Как и в любой семье, у нас есть семейный архив. Там не только фотографии, но и есть раритетные вещи, которым уже много-много лет и они рассказывают, дополняя фотографии об истории нашей семьи. И вот перед празднованием Дня защитника отечества, я открываю очередную страничку истории. У меня в руках старенький авиационный шлемофон. Он давно прошел все стадии своего жизненного пути. А путь этот начался еще в 50-х годах прошлого века. Отец моей жены Кубаров Иван Андреевич родился под Смоленском 20 августа 1931 года в деревне Егорье Починковского района. В годы войны попали в оккупацию и как и весь советский народ испытали все тяготы войны.После освобождения от немецко-фашистских войск в 1943 году пошел работать в совхоз. Мужиков на селе было мало , а те что и были или инвалиды или преклонного возраста старики. Вот и пришлось парнишки пойти работать в тракторную бригаду и в 17-ти летнем возрасте возглавить её. Осенью 1951 года был призван в ряды вооруженных сил и попал по распределению в 202 тяжелый бомбардировочный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Миргород Полтавской области. Тогда на вооружении полка стояли бомбардировщики Ту-4 ( точная копия американского В-29 ). После соответствующей подготовки в Полтавской ШМАС стал летать командиром огневых установок , сокращенно – КОУ. Этот самолет появился не случайно в авиации СССР. Немного кратко расскажу предысторию его создания.
В 1943 году, в связи с активизацией в СССР работ по созданию атомной бомбы , возникла необходимость в разработке средства в авиационной доставки её к цели.. В 1945 году ОКБ Туполева получило задание в максимально короткие сроки скопировать B-29 насколько можно точно . Оборонительное стрелковое вооружение самолёта В-29 было расположено в четырёх фюзеляжных вращающихся башенных турельных установках и в хвостовой турельной установке. Фюзеляжные турели имеют дистанционное управление, обеспечивающее возможность одновременного ведения огня из всех стволов, в любом направлении, одним человеком, с любого места. Вот это место и занял в самолете КОУ.
В мае 1949 года. В соответствии с постановлением Правительства СССР была произведена доработка самолётов Б-4 (Ту-4) для обеспечения подвески 4 укороченных авиабомб ФАБ-3000.
Главным оружием для Ту-4 должна была стать атомная бомба .
29 августа 1949 г. Первый экспериментальный заряд РДС-1 был взорван на башне; он был в принципе пригоден для сброса с самолёта.
По решению Совета Министров СССР от 29 августа 1951 года № 3200-1513 Военное Министерство приступило к формированию бомбардировочного полка, вооружённого атомными бомбами, с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть № 8» в составе 22 боевых самолётов-носителей Ту-4. Полк был укомплектован личным составом из 45 тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии. Командиром полка был назначен полковник В. А. Трехин
18 октября 1951 года именно с Ту-4А экипажем подполковника К. Уржунцева впервые на Семипалатинском полигоне была сброшена советская авиационная атомная бомба «Мария» (РДС-3 с ядерным зарядом «501-М»)
14 сентября 1954 года Ту-4А экипаж В. Я. Кутыричева (226-го тбап) произвёл сброс с воздушным подрывом ядерного боеприпаса, в ходе учений «Снежок» на Тоцком полигоне в Оренбургской области.
В 1950-е годы аэродром Миргород был кардинально модернизирован. В 1953 году положено новое бетонное покрытие взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек и т. д.. Повторно введён в эксплуатацию в 1956 году .
В 1956 году во время венгерских событий соединение Ту-4 совершило вылет с целью бомбардировки г. Будапешта, в частности, театра, где находился штаб мятежников. Вылет проходил с целью дезинформации стран НАТО не по кратчайшему пути, а над территорией Румынии, и был в последний момент прерван приказом командования. Бомбардировки не произошло.
Выпуск Ту-4 был прекращён в 1952 году. К этому времени было построено 847 самолётов, некоторые из которых были переданы в Китай в конце 1950-х. Списанные Ту-4 активно использовали на полигонах в качестве мишеней. Ту-4 был заменён более перспективными моделями, такими как Ту-16 в 1954 и Ту-95 в 1956г.В 1954 году закончилась срочная служба и можно было ехать домой , но полку предстояло переучивание на новый современные реактивные самолеты и он остался на сверх срочную службу. В 1955 году 202 тбап перевооружился на тяжёлые реактивные бомбардировщики Ту-16. Довелось полетать и на Ту-16 в качестве КОУ. А там знакомство с обворожительной девушкой с Миргорода, свадьба и на всю оставшуюся жизнь связал себя с Украиной.
Жили в те времена не богато. Страна поднималась с руин. Помню из своего детства, как мама перелицовывала одежду старших для младших и мы щеголяли в новеньких брюках и пальто. А вот с головными уборами были сложности, особенно для детей. Вот и сделал Иван Андреевич из шлемофона своего, когда уже перестал летать, для сына зимнюю шапку-ушанку. Удалил наушники и вставки сделал из меха, удалил все шнуры и стала очень удобная, теплая, не промокаемая шапка-ушанка на все школьные годы для сына.
Вот такая история шлемофона.
П.С.
Когда я спросил,- за что вручили медаль «За боевые заслуги» ? Он рассказал про один из вылетов по тревоге на Ту-16 в зиму 1956-57гг.Взлетели. Задание получили, вскрыв специальный конверт. Легли на маршрут. Тогда подняли много самолетов, сколько точно сказать не мог, так как у каждого экипажа был свой маршрут и у каждого на борту были ядерные бомбы. Прошли по маршруту и вернулись на аэродром. А потом командир довел экипажу, что маршрут был проложен в одну строну и после выполнения бомбометания, должны были катапультироваться в районе гор.Но в воздухе , достигнув рубежа возврата, получили команду на прекращение выполнения задания и возвращении на аэродром базирования. Куда они летали и какой был маршрут знали только командир и его штурман, но гриф секретности на то время был не снят . А теперь и спросит не у кого. Все участники тех событий ушли в свой последний полет. Командир за выполнение задания награжден был Орденом "Красная звезда" а все члены экипажа медалью "За боевые заслуги".Иван Андреевичу медаль вручена 31 июля 1957г.