История кино. Секс-комедии по-итальянски

Юрий Язовских
Итальянский кинематограф – единственный в мире, который в рамках комедийного кино смог создать собственную комедию – комедию по-итальянски. Разумеется, в любой крупной кинематографии комедийные фильмы имели свою национальную специфику, но лишь комедии по-итальянски удостоились чести стать отдельным киножанром.

На самом деле  изобретательные жители Апеннин не ограничились одним комедийным жанром. Помимо хорошо известных «комедий по-итальянски» (о них подробнее можно прочесть здесь - http://proza.ru/2023/02/04/1357) на их совести появление «секс-комедий по-итальянски» (общепринятый, но менее популярный в киносреде термин), за которыми последовали еще и «глупые комедии по-итальянски» (их выделяю в отдельный жанр только я).

В этой статье я расскажу про секс-комедии, оставив «глупые комедии» на сладкое. В английской Википедии они называются  «commedia sexy all ;italiana» или «sex comedy Italian style». Не следует их путать с эротическими комедиями, как иногда характеризуют данные фильмы. В эротическом кино одна откровенная сцена сменяет другую. А в комедиях на сексуальные темы эротических эпизодов обычно было немного – чаще всего создатели эти картин ограничивались демонстрацией обнаженных красоток. Лишь изредка среди итальянских секс-комедий попадались действительно эротические ленты, поскольку в них делался акцент не на комедийных ситуациях, а на демонстрации обнаженных тел и сексуальных сценах. Например, к таким относятся 2 картины с главной звездой секс-комедий по-итальянски Эдвиж Фенек - «Великолепная Антония, поначалу монахиня, а после фурия» (1972) М.Лауренти и «Жена – девственница» (1975) М.Джиролами.

Сами по себе комедии на темы секса были характерны для многих западных стран, но только в Италии этих комедий за период с конца 60-х по конец 80-х наштамповали более сотни. Подобный секс-энтузиазм явно выделялся на общем фоне, поэтому появление термина «секс-комедии по-итальянски» вполне закономерно.

Примерно в 1967-1968 годах в европейском кино произошла отмена табу на эротику. Обнаженные девушки временами мелькали на экранах и ранее, но все это были лишь эпизоды. Но когда в конце 60-х европейцы решили отодвинуть семейные ценности немного в сторону и вспомнить о приятных сторонах жизни, неодетые женщины буквально оккупировали экраны. Первопроходцами в этом плане стали итальянцы и западные немцы. Немцы сосредоточились на выпуске псевдодокументальных фильмов о сексе, а итальянцы стали украшать голыми женщинами комедии и триллеры.

Расцвет итальянских секс-комедий продолжался примерно полтора десятка лет (1967-1982). В этот период вышло много весьма смелых фильмов на самые разнообразные сексуальные темы. В целом это было чисто эксплуатационное кино, использующее интерес зрителей к сексу, но среди секс-комедий встречались вполне качественные картины. Многие из этих фильмов отлично смотрятся и сегодня: в них были хорошие сценарии, их ставили профессиональные режиссеры, а участвовали в этих комедиях ведущие комики Италии и выдающиеся красавицы со всей Европы.

В секс-комедиях снимались практически все популярные итальянские комики тех лет, включая Альберто Сорди, Витторио Гассмана, Уго Тоньяцци, Нино Манфреди, Паоло Вилладжо, Адриано Челентано, Ренато Поццетто, Ландо Будзанка, Энрико Монтезано, Альдо Маччоне, Пиппо Франко, Карло Джуффре и Лино Банфи. Самые большие кинозвезды играли в этих комедиях нечасто, а такие парни как Ландо Будзанка и Лино Банфи переходили со съемочной площадки одной секс-комедии на съемки другой. Двое последних благодаря данному жанру стали весьма популярными актерами в Италии.
 
Но больше всего секс-комедии повлияли на карьеры ряда актрис. Жанр сделал из Луары Антонелли настоящую богиню кино, хоть и на короткое время. Эдвиж Фенек, Глория Гвида и Надя Кассини благодаря съемкам в подобных фильмах стали главными итальянскими секс-бомбами конца 70-х – начала 80-х (Фенек чуть пораньше своих товарок), а блондинка Анна Мария Риццоли и брюнетка Кармен Руссо присоединились к большой тройке в амплуа секс-бомбочек в начале 80-х. Успешно продолжили в рамках жанра свою карьеру Моника Витти и Барбара Буше – первая как актриса, вторая – как секс-бомба.

Здесь необходимо пояснить, что актрисы в подобных комедиях играли разные роли: женщин и сексуальных объектов. Роли женщин в таких фильмах часто доставались настоящим кинозвездам (К.Кардинале, М.Витти, С.Сандрелли, С.Кошина, К.Спаак, Р.Подеста). Иногда актрисам в этих ролях приходилось обнажаться, но в принципе это было не обязательно. Наоборот, те, кто выступал в секс-комедиях в качестве объекта мужских желаний, должны были периодически демонстрировать зрителям свое тело. Учитывая данное обстоятельство, от актрис этого амплуа особой актерской игры не требовалось. Гвида, Кассини, Риццоли или Руссо должны были убедительно выглядеть  в роли красивых дурочек, а это умеет почти каждая красивая женщина. Из всех известных итальянских секс-бомб лишь Антонелли и Фенек можно назвать настоящими актрисами, но если говорить о Фенек, то ей не часто предоставляли возможности проявить себя в этом качестве.

Часто секс-комедиям по-итальянски их продюсеры давали соответствующие названия, чтобы публика заранее понимала, что ее ждет: «Куда ты идешь вся голая?», «Убальда – обнаженная и жаркая», «Великолепная Антония, поначалу монахиня, а после фурия», «Безумный секс», «Джованнона «Большие бедра», «40 градусов под простыней», «Настолько раздеты, что никакого стыда»… И даже, когда формально в названии не было никаких намеков на секс, все зрители понимали, что их ждет, когда на афише фигурировала Эдвиж Фенек, а кино называлось «Учительница на дому» или «Полицейская в отделе нравов». Было вполне очевидно, что именно эти училка или коп будут вытворять на экране...


Краткая хроника появления жанра

Секс-комедии по-итальянски начинают появляться примерно с середины 60-х («Казанова-70 (1965) М.Моничелли, «Как я научился любить женщин» (1966) Лучано Сальче), но нельзя сказать, чтобы они произвели фурор в прокате. Возможно, этого не произошло, потому что эротика в них была весьма целомудренной.

Думаю, что в буме этих комедий следует винить Дино Ризи, который в 1969 году снял бенефис Нино Манфреди «Раздевая глазами» (1969). В этом киноальманахе, состоявшем из нескольких новелл, все главные роли сыграл Манфреди. Лучшие из них – эпизод с приездом звезды кино С.Кошины в больницу (актриса сыграла сама себя) и новелла, в которой работника с телефонной станции девушка перепутала с сексуальным маньяком. Кино по тем временам получилось весьма смелым (Манфреди сыграл в этом фильме трансвестита и зоофила!) и смешным. Фильм занял в прокате Италии 7-е место в 1969 году.

В тот же год пользовались определенным спросом у итальянцев 2 фильма Паскуале Феста Кампаниле: комедия с ангелоподобной Катриной Спаак «Распутница», где героиня Катрин пускается во все тяжкие, и картина с говорящим названием «Куда ты идешь вся голая?» с перманентно неодетой Марией Грацией Буччелой.

Естественно, что интерес публики, проявленный к подобным фильмам, не мог пройти мимо внимания итальянских продюсеров. Благодаря их стараниям один Кампаниле в следующие три года снял 4 секс-комедии.

Очень помогли развитию рассматриваемого жанра «Декамерон» (1971) и «Кентерберийские рассказы» (1972) П.П.Пазолини. Эти сборники новелл содержали не только истории на темы секса, но в целом эта тематика в фильмах Пазолини явно доминировала. Правда у картин этого режиссера была одна особенность, связанная с сексуальными предпочтениями их автора: если остальные итальянские постановщики делали акцент на красивых обнаженных женщинах, то Пазолини уделял основное внимание демонстрации мужских тел, и особенно – небольшим частям этих тел, которые больше всего интересовали режиссера.

Последнее обстоятельство, вполне вероятно, и вызвало повышенный интерес к его творчеству со стороны итальянских дам, поскольку художественные особенности и юмор этих фильмов вряд ли могли привлечь широкого зрителя (Пазолини намеренно снимал эти картины так, что их было физически неприятно смотреть). Открытая демонстрация пенисов в «Декамероне» привела к тому, что публика просто ломилась на фильм (2-е место в итальянском годовом хит-параде). «Кентерберийские рассказы» были несколько менее успешны. Вероятно, это было вызвано непомерным количеством сцен, в которых персонажи фильма портили воздух. Не удивлюсь, если по данному параметру Пазолини поставил мировой рекорд в кинопроизводстве, который был побит только через 30 лет братьями Уайансами.

Кассовый успех секс-историй Пазолини в итальянском прокате привел к появлению целого цикла секс-комедий подобного плана, действие которых происходило в Средневековье: «Другие Кентерберийские рассказы» (1972), «Убальда – обнаженная и жаркая» (1972), «Великолепная Антония, поначалу монахиня, а после фурия» (1972), «Когда женщину называли Мадонной» (1972), «Витерберийские рассказы» (1973)... Но эти комедии итальянских зрителей не вдохновили.

Зато забавные истории на сексуальные темы из современной жизни принимались итальянцами гораздо лучше на протяжении всех 70-х. Хорошая комедия не нуждалась в обилии обнаженных тел, чтобы зрители пришли на нее в кинотеатры. 


Лучшие секс-комедии по-итальянски

Ниже представлен мой краткий обзор лучших фильмов рассматриваемого жанра. «Лучшие комедии» не означает обязательно хорошие комедии. Скорее – это те, которые вполне можно посмотреть. Некоторые из них действительно можно отнести к хорошему кино, а другие могут заинтересовать не своим высоким художественным уровнем, а иными достоинствами – например, отличным актерским составом.
 
«Обнаженная виолончель» (1971) Паскуале Феста Кампаниле

В этой картине Ландо Будзанка – виолончелист, а Лаура Антонелли – виолончель (я не шучу!)…
Несколько затянутая и местами излишне драматичная (главный герой комедии серьезно подумывает о самоубийстве), но весьма забавная и неглупая комедия не только продемонстрировала достоинства Антонелли как женщины и актрисы, но и дала возможность показать себя во всей красе Ландо Будзанке. Это, если и не лучший его фильм, то один из лучших. Если вы не знаете, кто такой Будзанка, то вполне можно начать знакомство с ним с этой картины.
«Виолончель» не стала кассовым хитом, но добилась весьма неплохих сборов (24-е место в годовом хит-параде Италии).

«Человек эротичный» (1971) Марко Викарио

Фильм может похвастаться отличным актерским составом, но сценарий оставляет желать лучшего. Ландо Будзанка играет сицилийца, обладающего недюжинными сексуальными возможностями, что привлекает к нему женщин, как пчел на мед (в ролях этих женщин Росанна Подеста, Сильва Кошина, Адриана Асти, Феми Бенусси, Симонетта Стефанелли). Эта комедия не особенно смешная, но и не пошлая, что вполне могло случиться, учитывая тему фильма. На Апеннинах это кино стало одним из самых популярных в 1972 году (13-е место).

«Сенатор-развратник» (1972) Лучо Фульчи

Неплохая комедия по сенатора – сексуального маньяка на первый взгляд кажется достаточно примитивной, но это не так. Это сатирическая секс-комедия, высмеивающая политическую систему Италии, что было достаточно редким явлением для итальянского кино. Будзанка сыграл героя, под которым легко угадывался один реальный итальянский политик. Позднее актер рассказывал, как он случайно через много лет повстречался с этим деятелем и тот отнюдь не выразил восторга от этой встречи. Очевидно, сильно обиделся на Будзанку.
В этой популярной у итальянцев комедии в небольших ролях занято несколько известных красоток: Лаура Антонелли, Анита Стриндберг, Агостина Белли.   

«Безумный секс» (1973) Дино Ризи

В этом киноальманахе из 9 новелл о взаимоотношениях полов режиссер объединил Лауру Антонелли и Джанкарло Джаннини, которые играют главные роли почти во всех новеллах (Лаура не пригодилась лишь в истории про двух братьев-геев). Джаннини в этом фильме очень хорош в ролях разнообразных придурков, а Лаура выглядит эффектно в ряде новелл. Несмотря на затянутость, картина стала одним из кассовых хитов 1974 года (6-е место).

«Рабыня для всех, кроме тебя» (1973) Джорджо Капитани

Герой Ландо Будзанка (да, да, снова Будзанка – без него никуда в этом жанре!) разочаровался в итальянских женщинах и нашел себе жену-рабыню в далекой Бразилии… Казалось бы, тема довольно скользкая, но на ее основе Капитани снял на удивление неглупую и смешную комедию, что по достоинству оценили итальянские зрители.

«Последнее танго в Загароле» (1973) Нандо Чичеро (Цицеро – на Кинопоиске)

Самая странная из итальянских комедий, которые я видел. Формально это пародия на «Последнее танго в Париже», хотя, по-моему, картина высмеивает лишь некоторые моменты знаменитого фильма Бертолуччи (прежде всего, встречу героя с женщиной в сдаваемой в аренду квартире). Совсем не обязательно смотреть сначала «Танго в Париже», чтобы получить удовольствие от «Танго в Загароле». Для тех людей, кто не смотрел первый фильм или видел его давно, это будет не пародия, а весьма забавная и крайне необычная комедия.

В главной роли в этом фильме снялся Франко Франки, который к этому времени остался без своего постоянного партнера Чиччо Инграссия. Здесь Франки играет совсем в ином стиле, чем в дуэте с Чиччо и не раздражает своими обычными ужимками. Нельзя не отметить, что этот неординарный фильм поставил Нандо Чичеро, который совсем скоро начнет как на конвейере клепать глупейшие секс-комедии с Эдвиж Фенек. 

«Коварство» (1973) Сальваторе Сампьери
 
Самая популярная секс-комедия по-итальянски за всю историю: в Италии этот фильм посмотрели 11,7 млн зрителей (!), почти по 2 млн – в Испании и Франции.
Лаура Антонелли в этой картине играет домработницу, которой не на шутку увлекается не только хозяин дома, но один из его сыновей -  подросток,  роль которого исполнил 16-летний Алессандро Момо. Самым пикантным  и притягательным для зрителя оказался сюжетный поворот в самом конце, который сегодня цензура вряд ли бы пропустила. Можно смело сказать, что по сравнению с «Коварством» вышедшая чуть позже «Эммануэль» уже не кажется шагом вперед в плане сексуального раскрепощения европейцев.
 
«Грех, достойный прощения» (1974) Сальваторе Сампьери

Успешная комедия с Лаурой Антонелли в главной роли привлекла зрителей в кинотеатры не столько прелестями самой Антонелли, которая в этом фильме раздевается немного, а той же провокационной темой, которая привлекла зрителей и в «Коварстве». Собственно, эта картина стала фактическим продолжением «Коварства» по своей тематике и актерам в главных ролях (Антонелли и Момо).

По-хорошему эта история больше подходит для душераздирающей драмы, но Сампьери умудрился сделать из нее секс-комедию. В ряде эпизодов кажется, что еще чуть-чуть и фильм действительно свалится в драму (особенно в сцене натурального изнасилования, когда буйный подросток напал на невесту брата), но режиссер вновь выводит свой фильм в комедийную колею.
 
На мой вкус, это кино на любителя, но итальянцы буквально штурмовали кинотеатры, чтобы его увидеть, хотя и чуть меньше, чем в случае «Коварства» (3-е место в хит-параде 1974 года, 7,5 млн зрителей).

«Боже мой, как низко я пала!» (1974) Луиджи Коменчини

Отличная картина, которая ничуть не устарела. Фильм является удачным симбиозом комедии по-итальянски и секс-комедии. В главных ролях Лаура Антонелли и молодой Микеле Плачидо. Антонелли в начале 70-х буквально переходила из одного успешного фильма в другой и почти все они были секс-комедиями.

«Утка под апельсиновым соусом» (1975) Лучано Сальче

На самом деле это романтическая комедия, но я решил ее включить в данный обзор. Формальные основания для этого имеются, поскольку штатная секс-бомба итальянского кино Барбара Буше демонстрирует здесь все грани своего таланта и не один раз. Поэтому не будет ничего страшного, если причислить «Утку» к секс-комедиям.

Эта картина стал одним из лидеров итальянского проката (8-е место) и интерес зрителей легко объясним – Лучано Сальче снял отличную комедию. В основу «Утки» положена простая история о том, как интеллигентные люди мирно разводятся. В самом начале картины муж говорит своей жене: «наш брак исчерпал себя, но все должно закончиться интеллигентно, мы же современные люди!».  В реальности супруг задумал хитрый план, как без скандалов вернуть заблудшую жену в лоно семьи. Смотреть за осуществлением его плана одно удовольствие, поскольку в главных ролях Уго Тоньяцци и Моника Витти, которая за роль в этом фильме получила свой очередной «итальянский «Оскар». Хочется отдельно отметить блестящую форму 43-летней Витти, которая в этом кино выглядит максимум на 35.

Примерно с середины 70-х годов итальянское кино стала захлестывать волна примитивных секс-комедий, в которых юмор уступил место чрезмерной эксцентрике и эротике. Я называю эти комедии «глупыми комедиями по-итальянски». Их звездами стали Эдвиж Фенек, Глория Гвида, Надя Кассини, а среди комиков в них активно снимались Лино Банфи, Альваро Витали, Джанфранко Данджело, Ренцо Монтаньяни, Марио Каротенуто, Энцо Робутти… Несмотря на засилье этих примитивных комедий, в жанре секс-комедий по прежнему появлялось немало вполне приличных фильмов.
 
 «Кто успокоил мою жену» (1976) Уго Тоньяцци

Выдающийся итальянский актер сам поставил эту комедию и сыграл в ней роль «великолепного рогоносца» - как бы в продолжении той роли, что и в одноименном фильме 1964 года, где его партнершей была Клаудия Кардинале. В той комедии герой Тоньяцци сходил с ума от ревности и здесь происходит то же самое, но вместо скромной Кардинале он ревнует более раскованную Эдвиж Фенек.

Фильм не был лидером проката, но и не стал кассовым провалом. Интересен он не столько сюжетом (хотя он неплох), сколько необычной парой Тоньяцци - Фенек, которые только однажды встретились на съемочной площадке. Обычно Эдвиж снималась с комиками, которые откровенно придуривались на съемочной площадке (А.Витали, Л.Банфи, Р.Монтаньяни, Д.Данджело, П.Франко), а здесь ее партнером оказался серьезный актер. И Фенек рядом с ним смотрелась вполне прилично. 

«Опаленные жгучей страстью» (1976) Д.Капитани

Джейн Биркин, Альдо Маччоне, Катрин Спаак и малоизвестный Коки Панцони разыграли историю о том, как две супружеские пары, обремененные детьми, меняются своими половинками, но в конце понимают, что погорячились… Не особенно смешно, но вполне смотрибельно, хотя итальянцы этот фильм совершенно не оценили.

"Синьор Робинзон" (1976) Серджо Корбуччи

Хит советского проката (52 млн зрителей) вполне заслуживает того, чтобы его временами пересматривали. Это классика итальянской комедии и одна из лучших секс-комедий по-итальянски, которая странным образом пользовалась достаточно умеренным успехом на Апеннинах. Фантоцци у Вилладжо был намного популярнее, чем его синьор Робинзон.

«40 градусов под простыней» (1976) Серджо Мартино

Известный режиссер Серджо Мартино пришел в жанр секс-комедий в 1973 году. До этого он ковал железо пока горячо в жанре джалло – на его счету 5 триллеров с голыми девками, в трех из которых снялась Эдвиж Фенек - пассия его старшего брата, продюсера Лучано Мартино. В секс-комедиях Мартино тоже обычно снимал Фенек на деньги своего брата: «Джованонна – большие бедра», «Настолько раздеты, что никакого стыда» (1976), «Сахар, мед и перчик» (1980) , «Рогалики с кремом» (1981), «Богатые, еще богаче, а на самом деле в одних трусах» (1981).

Обычно у бывшего джалло-мастера Мартино получались весьма глуповатые секс-комедии, но были картины и получше ("на три с плюсом") – как этот киноальманах, объединяющий 5 пошловатых эротических историй. В нем сыграли Э.Фенек, Т.Милиан, Б.Буше, М.Фельдман, Э.Монтезано, Д.Ралли, А.Маччоне. Эта картина похожа на «Безумный секс» Дино Ризи, но она попроще, а в новеллах играют разные актеры. Особенно мне понравилась пара Фенек - Милиан. Загримированного под фрика Томаса Милиана я даже не узнал при первом просмотре! Самая смешная новелла – последняя, в которой блистает Альдо Маччоне, чей герой всю дорогу сражается с безумной женщиной и ее не менее сумасшедшей псиной.

«Те странные случаи» (1976) Луиджи Коменчини, Нанни Лой, Луиджи Маньи

Популярный в Италии киноальманах, состоящий из 3 новелл, был снят разными режиссерами, но все истории примерно одного уровня. Первая новелла – самая пошлая, вторая – самая рискованная по сюжету, а третья – сатирическая. Особо обращает на себя внимание блистательный актерский состав фильма: Альберто Сорди, Нино Манфреди, Паоло Вилладжо и Стефания Сандрелли. Лучшую роль в фильме сыграл Манфреди, герой которого попал в весьма пикантную ситуацию…

«Мои любимые мужчины» (1978) Стено

Бенефис Моники Витти. Комедия про женщину, которой надоел один муж, поэтому она завела себе двух, получилась достаточно забавной. Несмотря на такой сюжет, фильм обошелся практически без пошлостей и почти без обнаженки, за которую отвечала не Витти, а Эдвиж Фенек, сыгравшая небольшую роль проститутки. В итальянском прокате картина заняла 10-е место в 1978 году.

«Как лишиться жены и найти любовницу» (1978) Паскуале Феста Кампаниле

Это одна из самых смешных комедий 70-х, которую очень хорошо приняли итальянские зрители. В главных ролях комик Джонни Дорелли и секс-бомба Барбара Буше. Буше в этом фильме уже сильно за 30, но многочисленные комедийные сцены нивелируют этот недостаток.

«Суббота, воскресенье и пятница» (1979) С.Мартино, П.Ф.Кампаниле, Кастеллано и Пиполо

Популярный киноальманах из трех новелл, снятых тремя режиссерами (если Кастеллано и Пиполо считать за одну творческую единицу). В фильме сыграли А.Челентано, Э.Фенек, Л.Банфи, Б.Буше, М.Плачидо. В целом достаточно смешно и не особо пошло, хотя Челентано могли бы подобрать более симпатичную партнершу в последней новелле. Лучшая новелла – первая, с Фенек и Банфи. Лино Банфи на удивление играет вполне приличную роль, несколько отойдя от своего амплуа полного придурка.

«Тигры в губной помаде» (1979) Луиджи Дзампа

Киноальманах с участием массы действующих, бывших и будущих звезд (М.Витти, Л.Антонелли, У.Андресс, М.Плачидо, С.Кристель, Р.Бениньи) почему-то не заинтересовал итальянскую публику, хотя над некоторыми новеллами можно от души посмеяться. 

«Банкир-неудачник» (1980)

Эта комедия стала вариацией на тему Фантоцци, но здесь Паоло Вилладжо играет банковского служащего, который притащил свою любовницу жить к себе в дом, решив создать шведскую семью… Несмотря на участие в картине хорошей актрисы Катрин Спаак, действующей секс-бомбы А.М.Риццоли и еще двух известных комиков из «Фантоцци», этот фильм провалился в итальянском прокате.  Почему – непонятно. На мой вкус это неплохая комедия. Она не пошлая и смешная. По настроению напоминает водевиль (которые в те годы были модными в СССР), но без песен.

«Коктейль ночной любви» («Секс и охотно», 1982) Дино Ризи

Комик Джонни Дорелли играет во всех новеллах этого киноальманаха на пару со своей молодой женой Глорией Гвидой и 40-летней Лаурой Антонелли. По сути, Дино Ризи через 10 лет поставил продолжение «Безумного секса», где снималась та же Антонелли. Лаура стала на 10 лет старше, а продолжение получилось местами крайне пошлым, что в сумме, вероятно, и объясняет умеренный интерес публики к этому фильму.