5. 3. Время собирать камни

Анатолий Михайлович Кулемзин
Последние годы жизни нашего общества можно назвать «временем духовного отрезвления». Все чаще мы вспоминаем известное изречение из книги Экклезиаста: «…Время разбрасывать камни, и время собирать камни».
******
До сих пор многие страницы нашей истории, в том числе и истории земли Кузнецкой, преподаются в учебных заведениях и превращаются в убеждения со страниц официальных учебников, написанных маститыми историками, вызревшими на классовой большевистской идеологической ниве. Хотя многие из современников давно уже поняли, что в недавнем историческом прошлом все было не так однозначно просто. Романтический боевой идеал установления якобы справедливой власти под красным знаменем на самом деле был кровавой драмой для всех: и белых, и красных, и для людей, совсем не причастных к алчущим власти.

Вот один из примеров освещения тех событий на территории современной Кемеровской области, взятый из «Истории Кузбасса» (Кемерово, 2006 г., отв. Ред. Н.П. Шуранов). «В Кузбассе развернулось партизанское движение, в середине 1919 года на территории трех уездов, составляющих Кузбасс, действовало до 20 партизанских отрядов… Основную массу партизан составляли крестьяне. Их борьбу стремились направлять большевики… В конце декабря вся территория Кузбасса была освобождена от белых. Об этом Реввоенсовет 5-ой армии специальной телеграммой доложил главе Правительства и председателю Совета рабочей и крестьянской обороны В.И. Ленину…» (с. 130-131).

Лейтмотив сего исследования таков: «Ура! Мы победили!»

А как обстояло дело на самом деле? Для этого обратимся к документу. Далее мы приводим часть статьи из «Томских епархиальных ведомостей» за 1919 год, где «по горячим следам» описан один из эпизодов борьбы за Советскую власть на севере Кузбасса. А точнее, кровавая расправа над мирными жителями: псаломщиком и учительницей церковно-приходской школы в селе Николаевка бывшего Мариинского уезда Томской губернии. Орфография текста сохранена. В опущенной нами части статьи говорится и об убийстве священника и псаломщика в селе Красный Яр (территория современного Ижморского района).

«Томские епархиальные ведомости» №12, 1019 год.

«10 мая в с. Николаевку нагрянула банда красных и принялась грабить имущество священника. Хозяина дома не было и вся злоба грабителей обрушилась на его беззащитную жену. На помощь к бедной женщине прибежала учительница местной школы Анна Степановна Бакановская, которая стала смело уговаривать бандитов.

- Ты кто такая?

- Учительница…

- Небось и закон Божий преподаешь?

- Конечно преподаю. Если не учить детей Закону Божию, то они будут такими же негодяями, как и вы.

Учительницу выволокли на улицу и отрубили ей голову. Сюда же привели местного псаломщика Николая Беренского (Григория Бережного – прим. Ред.). Его обвинили в том, что он, согласно приговору, ездил по селу и собирал ругу. Перед казнью помолился, стал на колени и наклонил голову. Какой-то один из борцов за свободу ловко и, не задумываясь, исполнил роль палача.»

В целом же на территории Кемеровской области в период братоубийственной гражданской войны приняли мученическую смерть от рук борцов за советскую власть как священнослужители, так простые миряне. Те имена, которые удалось узнать, вошли в книгу «Новомученики и исповедники земли Кузнецкой», которая вышла в свет в 2011 году.

Восстанавливать справедливость, увековечивать имена невинно убиенных – наш долг. В связи с решением Кемеровской епархии и администрации Кемеровской области о необходимости поиска мест захоронения репрессированных священнослужителей нами была предпринята попытка поиска места захоронения священника и псаломщика, убитых в 1919 году в селе Красный Яр красными партизанами из отряда В.П. Шевелева-Лубкова.

В настоящее время предположительное место захоронения установлено. По рассказам старожилов, казненные были очень уважаемыми людьми в селе и похоронены местными жителями в с. Красный Яр с восточной стороны у церкви Успенья Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта церковь, как и почти все остальные полторы сотни христианских храмов, была снесена. Её разобрали в 70-х годах прошлого века. Вместе с церковью были снесены и могилы священника и псаломщика, а также местного купца Пушилина И.Ф., выделившего деньги на постройку церкви. На месте церкви был воздвигнут мемориал воинам-односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. О храме напоминает только сохранившаяся кедровая роща, посаженная жителями села вскоре после строительства церкви, и поклонный крест, установленный в 2000 году.

О месте захоронения псаломщика Григория Бережного и учительницы Анны Бакановской пока не известно. Храм в честь святителя и чудотворца Николая в с. Николаевка (современный Чебулинский район) также не сохранился. На этом месте в начале 2000-х установлен поклонный крест. Информацию об убитых еще предстоит собрать.

Кузбасской метрополией и учеными-историками продолжается работа по выявлению лиц, подвергшихся репрессиям в года большевистского террора, поиску мест захоронений и канонизации погибших как Новомучеников и исповедников Российских.

Надеемся, что представители местной власти и все кузбассовцы отнесутся к этой акции с пониманием и поддержкой.

(Анатолий Кулемзин, Максим Мальцев. «Чебулинская газета». № 94. 13 ноября 2012 г.)

======
Иллюстрация 1, перед текстом. Ижморский район, с. Красный яр. Предполагаемое место захоронения священника Михайлова Ф.П. и псаломщика Скворцова В.В.
======
Иллюстрация 2. Сохранившееся здание церкви в с. Зеледеево, закрытой в 1938 г. Фото 2015 г.
Смотрите «5.3.2. Иллюстрация. Зеледеево».
======
Иллюстрация 3. Чумай, 1930 г. Снятие колоколов с церкви Козьмы и Демьяна.
Смотрите «5.3.3. Иллюстрация. Чумай»
======