Ленинград-1970

Татьяна Никитина 7
Конец августа. В Москве холодно и дождь. Я возвращаюсь сюда после летних каникул, проведённых в Польше и дома у родителей в Гродно. Мой поезд пришёл в 6 утра, на такси я добралась до общежития, позавтракала и пошла звонить Фаруху – молодому преподавателю нашего института, который был руководителем группы студентов в июльской поездке по Польше. Тогда, уже перед отъездом из Варшавы домой, я чуть не подвела всю нашу группу, едва успев в самый последний момент вернуться с пробежки по магазинам польской столицы в поисках подарков родным. Ларисе, с которой мы жили в одном номере, пришлось самой впопыхах собирать мой чемодан. А Фарух, издали увидев меня на подступах к интернациональной студенческой гостинице «Ривьера», в которой мы останавливались, в сердцах выдохнул: «Дрянь!..» Так меня ещё никто никогда не обзывал. Заслужила… Хотя просто-напросто заблудилась в большом городе. Но подумать успели всякое: вдруг решила остаться?..

Вероятно, чтобы насолить мне ещё больше и лишний раз проверить на благонадёжность (а, может, потому что я выросла у границы с Польшей, в городе, где хорошо понимают польский язык), Фарух и предложил мою кандидатуру для сопровождения польских студентов в дни их пребывания в Ленинграде. Это была так называемая обменная практика: месяц мы провели в крупных городах Польши, посещая их институты, кафедры и НИИ, теперь они проведут месяц в Москве, Ленинграде и Киеве, знакомясь с нашими вузами и НИИ. Благо, сопровождать я должна была не одна, а вместе с Юрой, студентом радиотехнического факультета, тоже вернувшимся из Польши.

По телефону Фарух сказал, что в Ленинград я еду уже завтра, поэтому надо срочно встретиться, он передаст мне необходимые бумаги и наставления. До встречи я успела сходить в парикмахерскую, получить стипендию, съездить на метро в универмаг «Москва» на Ленинском проспекте и пообедать в моём любимом кафе «Прага» на углу Арбата. Фарух, помимо бумаг и наставлений снабдил меня пачкой десятирублёвок: на предстоящие экскурсии для польских студентов. Это меня сразу сильно напрягло: не люблю отвечать за чужие деньги. Но деваться было некуда. Фарух сказал, что такая же сумма будет и у Юры. Ладно…

Вечером я ещё в кино сходила с кем-то из однокурсников, а назавтра у нас была встреча и прощальный ужин с польскими студентами, покидающими Москву, в которой они пробыли уже немало дней. В тот же день вернулась другая наша группа, ездившая на обменную практику в Чехословакию, а в ней – близкие друзья-однокурсники Нина, Гена и Витя. Мы едва успели поделиться впечатлениями, как в девять вечера мне пришлось вместе с польскими ребятами ехать на Ленинградский вокзал… В польской группе было 18 человек, из них одна девчонка – Анна, и двое руководителей. Все были такие замотанные, что немедленно расстелили постели и попытались заснуть. Под мерный стук колёс это совсем не сложно…

***

Юра приехал в Ленинград двумя днями раньше, успел подготовить нам места в уже знакомом мне общежитии Политехнического института и подогнал к вокзалу автобус, который предоставил декан. Ура!..

Нам с Анной досталась просторная комната с туалетом и умывальником. Анна, как и многие польки, была светловолосой, стройной, с мало запоминающимся лицом, которое преображалось и становилось выразительным после умелого макияжа. Как хорошо, что накануне отъезда я успела купить себе комплект нижнего белья, наполовину состоявшего из кружавчиков, и парочку симпатичных лифчиков. Потому что в первый же вечер Анна, оценивая взглядом мою гэдээровскую комбинацию, затеяла разговор о наших магазинах, в которых советские женщины вынуждены покупать какие-то безразмерные панталоны, а не кружевные трусики… Это было высокомерно и неприятно. Наутро мы быстренько привели себя в порядок, схватили свои дамские сумочки и поспешили занять места в автобусе, который весь день возил нас по Ленинграду: Дворцовая площадь, Марсово поле, Летний сад, Смольный, Пискарёвское кладбище и наконец Разлив.

Вернулись мы никакие и легли пораньше, потому что завтра с утра предстояла поездка в Петергоф, причём на электричке. Перед тем как лечь спать, я решила пачку денег из сумочки положить для надёжности под подушку. Утром первой заскочила в умывальник, пока Анна ещё нежилась в постели. В дверь постучал и заглянул Юра:

- На выход! Автобус уже ждёт!..

Я быстренько схватила сумку, сунула в неё пачку общественных купюр, и вместе с Анной мы спустились вниз.

…Фонтаны Петродворца сияли на солнце чистым золотом и били высоко вверх мощными струями, мы не поленились дойти до берега Финского залива, и кто-то из парней даже отважился окунуться. Обратно возвращались по Неве на «Ракете» на подводных крыльях, с ветерком, швыряющим в лицо прохладные мелкие брызги.

Вечером, уже привычно запихивая под подушку пачку общественных денег, я наспех их пересчитала: с учётом дневных расходов не хватало десятки! Ладно, разберусь утром…

     ***

Утром добудиться ребят к завтраку было не так-то просто, но к раздаче в студенческое кафе мы успели.

- Докуд дзисяй идземы? – поинтересовался за всех Тадик, самый молодой и шустрый в группе, и с укором добавил: – То ж мяста ещчэ не видзели!..

- Правильно, Тадик. Поэтому сегодня гуляем по центру: Эрмитаж, Зимний дворец, потом Исаакиевский собор.

По Эрмитажу мы бродили полдня, до самого обеда. А подкрепившись в городском кафе, смогли неспешно подняться по винтовой лестнице на колоннаду Исаакия и осмотреть под рассказ радио-гида раскинувшийся внизу город: чёткие линии улиц, кварталов, каналов и мостов, очертания дворцов и соборов. Спустившись вниз, ребята с интересом рассматривали висящий под куполом маятник Фуко, сбивающий поставленный на пол на его пути коробок спичек. На самом деле это не маятник, а плоскость, в которой он качается, двигается к коробку, раскручиваясь в ответ на встречное вращение Земли вокруг своей оси. Впервые этот эксперимент осуществил французский физик и астроном Леон Фуко более ста лет назад, чем подтвердил, что Земля вертится. Но этого вращения мы не ощущаем. Маятник в Исаакиевском соборе был самым большим в мире - длиной около 100 метров (высота 30-этажного дома) - он провисел 55 лет, и в 1986 году был демонтирован.

Вечером мы всей компанией сходили в стереокино на Невском, которое для польских студентов было в диковинку. Потом они сами гуляли по городу, а мы с Юрой тем временем навели порядок в своей бухгалтерии. Я ахнула: в моей общественной пачке, которая похудела на сумму экскурсионных билетов, не хватало уже двух десяток!.. Наверное, я что-то забыла учесть… И нет времени разобраться обстоятельнее.

На ночь я опять сунула деньги под подушку.

***

Следующий день был не менее насыщенным. С утра Русский музей: полотна Айвазовского, Брюллова, иконы Андрея Рублёва. Долго бродили по Петропавловской крепости, заглядывали сквозь решётки в её казематы, видели пушку, которая ровно в полдень производит свой коронный выстрел. А вечером нас ждал спектакль в Театре Комедии на Невском: сказка Евгения Шварца «Тень». Три часа смотреть сложное действие с раздвоением личности главного героя на самого себя и свою тень, да ещё на русском языке, полякам было, конечно, непросто. Но и мы когда-то смотрели в Варшаве «Золушку» («Коптюшек» по-польски) на польском языке – и ничего. Всё поняли.

Анна плескалась в умывальнике, смывая вечернюю косметику. Я, в изнеможении прислонившись спиной к стене, ждала её выхода, сидя на своей кровати. Перед тем, как сунуть похудевшую пачку денег под подушку, пересчитала: опять не хватает десятки! Что за колдовство?! Каждый день исчезает десятка. Неужели Анна?! Когда я выхожу в умывальник?.. А что – ловко, пропажу одной бумажки в пачке при таких-то расходах на разные билеты и экскурсии не сразу заметишь… Хоть я и замечала пропажу, но придумать не могла, куда девались деньги. Ну и Анна, подумала я неприязненно, насмехается над примитивным женским бельём в наших магазинах, а сама не прочь поживиться за наш счёт… На этот раз я пошла в умывальник, взяв все деньги с собой. А наутро, доложив 30 своих рублей (это почти стипендия!) в общественную пачку, отдала её Юре. Чтобы я ещё когда-нибудь связалась с общими деньгами?! Да ни за что в жизни!

    ***

Четыре дня в Ленинграде была сказочная летняя погода – ни капли дождя! Как по заказу. А в воскресенье близость Балтики сделала своё дело. С утра было хмуро, всем хотелось спать, что мы и делали, разбежавшись по своим номерам. Но к вечеру все встряхнулись, переоделись и приободрились. У нас с Юрой были припасены билеты на танцевальное ревю ГДР, как раз на сегодня. Это было то, что нужно нашим гостям. Искромётное ревю им очень понравилось.

  ***

В понедельник у всех нас был свободный день. Все бегали по магазинам за сувенирами. Увы, в Ленинграде в сравнении с Варшавой в магазинах глянуть было не на что. Напрасно бродила я по Гостиному Двору в надежде купить для своих подопечных хоть мало-мальски симпатичные безделушки. Всё, что смогла найти, это сувенирные значки с памятными местами Ленинграда, все 18 разные, хоть это хорошо. Раздала их ребятам и Анне, когда все вместе они пришли проводить меня к поезду. Я возвращалась в Москву, а они спустя шесть часов отправлялись в Киев. И Юра тоже уезжал с ними.

В 10 вечера я была уже в Москве, меня встретили друзья-однокурсники, вернувшиеся накануне из Чехии. Мы вместе ужинали, болтали, делились летними впечатлениями, а назавтра нас ждал первый день преддипломной практики в испытательной лаборатории московского котлотурбинного института.
_____________________________________
На снимке: Исаакиевский собор. Лето 2022.
Фото из семейного архива.