Гачев и его концепция

Базарали Двесов
«Многознание уму не научит». Гераклит.

Концепцию Георгия Гачева, суть которой он структурирует в форме "космос - психо - логос", нельзя отнести ни к одной из учений о познании: для философского и научного - наличествует Бог с большой буквы и отсутствует норма изложения; для богословия и мифологии - признается рассудочное суждение и отсутствует отсылка на чудо. В этом отношении концепция Гачева - популярное умозрение, отдаленно напоминающая идеи пантеизма, то есть, своеобразное «обожествление» природы. Вот как Гачев расшифровывает свою концепцию: «Природа каждой страны есть текст, исполненный смыслов, сокрытых в Материи. В ходе труда за время Истории он, то есть, человек, разгадывает зов и завет Природы и создает Культуру». Говоря простым языком, по Гачеву, в окружающем человека пространстве изначально заложены некие знания, которых человеку необходимо через свое умозрение «считывать» и воплощать в жизнь. К примеру, кочевник видит вокруг себя круг горизонта и купол неба над собой, затем он «догадывается», что в эту конструкцию вложена некая священность и по аналогии изготавливает своё жилище, юрту - то есть, создает из «макрокосмоса» «микрокосмос». При этом Гачев не принимает во внимание очевидный противоположный вариант — движение от приобретенного опыта к сакрализации данного опыта через нахождение аналога в окружающем пространстве. То есть, в начале кочевник создает из практических соображений жилище, юрту, затем кочевник находит аналог юрты в окружающем пространстве, после чего у кочевника возникает, не подкрепленная никакими знаниями, догадка, что юрта - это аналог «макрокосмоса» и далее происходит сакрализация данного объекта, юрты.

И главное, Гачев не объясняет, кто заложил в Природу данные знания.

При внимательном рассмотрении всех идей Гачева, именуемых им самим «жизнемыслями», не трудно заметить, что в их основе лежит популярная в русской философии, внешне не осознаваемая или сознательно скрываемая, идея «Третьего Рима», то есть идея воскрешения на территории России, на почве православной веры, «Третьей Римской Империи» в связи с падением «Второй Римской империи», Константинополя, но только в новом прочтении. Данную идею, якобы посланную Богом православному миру, в 16 веке озвучил некий монах Филофеев. И с этого момента, без малого 500 лет, эта идея не перестает волновать русских мыслителей и служить основой всех православных богословско-философских учений, проявляя себя то в виде поиска своих истоков, то в особом пути национального развития, то в наличии особого национального духа, в разгадке кодов идентичности, в поиске архетипов, символов, знаков и так далее. Идея «Третьего Рима» стала причиной возникновению таких национальных и религиозных течения как «славянофильство», «почвенничество», «толстовство», «русский космизм». В 20 веке идея «Третьего Рима» постепенно стала превращаться в универсальную, глобальную идею - идею «всеединства».

Идея «всеединства» характеризуется: во первых, поиском места человека в Космосе; во вторых, взаимосвязью космических и земных процессов; в третьих,, признанием соразмерности микрокосмоса, (человека), и макрокосмоса, (Вселенной); в четвертых, необходимостью соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

Красивая, полная до краев гуманизма, идея, но в корне утопичная.

Утопичность же идеи «всеединства» в том, что она включает в себя не только элементы науки и теоретической философии, но и элементы религии, псевдонауки, оккультизма, эзотеризма и всех прочих пара - измов и пара - логий. Взяв свое начало с более менее конкретной идеи, то есть, с создания некоего идеального общества на основе православной веры на конкретной территории, философская мысль России постепенно погрузилась аморфное пространство. К примеру, российский религиозный мыслитель Владимир Соловьев уже не упоминает православие как основу «всеединства», а берет за основу «всеединства» христианство вообще, хотя ещё считает территорию России отправной точкой. Он пишет: «Истинное христианство есть всечеловеческое единение в одном всемирном общем деле, и на долю России выпала великая миссия примирения Востока и Запада». То же самое говорит и религиозный мыслитель и футуролог Николай Федоров: «Наш простор, то есть, Россия, служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига». В «логизме» же русского философа Владимира Эрна роль России,, как отправной точки, вовсе отсутствует, при этом Эрн считает свой «логос» неким универсальным божественным знанием, воплощенную во всемирный исторический процесс.

Теперь какое отношение имеет Гачев к идее «всеединства»? Во первых, в концепции Гачева, в той или иной степени, присутствуют элементы всех выше перечисленных наук и пара наук. Это ставит учение Гачева в один ряд с утопическими идеями представителей «всеединства». Во вторых, концепция Гачева только внешней формой отличается от концепций представителей «всеединства» — Соловьева, Льва Толстого, Фёдорова, Франка, Блаватской и так далее, совпадая при этом по сути. К примеру российский религиозный философ Семён Франк вводит понятие «живое знание», очень близкую по сути к концепции Гачева «космос-психо-логос». В концепции Гачева имеет отзвук и «Живой логос» философа Владимира Эрна. В четвертых, Гачев претендует на универсальность и всеохватность своей идеи, при этом ссылаясь исключительно на интуитивный опыт.

Пример, опровергающий концепцию Гачева.

Гачев считает, что «устройство жилища есть отпечаток, отражение космоса вокруг; дом строится как схема того, что человек видит вокруг, так что по дому можно изучать воззрение народа на мир».

Опровержение Гачева.

Юрта не перенос идеи «макрокосмоса» в «микрокосмос», а жилище, построенное изначально из практических соображений. Круг основания юрты является самой первой замкнутой геометрической фигурой, доступной до логическому мышлению, знание о котором вполне приобретается опытным путем. Боковая конструкция юрты так же является линиями окружности под разными углами. Шанырак, (верхняя деталь), юрты изображает не крест, как считает к примеру публицист Мурат Аджи, а, является продолжением линии окружности. Если дать карандаш и лист бумаги ребенку возраста до 5 лет, у которого еще не выработалось логическое мышление, то он будет выводить круги, а не сложные фигуры в прямыми сторонами и углами.

Сакрализация явлений и предметов происходит не по причине изначальной их сакральности, а, по причине не доступности объяснения их природы. Так как человек всегда стремится жить только в понятном мире, то все явления и предметы, не поддающиеся объяснению, начинают вызывать тревогу. Тревога снимается, если удается найти какое-либо объяснение, пусть даже абсолютно абсурдное. По этой причине произошла сакрализация, к примеру, некоторых нечетных чисел, таких как три, семь, 13; сакрализация простых геометрических фигур, таких как круг, крест, треугольник, квадрат, изначально использовавшиеся в быту по прямому назначению. При этом не поддающиеся даже абсурдному объяснению явления сакрализовывались с отрицательным значением - число 13, квадрат.

Концепция Гачева, при всей её красоте и заманчивости, абсолютно псевдонаучна.

Двесов Б. Астана. 2023 г.