, ходил неприкаянный, мама переживала за меня.  И вот как-то раз она  мне и говорит:
-  В нашем  клубе девушка работает.  Милая такая,  симпатичная. Ее Соней зовут. Она музыкой с детьми занимается. Ты сходи, посмотри на нее.

 И вот я на другой день в клуб зашел, а она там с детьми песенку разучивала. Я послушал, посмотрел и влюбился. Начал к ней каждый день забегать. Через три месяца мы расписались. Вот с тех пор и живем.

- Здорово! - восхитилась я. - Такое редко бывает.
- Да, - согласился Сеня, - такие чувства бывают нечасто.
- Вы сказали это как-то очень грустно.  Почему?
- Болеет моя Соня. Боюсь, это серьезно. Стала  забывать  имена, события, даты. Однажды пошла в магазин и заблудилась. Там, в Германии... Адрес не помнит. Точнее, называет русский адрес. Ее отправили  в полицейский участок,  там выяснили, кто она и отвезли домой. Одну ее теперь опасно отпускать.

- Так вот почему старик постоянно водит жену за руку, словно  маленького  ребенка, - поняла я.
- Болезнь постепенно разрушает ее  память. Доктор сказал, что со временем она перестанет узнавать близких. И сделать ничего нельзя, - закончил старик и тяжело вздохнул.

 Я кивнула своему собеседнику, но не нашла, что возразить на его слова. Не хотелось  произносить дежурные сочувственные речи. Я сняла куртку и принялась вспоминать стихи, которые буду  рассказывать. Семен сидел на стуле возле пианино и молчал, опустив голову.

 Наконец, на лестнице послышались шаги,  дверь открылась, и вошла Соня. Она переоделась в платье, сверху набросила красивый палантин, а волосы заколола блестящей заколкой.

- Как Вам идет это платье, Сонечка! - восхитилась я. - А шарфик просто прелесть!
Соня заулыбалась, поправила палантин и села за фортепьяно.
Семен  подсел поближе к жене, раскрыл тетрадь со словами песен и спросил:
- С чего начнем? Может, с "Черного кота"? Или с "Тополей"?
- Давай сначала первую, а потом вторую, - ответила Соня и заиграла.

 Играла она хорошо, ее пальцы уверенно бегали по клавиатуре. Сыграв  проигрыш, Соня запела. Семен тут же подхватил песню. Я принялась подпевать. Так втроем мы спели несколько старых добрых песен.  Некоторые песни я не знала, и тогда  просто сидела и слушала  слаженное пение супругов. Видимо, дуэтом они пели часто.

- Теперь отдохни немножко, Сонечка, - предложил старик. - А я прочитаю  юмореску.
И он очень артистично исполнил один из  монологов Аркадия Райкина.
- Ну, а теперь моя очередь, - смущенно улыбнулась  я. И принялась читать басню Крылова про разборчивую невесту.

 Потом снова играла Соня, выступал Сеня, а я рассказала еще одну веселую басню.
Концерт наш получился неожиданно хорошим.

 Мы спели еще несколько песен вместе,  и возникла пауза. Я попросила:
- Вы как-то упоминали, что последние годы живете в Германии. Если можно, расскажите об этом хоть немножко. Мне интересно.
- Расскажем, Сонечка? - обратился старик к супруге. Она улыбнулась и закивала.
- Ну...Что сказать...Мы приехали в Германию восемь лет назад. Если в двух словах, то живем хорошо, - начал Семен. Но его глаза говорили о другом. Он будто взвешивал, стоит ли рассказывать правду. Так ведут себя  люди, которые неохотно пускают чужака в свой мир.

- Ну, и какая она, жизнь  в Германии?  Чем отличается от нашей жизни? - спросила  я.
- Чем отличается? - задумался Сеня. И, словно стряхнув неуверенность, начал:
- Там главная особенность - порядок, установленный раз и навсегда. Его необходимо соблюдать, не задавая лишних вопросов. Никто вам не будет объяснять, почему именно так надо делать. Так сложилось, и все.
- Например? - не унималась  я.

- Скажем, мой зять живет в своем доме. Раз в неделю на своем участке он обязан стричь газон. И высота травы должна быть сколько-то там сантиметров. Не больше и не меньше. Иначе можно штраф получить. И так во всем.
Или вот еще:  во дворе жилого дома нельзя мыть машину. И даже если вы всего лишь протрете стекла и бампер, то  через несколько дней по почте можете  получить  конвертик с уведомлением о штрафе. При этом окажется, что настучал на вас милейший сосед из квартиры напротив.  Встретив вас,  он даже может вам об этом доложить: это я, мол, на тебя, дорогой соседушка, донес, потому как непорядок.
- Надо же! - изумилась я.

- Или, к примеру, рыбалка. Я всю жизнь был заядлым рыболовом. Где только не ловил рыбу. Но в Германии, чтобы пойти порыбачить, надо сначала прослушать специальные курсы, потом сдать экзамен и получить разрешение на рыбную ловлю. Ну, ладно, прослушал, получил. Завел специальные крючки для каждой рыбы.  Так еще надо иметь при себе особую тетрадочку и линейку. Выловил рыбку - измерь и в тетрадку запиши: какое название, каким крючком ловил, сколько сантиметров. Если меньше, чем положено, отпусти рыбу назад. И не забудь отметить, какого числа все это произошло и на каком водоеме. Я сначала думал, что это ерунда. Но столкнулся с тем, что ты рыбачишь, а к тебе, откуда ни возьмись,  подходит  старичок и, предъявив удостоверение общественного контролера, требует  твою тетрадку с записями. И не дай Бог, если ты там не всю выловленную рыбу указал!

- Что тогда? - спросила я.
- Штраф придет по почте. Таких штрафов по всяким делам немало. Иной раз проходишь мимо почтового ящика и аж коробит: вдруг опять прислали какое-нибудь уведомление.

- Да, - протянула я, - Германия точно не для меня! Я бы так жить не смогла. - Но вот ваша дочка вышла замуж за немца и живет там. Значит, ей нравится.
- Немцы любят жениться на русских и вообще женщинах из Восточной Европы, - заговорил Сеня.- Наши женщины, по сравнению с немками, красавицы. Миловидную немку еще поискать придется. В Германии женщин меньше, чем мужчин. К тому же,  много некрасивых.  Иной раз не сразу поймешь, женщина это или мужчина. У них  так сложилось, что мужика привлекательного легче встретить, чем женщину. Поэтому наши дамы буквально идут на "ура". Даже не самые красивые  пользуются большим спросом.  Они могут приехать в Германию с одним мужем, а там, на месте, выбрать себе другого, получше. Чуть ли не очередь за ними выстраивается.

- Надо же!  - воскликнула я. - Значит, ваша дочь удачно замужем?
- Да, в целом  удачно. У ее мужа свой дом, две хороших машины, приличная зарплата. Материально все вполне хорошо, - вздохнул Сеня.
- А нематериально? - решила я забросить удочку.
- Ну...Мне кажется, не все так уж гладко, - уклончиво ответил Сеня и отвел взгляд в сторону.  Стало ясно, что расспрашивать об этом больше не стоит.

- А Вам как в Германии, Соня? - переключилась я на пожилую даму.
- Мне  не нравится жить в Германии, - начала она.-  Поехала  только ради мужа.  Очень уж он туда рвался. Я пыталась его удержать, но не смогла.
 Она взглянула на поникшего мужа и продолжила:
- Первые два месяца  мы жили в доме у зятя. Нам выделили там большую комнату.  В один из первых  вечеров зять принес мне целый ворох своих рубашек. Чтобы я, значит, их погладила.  Штук сорок, не меньше. Оказалось, он каждый день, идя на работу, надевает все чистое: от носков и трусов до рубашек.  Раз использованное идет в стирку. Одежды у него много. И стирки тоже много. Стирает машина-автомат. А гладить доверили мне. Вот все время, что мы там жили, я и гладила его рубашки.

- Надо же! - удивилась я. - Такой он у вас чистоплотный!
- Там так принято. На его работе все такие. Если он явится на другой день в той же рубашке, в какой был накануне, его сочтут неряхой. Это может плохо повлиять на его карьеру.

- Соня, я так поняла,  Вы  пожалели, что переехали в Германию? - спросила я.
- Я - да. За восемь лет так и не приноровилась  там жить. Чужое все, и мы там всем чужие. Может, там  порядка и больше, но  много такого, к чему никак не привыкнуть. Да и  говорить хочется на своем языке, а не на чужом. Муж сначала восхищался Германией,  а потом и его стало все доставать, - добавила Соня. - Мы стараемся при первой же возможности съездить в Россию. Правда, не всегда получается...

- А если бы все назад вернуть, вы бы поехали в Германию?
- Конечно, нет! Недаром говорится: "Где родился - там и пригодился!". Здесь все наше. И в лесу мы все тропинки знаем, и  река нам родная.
- Помнишь, - обернулась она к Семену, - мы с тобой, когда расписались, сели на лодку, переплыли на другой берег и нашу первую супружескую ночь провели в палатке?
Семен молча кивнул.  Его лицо на мгновение  сделалось виноватым.
- Здесь мы дома, а там мы незваные гости, - грустно закончила Соня.

***

 Мы возвращались в свой корпус вместе. Над нами ярко светили звезды, прохладный ветерок мягко шевелил листву деревьев. Фонари подсвечивали выложенные камнями дорожки. У нашего корпуса мы попрощались. Сеня и Соня  двинулись на свой второй этаж, а пошла к себе.

 Оставшись одна, я включила в комнате настольную лампу с красным абажуром и принялась обдумывать то, что услышала от стариков.
 
 Прежде всего, меня  поразила Соня. Она открылась с неожиданной стороны и оказалась гораздо интереснее, чем я считала. У меня первоначально сложилось впечатление, что Соня - одна из женщин, про которых говорят: "Маленькая собачка до старости щенок." Этакий вечный ребенок, требующий ухода и внимания. Такие женщины изредка встречались мне в жизни и всякий раз я с изумлением наблюдала, как их мужья служат им верой и правдой. Вот и Соня мне показалась такой счастливицей.

 А что оказалось? Соня  только ради любимого мужа  поехала на чужбину. Ей там плохо. Душа тянется домой, в Россию. К тому же, случилось так, что Сенины мечты о прекрасной жизни в замечательной стране быстро разбились о действительность. И сам он тоже не больно счастлив, хотя пытается это скрывать. Теперь вернуться им нелегко. Скорее всего, просто невозможно.
Вот и живут старики от поездки к поездке. Так что, завидовать тут нечему.

***

 В эту ночь мне снилось что-то странное:  я  где-то долго плутала и вдруг увидела впереди пару. Присмотревшись, узнала своих знакомых Сеню и Соню. Они шли рука в руке в сторону дремучего леса, и с каждым шагом Соня становилась прозрачнее, словно таяла в воздухе...

 Продолжение:http://proza.ru/2023/02/12/1090