Наследники фёдора волкова

Евгений Глушаков
                НАСЛЕДНИКИ ФЁДОРА ВОЛКОВА
     Любят ярославцы ходить в театр и дружными семьями, и влюбленными парами, и кампаниями весёлыми, и даже в одиночку. И всегда это праздник, духовный пир. Завзятые театралы ни одной премьеры не пропускают. И ТЮЗ хорош, а про Государственный драматический театр им. Фёдора Волкова и говорить нечего – прямой наследник прадедушки всех русских театров! Вот-вот на грани сходящихся тысячелетий вся Россия отметит его 250-летний юбилей. Но прежде всего это будет праздник Ярославщины, её профессиональной и любительской сцены, праздник её 12 народных театров.

                Актёр и художник, заговорщик и поэт...

     Яркою галереей театральных имён изумляет Ярославль. Именно здесь 15-ютней девочкой дебютировала прославленная Полина Стрепетова. Здесь в «антрепризе Малиновской» начинал свой артистический путь несравненный Иван Москвин. Но едва ли не всех затмевает личность и сказочная судьба Фёдора Григорьевича Волкова. Истинный представитель екатерининских времён – российского ренессанса, Волков обладал, кажется, всеми необходимыми качествами, чтобы восхищать и покорять. И талантлив, и энергичен, и собой хорош. К тому же отличался дородством, столь необходимым для амплуа героя.
     А родом – костромич. Старший из пяти братьев, Федя рано лишается отца. Овдовевшая мать выходит замуж в Ярославле за богатого предпринимателя Полушкина. Тот, видя в пасынке приемника, посылает его на учебу в Москву. Однако Волков не был бы человеком своей романтической эпохи, если бы ограничился деловыми интересами и наставлениями отчима. В Москве он открывает для себя чарующий мир театра. Опера и балет, представляемые итальянскими и немецкими труппами, увлекают даровитого юношу, будят прежде дремавшее призвание.
    Петербург, последовавший за Москвой, не только продолжил коммерческое образование Волкова, но и развернул перед ним ещё более блестящую панораму теперь уже столичной театральной жизни. Фёдор заболевает сценой и, более того, открывает для себя практическую доступность этого высокого искусства. Отныне всякий раз, по приезде юноши в Ярославль, полушкинский амбар непременно превращается в театральные подмостки. Актёров же для домашних представлений Фёдор вербует, прежде всего, из братьев.
     В 1748 году умирает отчим. Федор вступает в наследство. Скучая по театру, решает воспроизвести у себя столичную забаву и привлекает к затее друзей-приятелей, которым также суждена громкая слава на российской сцене. Яков Шумский, ставший со временем знаменитым комиком, Иван Нарыков, известный впоследствии под псевдонимом Дмитриевский…
     Волков и пьесы пишет для своих постановок, и музыку, и сооружает декорации. Разносторонними талантами обладали и друзья. Удивительно ли, что в 80-х годах прошлого века в храме «Николы Надеина» обнаружили икону, на обратной стороне которой значилось имя Волковского актёра – Даниила Галика: дескать, Даниил – автор иконы, его кисть. А ещё известно, что «Царские врата» того же храма выполнялись по эскизам самого Фёдора.

     В 1751 году на Николаевской улице Ярославля Фёдор Волков строит здание первого русского театра. И надо сказать, что его театр, хотя и любительский, был вскоре замечен Двором. Императрица Елизавета Петровна, наслышанная о достоинствах Волковской труппы, в 1752 году приглашает её к себе в Петербург. А в 1756 году на основе этой труппы создаётся первый в России постоянно действующий профессиональный театр. И тогда же в Ярославле, как бы уже сыграв свою роль, сгорает деревянная постройка, в которой когда-то ютился его предшественник.
     Эпоха Российского возрождения, пробудившая интерес к науке, искусству, литературе, создала и явила миру замечательно цельные натуры Ломоносова, Державина, Суворова. И не был бы Фёдор Волков одним из лучших актёров середины XVIII века, если бы геройствовал только на сцене. С мушкетерскою отвагой он и его брат Григорий принимают участие в дворцовом перевороте, оказавшись в числе немногих, кто возвёл Екатерину II на престол. В музее Бахрушина в Москве хранится грамота на дворянство, которым благодарная императрица пожаловала отважных братьев.   
     Блистательные успехи Фёдора на Петербургской сцене известны всем и на слуху. А вот пепелище в Ярославле на Николаевской улице застроили чем попадя и на долгие годы забыли о прадедушке русских театров. Вспомнили только в 1786, когда приехал сюда уже прославленный Дмитриевский и дал представление в губернаторском доме Мельгунова, того самого, при котором стал издаваться первый местный журнал «Уединённый пошехонец».
     И вскоре вновь возникает в Ярославле театр, на сцене коего уже не купеческие детки тешатся, а трудится народ подневольный — крепостные актёры. Такова уж эта страшная и блестящая полоса российской истории, где искусство с рабством шагают об руку.
     Ну, а про Фёдора Волкова вспомнили в Ярославле в начале XX века и надумали поставить ему памятник. Собрали деньги, провели конкурс, но по примеру буриданова осла не сумели выбрать из двух лучших проектов. Дело застопорилось, а сумма, собранная на монумент, была заморожена в банке. В конце концов оба макета стали экспонатами открывшегося в 1933 году музея при Ярославском театре им. Волкова, а памятник соорудили лишь в 1979 уже по версии скульптора Соловьева и безо всяких конкурсов.
     Волков же теперь не только стоит перед театром, отлитый в металле, не только на барельефе, украшающем фойе, изображён. Неоднократно шла тут и пьеса «Фёдор Волков», сочинённая Ярославским актёром и драматургом Николаем Васильевичем Север. Похоже, что Волков уже навсегда вернулся в родной город, на родную сцену и не собирается с неё сходить.
     Впрочем, современный Волковский театр дома не засиживается. Тут он уже любим, уже утвердился, а потому осваивает новые территории. В прошлом году с успехом гастролировал в Чехословакии. Сплошные аншлаги. Заинтересовавшись очевидными достоинствами труппы, пожелал на ближайший сезон приехать сюда главный режиссёр национального Пражского театра и поставить на ярославской сцене Чехова.
     Живёт театр. Трудится. И опять за режиссёрским пультом свой человек – ярославец Владимир Георгиевич Боголепов, окончивший местное театральное училище.

                Школа мастерства

     Мудро поступают ярославцы, не пуская на свою сцену, как профессиональную, так и любительскую, никакой политики. Надоела людям и сталинская показуха, и брежневский театр слащавого единодушия партии с народом, и горбачевский театр фальшивой свободы, и современные депутатские шоу с мордобоем, тасканием за волосы и выплескиванием «ораторского» стакана в лицо оппоненту. Да и срамная порнуха, пощекотав поначалу нервы изумленного обывателя, в конце концов, опротивела.
     И сколько можно терпеть на сцене душевную грязь, пошлость, нравственную пустоту. Вспомнили театралы о Чехове, Островском, Шекспире, которые, как оказалось, нисколечко не устарели. Разве не актуальна, скажем, драма «Ромео и Джульетта», украсившая репертуар ярославского ТЮЗа?
     Проследим за ходом её сюжета. Два юных создания полюбили друг друга, но на свою беду принадлежат к разным мафиозным группировкам Монтекки и Капулетти, контролирующих Верону и ведущих непрерывные разборки. В силу непримиримой вражды кланов любовь оборачивается трагедией…
     Сегодняшний день!
     Кстати, именно этот спектакль стал смысловым центром только что прошедших занятий региональной лаборатории народных театров. А таковая ежегодно устраивается Ярославским домом народного творчества. Кроме местной глубинки повышают здесь квалификацию и представители Ивановской области. Продолжительность занятий — рабочая неделя.
     Разумеется, для участников лаборатории и лекции были прочитаны, и проведена экскурсия по городу. Но основу программы составило, конечно, посещение профессиональных театров Ярославля — Волковского и ТЮЗа. Тут и присутствие на репетициях, и просмотр спектаклей, и обсуждение, и встречи с артистами.
     Словом – школа мастерства!
     Кроме того, что слушателям лаборатории представили шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта» в постановке одного из сильнейших режиссеров области А.С. Кузина, талантам из глубинки было предложено разработать и собственные постановочные версии шедевра. Дескать, покажите свой потенциал.
     В программу занятий театральной лаборатории входили и встречи с любительскими коллективами. Так Пречистенский народный театр, представил на общее обсуждение свой спектакль «Не всё коту масленица» Островскою. Об уровне этой работы достаточно сказать, что именно за неё в этом году режиссёр театра Владимир Леонидович Фунтов и двое его ведущих актёров были удостоены звания лауреатов областной премии им. Стомпелева.
     И, конечно же, одно из занятий было посвящено Ярославскому народному театру сатиры.

                «НДС»

     Известно, режиссёр для театра значит очень много, если не всё! Мы знаем это на примерах классических, знаем, как худо пришлось Театру на Таганке без Любимова, как заметно привял без Товстоногова ленинградский БДТ. Настоящий режиссёр — душа театра. А Ярославский народный театр сатиры и вовсе не смог бы обойтись без своего «кормчего» — Вячеслава Александровича Мартынова.
     Дело не в том, что Мартынов не только осуществляет в театре режиссуру, не только является одним из его ведущих актёров, он ещё – и единственный драматург театра. И это важно. Ведь подлинная сатира всегда сиюминутна и остро-конкретна, что не позволяет обращаться ни к шедеврам столетней давности, ни к пьесам вчерашней свежести. Вот и получается, что без Вячеслава Александровича, без его остроумных сценариев — никуда!
     Театр обладает завидной мобильностью. Сегодня — здесь, завтра — там. А как же декорации? – спросите вы. Проще не бывает: полдюжины складней в человеческий рост и то лишь затем, чтобы актёрам удобней было «играть в прятки» со зрителем. Ну, а стулья не в счёт, стулья найдутся во всяком месте, возить за собой не надо.
     И оформление, и темпо-ритм спектаклей сродни КВН-им домашним заданиям. Так же рисково, молодо, задорно! Под стать и шутки — в размах страны, в ногу со временем. Только, может быть, ещё острее, прицельнее, ближе к жизни. А всё потому, что профессионально.
     «НДС» — один из последних спектаклей театра. Этой аббревиатуре, удушающей производительные силы страны, театр предлагает свою художественную расшифровку, которую можно считать комментарием к экономической – Нормальный Дом Сумасшедших! В репризах постановки легко узнаётся теперешняя жизнь и наше всеобщее безумие. Оттого и назван сумасшедший дом нашей жизни нормальным.         
     Региональная лаборатория рукоплескала спектаклю.

     Характерно, что народный театр сатиры был организован при областном Доме народного творчества, и потому с актёрами проблем нет. Руководителем театра, режиссёром и сценаристом является сам директор ДНТ, а в труппу входят его же завхоз, водитель, методисты. Это, чтобы Гамлета сыграть, надо родиться Мочаловым или Смоктуновским, а для воплощения сегодняшней трагикомедии достаточно быть просто одним из нас — пациентом Нормального Дома Сумасшедших.
     Однако Ярославский народный театр сатиры не замкнут на местные и частные проблемы, а потому интересен и для всероссийского зрителя. Отсюда многократное лауреатство за пределами области и особая честь на 80-летие Поленовского центрального Дома народного творчества представить его историю в трёхминутном юмористическом монтаже. Потребовался соответствующий стиль — «синяя блуза». Тоже ведь творческое наследие чуть ли не столетней давности!
     Театры области находятся в постоянном общении: обмениваются спектаклями, нехитрым реквизитом, делятся планами, задумками. И, когда один театр выступает в помещение другого, главная забота хозяев — накормить гастролёров.
     Такие уж времена несытые!
     Впрочем, следует признать, что областная сцена не столь часто предоставляется периферийным театрам. Поэтому, если гора не идёт к Магомету… Словом, захотелось мне поехать куда-нибудь подальше, заглянуть не в районный центр и даже не в город, а в самую что ни на есть глубинку. И выбрал я истинно народный театр в ничем, казалось бы, не приметном, ничем не знаменитом селе «Плещеево».

                Доходное место

     Когда-то храм белокаменный, а ныне ДК села «Плещеево», едва ли не с зимы сохраняет свою чуть сыроватую не выветриваемую прохладу.  В зрительном зале в основном старушки да ребятишки — народ по времени страдному наиболее свободный. Ни парадных платьев, ни костюмов. Но, если чудак и великий физик Ландау хаживал в Большой театр в домашних тапочках, можно ли осудить плещеевских парней, пришедших на спектакль в брюках и майках?
     Заглянул на представление и главный инженер хозяйства, заглянул и досидел до самого конца. Как же, ведь режиссёр Плещеевского народного театра — его жена, Ариадна Владимировна Долгочёва. Нескольких гостей из области, и меня, столичного корреспондента, публика встретила с весёлым любопытством и проводила взглядами до самых мест. Для сельчан это — театр в театре! Думаю, и без хлесткой шутки в нашу сторону не обошлось.
     А вот Владимира Константиновича Шадрухина, директора ДК посёлка «Великое», что поблизости, таким вниманием не удостоили — сосед. И к нему, и к его велосипеду, на котором он прикатил на представление, привыкли. А человек очень интересный. В общении весел, шутлив, разговаривает громко (привычка культработника со стажем!), явно бравируя хорошо поставленным приятным баритоном.
     Сельский театр. Всё тут настоящее, добротное, без ухищрений и ужимок моды. Сцена – как сцена, занавес — как занавес. Да и некстати бы тут были изыски реформаторов «сценического пространства». Курам бы на смех! Вот и «Доходное место» Островского смотрится преотлично, а сама неторопливая, чуть угловатая повадка самодеятельных артистов Плещеевского театра как-то уж очень в духе и под стать представляемой старине.

     Спокойно разворачивалось действие. Персонажи спокойно входили, вели свои диалоги, произносили монологи. И уходили так же неспешно, с достоинством. И даже мелодраматические эффекты с избыточной жестикуляцией  и  пафосным повышением голоса очень даже напоминали ту реальную жизнь, в которой подчас больше притворства, чем искренности.
     И казалось, что по некому волшебству вдруг ожил театр XIX века, подлинный театр Островского, когда ни Брехт, ни, тем более, Станиславский, ещё не родились. Не знаю, было ли это умыслом Ариадны Владимировны или счастливым стечением обстоятельств, но редкая гармония стиля, сценического материала и, я бы сказал, психофизического состояния исполнителей производили впечатление удивительно целостное.
     Хороший, актуальный спектакль. Вот бы посмотреть его новым русским, чтобы не считали себя слишком уж новыми. Но таковых на селе не встретишь. Нету здесь и «доходных мест» – здесь работать надо. Правда, и на Ярославщине пытаются жить «по-новому». Но на этот «нищий бизнес» без слёз не взглянешь.
     Например, костюмами для представления обеспечило театр областное училище культуры – и не бесплатно. Не разбогатело, разумеется, на этом. Прокат реквизита – тоже дело не доходное. Но для ДК получилось накладно. Билеты ведь очень дешёвые. Выручка от их продажи и электроэнергию, нагоревшую за время спектакля, не окупит, не то что прокат платьев дамских, фрачной пары с бабочкой и двух сюртуков с брюками. Не бизнес, это, а скорее – фарс на тему всеобщих призывов к борьбе за выживание.
     Что же касается самодеятельных актёров, для них возможность выступить в настоящих костюмах, конечно же – праздник. Эдак и самим легче в своё перевоплощение поверить, и зрителей убедить. Валентина Васильевна Грибова, плещеевский почтальон, с такой живостью и правдой исполнила роль Фелисаты Герасимовны, что, кажется, и на сцене Малого театра так бы сыграть не зазорно. К тому же и вживаться в образ ей особенно не нужно, если дочку по пьесе – Юлю, исполняет дочка по жизни – Надя. Да и женихи костюмированные, того гляди, не сегодня, завтра и взаправду свататься придут. А что? Надя – девушка на выданье, и красивая.
     Без учителей сельские постановки едва ли когда обходились. Вот и в роли Вишневского занят учитель рисования, черчения и труда — Олег Николаевич Чистяков. В Плещеево он переехал из Ярославля. Там, при клубе «Гигант» (под руководством Серафимы Антоновны Купцовой) осваивал сценические азы. Тогда Чистяков был кукловодом, а теперь и себя вывел на публику. Тоже, можно сказать, творческий рост.
     Следит за спектаклем Владимир Константинович Шадрухин, а сам, наверное, про свой посёлок «Великое» думает. Во времена Островского бойкое было место, доходное. Иначе бы и названия такого не заслужило. «Великим» в России зазря не назовут. Располагалось село на царских землях, которые Пётр I за полтавскую победу своему храброму воеводе Репнину подарил. И на счастье сельчан проходила тут дорога из Архангельска на Москву.
     Вот смышленые да тороватые люди и развернули торговлишку льном, который вырастал тут на диво, а также изделиями льноткачества. И такую ярмарку сельскохозяйственных машин затеяли, что из Нижнего Новгорода купцы заезжали, из Петербурга. Даже из Голландии наведывались. Великое было село, богатое да веселое — изба к избе, в садах вишнёвых да яблоневых.
     Но то ли позавидовали недобрые люди, то ли конкуренты постарались, только отклонился Архангельско-Московский тракт к Шопше. Отшатнулось и счастье. Не стало более великосельской сельскохозяйственной ярмарки. Обеднело, подзапустело «Великое». А в 70-е годы нынешнего столетия вымерзли подчистую и сады…
     Как тут не взревновать Шадрухину о былой славе посёлка, не вмещающему ныне своего исторического названия? Возродить — не возродить, а хотя бы возвратить посёлку статус села. Любовь к земле и смекалка русского человека на многое способны. А лён тут по-прежнему родится изрядный. И льнопрядильный комбинат Гаврилово-Ямский под боком.
     Следит за спектаклем Владимир Константинович, волнуется. Ну, а Ариадна Владимировна, как и положено режиссёру, где-то за кулисами руководит ходом представления. В самом же действии не участвует, на сцену не выходит. И без того хватает у неё забот, ведь она ещё и директор всего ДК! Кружки, и проведение вечеров, и праздники — всё на ней.
     А шутка ли театр на селе организовать? Интеллигенции — наперечёт. Школьники и те заняты — по хозяйству помогают. В прошлом году перед самой премьерой «Снегурочки» (тоже — по Островскому!) Лель на мотоцикле разбился. И ничего: припудрили фингал, да – на сцену.
     Случалось и так: пора на спектакль отправляться, а актёру нужно картошку окучивать на личном огороде. Ведь на селе один день год кормит. Не отложишь. Тогда режиссёр, засучив рукава, становилась рядом и на пару с актёром в две тяпки быстро-быстро проходила огород.
     И — на спектакль!
     А сколько нервов было испорчено с Жадовым – главным героем «Доходного места»? Одного Жадова в армию забрали. Что поделать, если у персонажа возраст призывной? Второго семья «призвала» на огороды. Где же третьего взять? И вот, когда нынешним летом Анатолий Ярославцев из армии в отпуск на месяц приехал, Ариадна Владимировна его сразу углядела. Три недели разучивала с ним роль. И не зря. Анатолий Ярославцев, рядовой спецподразделения связи ВКО, с блеском сумел изобразить правдолюбца Жадова — центральную фигуру пьесы.
     Надо было видеть, как Анатолий, ссутулившись и размахивая руками, прохаживался в интерьере патриархальных декораций, — подлинный Жадов в поисках настоящего дела. И Долгочёва нашла-таки ему дело на весь месяц. И не худшее, если учесть, что по нравам нашим подобная побывка чаще всего оборачивается сплошным похмельем.
     Много, очень много забот у Ариадны Владимировны. Но всегда весела и улыбчива. Как она, многодетная мать, со всем управляется и когда ложится спать — никто не знает. И встаёт всякий день в 5 часов — корову доить надо. По деревенским понятиям хлев — самое доходное место.
     А ДК — не для доходов, он — для души!

1997г.