О душе и духе в книге Этюды о сознании

Анатолий Марасов
*               *                *
300. Земная связь сознания (взаимосвязь) есть душа: как бездонна и трепетна эта связь! Связь, вобравшая все истоки и силы земные.
И жизнь сама – наша - и есть эта самая связь. Жизнь – душа.
А дух – неземной. Он, действительно, и «живёт, где хочет».
*               *              *
306. Из письма А. Любищева генетику П. Светлову: «Я лично плохо себе представляю, чтобы моё актуальное сознание сохранилось после смерти… Сохранение моего сознания в потенции и растворение его в общем мировом сознании – вот то решение, которое на данный момент больше всего меня удовлетворяет» (9.05.1960).
Опосредованно, через высказанные взгляды, сознание таких людей «растворяется» в общем мировом (трансцендентальном), но проблема субстанциональности сознания так быстро не решается.
Душа (будем сейчас считать, что её синонимами являются – актуальное и потенциальное  сознание) по христианским представлениям ещё несколько дней «не покидает» Землю: непосредственная (и вечная) жизнь души (сознания) нам, может быть, –  единственная надежда сохранять в себе нравственные основы, «нравственный закон во мне» (И. Кант). Конечно же, это – трансцендентальность…
*               *                *
485. Время от времени говорят и пишут о духовности (сознания, и даже мышления {?!}). Когда общество не свободно (вернее, человек), о какой духовности вообще можно говорить?
Не свободна религия (в России), не свободна наука, не свободны отношения вообще.
Правда, М. Мамардашвили постоянно подчёркивал, что не нужно сетовать на обстоятельства среды, что человек может быть свободным в любом обществе…
Я лично не знаю, что такое дух, но он не подчиняется никому, нет рамок, даже религиозных, в пределах которых он бы творил: он разрывает их, он требует свободы…
*                *                *

486. Дух – синоним неизвестной силы; сила та, кружась в диссипативном вихре, самоидентификацию превратила в осознание, поле образов-«феноменов» - в смысловое поле сознания, раскидав (или создав) информационные фонемы со своим антиподом – мыслями…
Что это? Как это? и как это понять?
*                *                *
883.  Всё-таки странные (из-за своей, м.б. и неуловимой или принципиально противоположной   «импульсной» тонкости) перепутья пережил человек на заре собственной истории, но кардинально определившие его последующую историю:
1. Бога вывел за пределы собственных (межличностных) отношений, поместив Его, в конечном счёте, на небесах…Т.е., судью для себя определил нечто внешнее! И, таким образом, все моральные самооценки принизил (или закамуфлировал….Запутал!)
Что, так слаб был (или до сих пор остаётся) человек?
2. «Царица наук», математика, отчего-то в своих арифметических азах стала «выносить» сумму при сложении  чисел за их пределы, т.е. также, как и в «случае» с Богом, вовне! И, таким образом, лишила себя пространственного аргумента (отторгла буквально в данном случае геометрию!)… И фантастически плодотворное направление точного  описания уровней Бытия было похерено…
(Из прозрений Ульяновского художника А.В. Зинина, 1993)
…а ведь Дух (если мы почитаем духовную ординату развития, не отдавая её на откуп церковным институтам) и только Он, движет, по крайней мере, жизнью  и всем разумным…Только Он противостоит «косной» материи…
*          *           *
884.  Вся человеческая история есть борьба общества с государством…Диктат государства в крайних формах (тирания,  идеология расизма /нацизма) как и диктат общества (при сохранении им права  маргинальных взглядов) неприемлемы в принципе; наиболее приемлемое состояние  единства государства/общества  – прагматичная  идеология…
Роль материального фактора, думаю, подчинённая: «не хлебом единым жив человек»! Дух сильнее всего!
*          *          *
893.  Тело смертно, душа потенциально бессмертна, дух – бессмертен всегда: может быть, так?
…душа бессмертна в жизни вокруг! она вбирает, наверное, «потенциальное» бессмертие ещё  до рождения своего (появления в свет) эту жизнь…  И как человек не ценит это, забывает, что он не просто окружён жизнью, а, буквально, купается в ней!...
 Всё живое защищено своей потенцией, которая старше собственного актуального развёртывания, например, на нашей единственной (для нас) Земле…
…….
*          *          *
905. Если кратко сформулировать все мои полувековые усилия хоть что-то  «изобразить» словами, то в итоге получится иллюстрация двух высказываний, одно – А. Любищева, выраженное в письме Л. В. Голованову от 21. 02.72г; размышляя над идеями Чижевского, он считает, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. «Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». (См № 803)
 Другое – К. Юнга о том, что «наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и всё происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души». (см №  811)
Но, вопрос: вот как описать «условия среды», т .е. земных условий? И желательно всех условий (решительно обо всех условиях мы всё равно не узнаем!)? И именно при формировании «души» (и, ведь приемлемого научного  определения-то души нет!)? И как включить в это описание проявления «духа» (т.е., активности по Ю. Чайковскому, о которой или о котором знания также приблизительны!)?....
Иллюстрация Любищевского высказывания – в   моих «художественных» описаниях  природы, высказывания Юнга – в самом направлении  (в самом «духе) работы «Этюды к описанию сознания»…
Интересно, что я об этом понял (осознал!)только весной 2019 года (!)
*           *           *
906. Рождение человека можно сравнить с выбивающимся  из-под земли родником: какой неповторимой родниковой  силой и чистотой одарён младенец! Сохранятся ли они при «воспитании»? или последующее воспитание всё же заполнит природные «задатки», разовьёт их, и перед нами явится Тот, кто и должен быть Человеком?
…неизмерима душа человеческая, но как Родник в истоке своём несёт серебряной водой настоящую печать  Родины, так и мы все несём в душе своей неотрывную память Её…
*           *           *               
930. Об основном постулате этики.
«По прекрасным словам Бэра (российский академик К.М.Бэр, 1792-1876), мы не можем сказать, откуда произошёл дух, но всё развитие жизни есть непрерывная борьба духа с материей со всё более обозначающейся победой духа. Способствуя победе духа над материей, мы одновременно осуществляем лозунг:жить согласно истинному смыслу природы». (1952; впервые эти слова мыслителя А.А.Любищева, однако, стали широко известными лишь в 1974 г из повести Д.Гранина «Эта странная жизнь», а затем, уже находим мы их в отдельной брошюре 1990 г, изданной в Ульяновске…).
Истинный смысл природы! мы не знаем его…
Между тем, у Конфуция, той личности, сравнимой с Моисеем или Иисусом, личности, оказавшей колоссальное влияние  на развитие одной из древнейших цивилизаций на Земле – Китая, находим, по сути,  тот же «вывод», который я приведу (из книги «Мудрость Конфуция»,М -2011) с подачи В.П.Бутромеева  из вводной части к фундаментальному Учению  Конфуция следующими словами: «Лев Толстой, излагая учение Конфуция, свёл его почти к одной фразе: «Достигнув спокойствия и постоянства, следовать своей природе»»
…и напрашивается одна мысль – о естественности.
Естественность природы живой сомнения не вызывает, а разумной?
*             *             *
936.  Современный философ К. Свасьян опубликовал статью «Науки о духе: без науки и духа» (Munchen-Bozen, 2004:205-222; на русском языке «Расторжествления»,2006:119-145) с выводом, что  «у них (науки и духе – А.М.) нет не только будущего, но и прошлого» (с. 142). Ретроспективный анализ философских работ европейских авторов пронизан многочисленными «точечными» высказываниями философов разных веков с общим фоном едкого сарказма относительно какой-либо перспективы в этом «вопросе»…
Но не забыл ли Карен Араевич о том,  что «понятие всех понятий, обнимающее и Бога, и божественно духовное Начало природы и человека» (по Гегелю) мы не можем считать  определением Духа? Оно, понятие, просто… не  отрефлексировано! Но Г.В.Ф. Гегель ведь создал концепцию становящего духа! (Забегая вперёд: активность (Дух) пронизывает Мир!)…
А естественные науки при этом анализе К. Свасьян вовсе не учитывает; вот как, например эволюционист Ю. Чайковский подходит (также при ретроспективном анализе, но уже работ по эволюционным проблемам), повторю содержание этюда № 806:
«…в основе возможности развития мира лежит некоторое свойство мира, действующее на всех его уровнях….Ему не раз давали название (такова, например, воля Шопенгауэра). Его нельзя не из чего логически вывести, его можно только ввести как постулат, интуитивно обобщающий единое впечатление от природы. Для него я решил выбрать самое общее и нейтральное слово – активность.
Через всю историю европейской мысли…проходит та мысль, что мир существует и развивается за счёт пронизывающей его активности». Ю.А.Чайковский,  2008: 219-220.
Именно активное Начало запускает программу (потенциальной) Жизни, и Жизнь, актуализировавшись в не охватываемом воображением масштабе времени, запускает программу развёртывания Разумного своего Развития…
Да, естествознание идёт уже впереди (более столетия), но философия…предначертала ему путь     (см также № 930)
*                *                *