Общность и общество в учении Фердинанда Тённиса

Аникеев Александр Борисович
     Первая же работа социолога в 1887 году Фердинанда Тённиса «Gemeinschaft und Gesellschaft» – «Общность и общество» принесла ему мировую известность. И хотя в ней  Тённис вводит понятие «Гемайншафт»  как община, а в общине господствуют непосредственно почти родственные и братские социально-экономические взаимоотношения, то понятие – «Гезельшафт» – единодушно переводится как общество в значении крупномасштабной и сложно организованной ассоциации людей, объединенных государственным институтом, общественным разделением труда с профессиональной специализацией, системой экономического обмена, бюрократической иерархией и классовой стратификацией, где преобладает порядок с общими законами, нормами и правилами.

     Общность типа общины придаёт решающее значение традиционным обычаям, верованиям, неписаным традициям и законам, а общество в котором уже утрачены братские общинные традиции управляется юридически закреплёнными законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе братских и родственных связей, то для второго характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних в своих социально-экономических отношениях почти полностью от семейных ролей.

     Если в общности типа «Гемайншафт» культура формируется на основе традиционных или религиозных ценностей, то в «Гезельшафт» – на светских. Если главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община, то в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

     Основные различия между ними состоят в следующем:

     1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде.

     2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах, нормах и правилах.

     3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специализированные профессиональные роли.

     4) Gemeinschaft опирается на традиционные, а Gesellschaft – на светские ценности;

     5) в основе Gemeinschaft лежит общинное объединение семей, а в основе Gesellschaft – крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения граждан общества.

     Ф. Тённис использует термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между традиционным общинным устройством  общности людей на основе братства и взаимопомощи с общностью интересов и целей.  И  развивающимся капиталистическим обществом на основе власти денег, анархии рынка и монополии капитала. Понятие Gemeinschaft (община) относится в основном к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) – к индустриальному городскому обществу.

     Любая общность людей  может строиться по следующим основаниям:

     1) на географической близости;

     2) на психологической близости;

     3) на кровнородственной близости;

     4) на духовной близости (круг друзей и единомышленников).

     Термин «Gemeinschaft» применяется у Ф. Тенниса по отношению к таким разным социальным единствам, какими могут выступать близкие по родству семьи, церковь мелкая промышленная корпорация и сельское товарищество с родовой, деревенской, политической, христианской и городской общностью людей. Все они сплочены в  совокупности социальной солидарностью, которая формируется на основе естественных братских человеческих отношений, как это должно быть в большой дружной семье, где все дружно трудятся и делят всё   производимое по-братски,  по своим общинным традициям.

     В общину часто принимают только хорошо проверенных людей, так как свои в ней оказываются автоматически и воспитываются всей общиной, хотят они того или нет. С общиной люди часто связаны родовыми узами, избегнуть которых они не могут, но изменить свою судьбу в состоянии, если  очень захотят. Индивид естественно является частью своей семьи, своей деревни, своей общины как своей родины и принадлежность эта природная и непроизвольная.

     Общество, образованное из разных народов и рас, представляет собой сознательное социальное объединение, основанное либо на социально-трудовом договоре по  вступлению в общество, либо на основе власти завоевавшей территорию более сильной общности при каких-либо военных действиях.

     В общество можно входить свободно, по собственной воле, придерживаясь законов, норм и порядков господствующих в обществе, но можно по воле победившего в войне народа. Общество – продукт целиком и полностью созданный волей более сильных и богатых представителей общества и его намеренно создают и часто преобразуют те, кто имеет либо власть и богатство, либо силу своего разума и большое влияние на сознание членов общества!

      Но когда общество основано не на соседстве, близости или кровном родстве, а  базируется на интересе, то людей сближают эти общие интересы со стремлением либо к выгоде, либо к рациональному расчету при общем сближении интересов, поэтому в обществе должны быть официальные, деловые, но партнёрские отношения. Здесь нет и не должно быть никакой интимности, неискренности, неподдельного интереса к близкому тебе человеку, с которым ты готов разделить кров и пищу.

     Ничего подобного коллегам по работе, сослуживцам, членам одной политической партии или профсоюзной организации не требуется. Как только личные отношения проникают в область служебных, начинаются такие негативные явления, как кумовство, блат, протекция. Две сферы – дружески-личные и служебно-деловые отношения – два разных мира, две вселенные, которые не должны пересекаться, смешиваться, сталкиваться, вытеснять друг друга. Именно общие интересы должны служить основой объединения общества и оно выделяет следующие группы интересов:

     1. Материальные и денежные интересы служат основанием торговых товариществ, профсоюзов, страховых обществ, паевых, пенсионных и инвестиционных фондов.

     2. Интеллектуальные интересы объединяют людей в творческие союзы, литературные и философские кружки, научные ассоциации и ученые советы, содружества, академии, художественные объединения.

     3. Образовательные интересы людей приводят к созданию школ, институтов, университетов, курсов повышения квалификации.

     4. Нравственные интересы выступают источником появления религиозных объединений и сект, вызывают к жизни благотворительные объединения, общества трезвости, ассоциации взаимной помощи. К их числу можно добавить такие ассоциации и движения, которые сплачивают людей на идеологической основе, помогая отстаивать свои идейные принципы, выступать против кого-то: политические партии, движение за гражданские права, экологические движения, феминистские общества.

     5. Досуговые интересы объединяют людей в клубы по интересам (клубы болельщиков или коллекционеров), молодежные дискотеки и бары, кружки объединяющие любителей разных игр как подвижных, так и малоподвижных, любителей рыбной ловли, ассоциации туристов, любительские театры, союзы биллиардистов, скаутов, т. е. порождают различные сообщества, помогающие индивидам развлечься и разнообразно провести свое свободное от необходимого общественного труда время.

       Развитие общества имеет следующие основания:

     1. В обществе коллективную волю рода и семьи заменяет корпоративная воля государства.

     2. На смену неформальному контролю родственников и соседей, которые были присущи кровно-родственной общине, приходит формальный контроль со стороны полиции и судебно-правовой власти.

     3. Вместо обычного права и неписаных законов появляются юридические законы и писаные правила, регулирующие поведение больших групп людей.

     4. Функцию арбитра в решении нравственных вопросов берёт на себя государство и уполномоченные им органы власти.


     5. В конечном счете, именно государство, как бюрократический аппарат власти в обществе, часто выступает причиной появления Gesellschaft, разрушает либо необратимо изменяет Gemeinschaft. Со временем оно начинает восприниматься людьми как недружественная или враждебная сила, которая начинает возвышаться над ними своими властными полномочиями и материально-финансовыми привилегиями, требуя беспрекословного подчинения им. В противоположность общине для общества характерна «механическая» связь отношений индивидов, построенных на рациональном расчёте и подчинении букве закона, а не интересам народа на принципах взаимопонимания и взаимоуважения, взаимопомощи и взаимовыручки.

     Согласно теории Фердинанда Тённиса, в обществе царит целерациональная воля и, соответственно, произвол. Общество уже самим своим фактом появления на свет до основания смывает кровно-родственные узы и традиционные идеалы общины, общие религиозные культы и кодексы чести.

     На развитие общества государственной системы с монополией капитала влияют:

    • информационные потоки, равно как денежное и товарное обращение не знает государственных границ, а мультинациональные корпорации качают живительную кровь капиталистической экономики в виде денег по всему миру, не спрашивая ни прописки, ни классового происхождения;

     • интернациональность и глобализация – это лишь доведённые до наивысшей степени обнаруженные еще Ф. Тённисом тенденции «обобществления» социальной жизни.

     Ликвидация общины как социального института началась давно, но усилилась в связи с появлением крупных городов и мегаполисов. Сегодня этот процесс зашел так далеко, что обратного пути к прежним общинам уже нет, а движение к социалистическому обществу с монополией закона о социальных гарантиях по труду часто невозможно по причине отсутствия такого стремления у населения.

     В развивающемся буржуазном капиталистическом обществе магия уступает место науке, религия – политике, нравы – юридическим документам, священники – чиновникам, друзья – коллегам и сотрудникам, народное творчество – массовой культуре, идеалы – идолам, естественные продукты – консервированной пище, чтение – телепросмотрам, личное общение – телефонным переговорам.

     Ф. Тённис эволюцию общества представляет как переход от общины к обществу в результате нарастания рациональности. Тённис полагал, что «общинная» социальность в ходе развития общества всё больше вытесняется «общественной социальностью». Именно отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, религии, государства, политики, общественного мнения, хозяйствования в деревенской и городской жизни, что присуще современному обществу.

     Что касается образования в обществе двух противоположных по социально-экономическим условиям жизни классам, то Ф. Тённис не только теоретически разграничил, но и противопоставил два типа социальной общности людей: «общину», основанную на непосредственной эмоциональной близости людей, и «общество», построенное на холодном рациональном расчете, на анонимных связях и на разделении труда.

     Именно разделение труда на обеспеченных управленцев и на нищих наёмных рабочих привело к образованию двух разных классов – привилегированного класса буржуазии и угнетаемого этим классом наёмных рабочих. Классическим примером социально-экономических взаимоотношений в обществе Фердинанд Тённис считал капиталистический товарообмен по капиталу, когда в потреблении основных благ пренебрегаются индивидуальные трудовые достижения граждан в обществе и жизнь рабочих определяет лишь зарплата.  Но в силу того, что у одних есть подсобное хозяйство в виде небольшой частной собственности на землю, которая может их хотя бы кормить, а у других нет, то и вся их жизнь в обществе определяется лишь суммой их зарплаты.  А воплощение общинных принципов – родство и добрососедство с дружеской взаимопомощью – в больше мере уже утрачены!

      Именно поэтому Маркс и предложил для социально справедливого общества свой тезис о двойственности равенства рабочего времени, чтобы узаконенное равенство рабочего времени, при честном и добросовестном нормировании труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, определяло и относительно равные нормы необходимых человеку благ!   

     Чтобы производимые в обществе и необходимые каждому базовые средства для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды распределялись по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания, изготовления одежды чтобы каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по результатам квалификацией своего труда на рабочем месте в экономике страны! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

      Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, разбазарив, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Разве мы не сможем в своей пока богатейшей природными ресурсами стране обучить и организовать производство необходимого для социально справедливой жизни нашего населения?! Чтобы разнообразно и по вкусам каждого обустроить, накормить и одеть для НОРМАЛЬНОЙ И ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ, чтобы люди не стремились нарушать законы! Причём не снижая обороноспособности, оставаясь экономически независимыми от других государств для социального благополучия добросовестного населения нашей страны! Но Фердинанд Тённис об этом почему-то ничего не пишет, хотя и читал первый том «Капитала», где у Маркса опубликован этот его тезис.

     Ф. Тённис только анализирует понятие гражданского общества и считает, что «гражданское общество формируется как верхушечный феномен, который постепенно распространяется на все народы и всё человечество.» В современном понимании «гражданское общество» (по преимуществу) трактуется как совокупность неполитических отношений, но обязательно экономического характера.  Ибо ВСЕ граждане общества обязательно ежедневно должны иметь необходимые блага для жизни, но поскольку средства производства необходимого для продолжения жизни теперь есть далеко не у каждого, то те, у кого их нет, вынуждены работать на тех, у кого они есть! Независимо от того, какими эти средства производства денег у них могут быть без нарушения общественных законов.  Да и нарушение общественных законов для многих власть и богатство имущих не имеет большого значения.

      В этом случае гражданское общество только указывает, какой должна быть реальность, к которой устремлены прогрессивно мыслящие люди. Но гражданское общество тоже может стать идеальным обществом суверенных свободных личностей, наделённых широкими гражданскими правами и полномочиями!  Чтобы с правом честно и добросовестно трудиться на благо общества каждый имел право на необходимые ему блага для полноценной жизни по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда в экономике общества, а не по неизвестно как добытым капиталам! Только для этого у власти должна быть правящая партия с такой программой своего действия!

      В экономическом плане этот идеал означает многообразие форм собственности средств производства, но не многообразие форм собственности производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни! Но об этом Фердинанд Тённис тоже нигде не пишет, хотя почти в это же самое время об этом задумывался Маркс.

     И хотя многим уже было понятно, что свободный рынок и свободное предпринимательство не сможет обеспечить идеал по удовлетворению интересов и потребностей всех честно и добросовестно трудящихся членов общества в силу того, что деньги всегда определяли и всегда будут определять частный характер приобретения средств для жизни теми, у кого для этого достаточно капитала, а не по количеству и квалификации труда в ущерб тем трудящимся, у которых денег может не хватать на самое необходимое, а трудятся не меньше и не хуже.

     У Тённиса «гражданское общество» скорее форма общественного сознания, выросшая на экономических взаимоотношениях и дорастающая до такой формы сознания, когда государство мыслится как «средство улучшения жизни всех членов общества, удовлетворяя все их разумные потребности». И, если мыслить терминами Фердинанда Тённиса, такое гражданское общество – это высший этап развития индустриально развитого общества или, уже в нашей терминологии, – высший этап развития социальной организации.   При плюрализме мнений, свободы слова и торжестве демократии.

     Таким образом «гражданское общество» выражает идеал социального общества развитой демократии, которое может реализоваться только в правовом государстве с партийно-парламентской демократией и только при условии победы объединённых в свою партию наёмных трудящихся в мощную политическую партию с соответствующими целями развития общества!

     Ф. Тённис создал типологию социальных отношений, когда общественные отношения становятся смешанными и нет резкого деления на тёплые товарищеские и на отношения по типу иерархического господства и соподчинения.   Но когда начинают преобладать частнособственнические чувства, или появляется чувство некоторой зависимости и пропадает чувство уверенности в добрых отношениях друг к другу, то необходимо подумать, а добросовестными ли и честными, тёплыми и доверительными были эти отношения?

     Но когда при некотором преобладании  дружественных, честных и добросовестных  отношениях, которые легче складываются, если людей сближают возраст, пол, деятельность, образ мыслей, устремления и особенно если их объединяет общая идея для достижения целей общества, то общество развивается!

     Примером господства государственного аппарата власти и основанного на этом господстве развития общества до поры до времени является охранительно-защитным отношением как отца к детям. Защита в качестве условия своего существования предполагает господство, ибо осуществлять защиту можно лишь на регулярной и законной основе. Отцовское достоинство – прототип всякого, в том числе имеющего все преимущества общностного авторитета, в особенности авторитета отца-священника в религиозных общинах, но всегда ли эти взаимоотношения были справедливыми?  Именно поэтому в социально развитых общинах все основные социально-экономические проблемы решались на общих сходах их дееспособных граждан.

     Но когда в обществе такой патернализм, без узаконенных прав за свой добросовестный труд иметь только зарплату пропорционально труду, без прав иметь хотя бы достойные человека нормы производимых в обществе и необходимых каждому социально-бытовых благ в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в стране количества, то общество справедливости не получится!

     Для этого ещё необходимо, чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда!  А без этого такое государство становится обузой для трудящегося населения страны.  Ибо деньги в обществе монополии капитала всегда определяли и всегда будут определять частный характер приобретения средств для жизни теми,  у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тем, у кого денег даже для приобретения необходимого не хватает, а на рабочем месте в экономике общества трудится не меньше и не хуже…

     Ф. Теннис придавал огромное значение роли чувств в социальном развитии, а особенно симпатии, считая ее уникальной силой, способной сплачивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественна и социальна одновременно. Симпатия между людьми возникает при наличии общих интересов. Когда общество основано на коллективизме, авторитете старших, уважении к разумным традициям,  на разветвленной системе родства, на единстве основных целей общества, то основным разрушителем такого общества будет выступать индивидуализм и частнособственнические интересы людей.

     В городской среде это развито в гораздо большей мере, чем в сельской. Современное общество всё меряет на деньги, которые отныне становятся измерителем степени близости людей и меры прочности их отношений. В крупном городе человек приобретает свободу действий, его интересуют такие вещи, которых не было или которые не ценились в общинной среде, а именно величина заработной платы, пенсионное обеспечение, престижная работа, выгодные связи. А во главе всего стоят деньги – основной механизм городской жизни. На них человек может купить всё, на что их хватает. Удовлетворяя любые желания индивида, деньги делают человека зависимым от денег и эгоистичным, а как известно, в деньгах не бывает сытости ни у богатых, ни у бедных, ни у глупых, ни у мудрых.

     Субъектом общественных отношений является «лицо» – объект формально-юридических связей. Когда мы говорим о физическом или юридическом лице, которое должно вовремя платить налоги, заключать какие-то договоры, вступать в контрактные и административно-правовые отношения, то представляем себе нечто отчужденное и абстрактное. Лицо – собирательный и отчасти пугающий образ, под которым скрываются вполне земные люди и конкретные учреждения. Но как только их назвали лицом, вся теплота и конкретность куда-то исчезают. Перед нами только социальные маски, обобщенные категории и т. п.

     Государство или учреждение есть коллективное, совокупное лицо, наделенное полномочиями и законной силой влиять на жизнь человека или общества, воздействовать, ограничивать, принуждать, направлять, организовывать. В распоряжении такого лица находятся вполне достаточные материальные, финансовые, людские ресурсы, а если надо, то и военные.

     Учреждение или государство как обобщенное лицо может быть представлено первым лицом (президентом, монархом), либо правомочной корпорацией, функцию которой способно выполнять общее собрание, совет директоров, парламент и др. «Лицо» есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом.

     Множество лиц способно составить систему и конституировать «фиктивное лицо», представленное собранием или отдельным индивидом. Если общинные отношения предполагают высшую самостоятельность общины в решении всех социальных проблем, то общественные отношения под государственным управлением определяют жизнь всего общества в зависимости от устройства государственного аппарата власти и его целей его властных структур.

       Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. Если в первом случае (община) речь идет о «праве схода», «традициях», «территории», «семейном праве» и пр., то во втором случае (общество) – об «имуществе», «деньгах», о «правах и свободах личности», об «обязанностях»,  «торговом праве». Сюда же Ф. Теннис добавляет и противоположность статуса и контракта (договора).

     В общину людей сплачивает общее отношение к земле общины, что первоначально неотделимое от сознания или мнения кровных родственников. Ярким примером такого объединения людей часто выступает деревенская община (Dorfgemeinde). Ее сущность заключается в практикуемом сообща искусном возделывании земли и в праве владения своей долей произведённого продукта.

     Корпорацию, например, предприятие или университет, можно считать социальной организацией, толкуя ее как форму упорядоченной деятельности людей, протекающую по четким законам (по Ф. Теннису на основе «избирательной воли народа»). Искусственной такая организация названа потому, что организация создана кем-то ради выполнения легитимной цели, например, производства товаров или оказания платных услуг при помощи «институциализированных механизмов подчинения».

     Корпорация – это собирательный образ самых разных типов социальной организации. Сюда Ф. Тённис включает деревенскую и родовую общину, политическую и христианскую общину, античный полис, средневековые городские коммуны, университеты и промышленные гиганты.

     Все типы объединений могут быть названы социальной организацией. Социальная организация – способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.  В объединении людей, стремящихся к реализации определенных целей путем упорядоченности всей деятельности общества, разница будет лишь в масштабе объединённых личностей.

     И какая цель объединения у нашего государства?  Обирать свой народ для привилегированной жизни своего бюрократического аппарата, организовать народ для своей социально благополучной жизни, или пустить всё на волю стихии рынка при заботах лишь о сохранении своей власти?