Памятник Блоку

Ольга-Гось Литвинова
Сколько споров! Кажется, что появление нового памятника всколыхнуло город! Не помню, было ли столько мнений по аналогичному поводу. А ведь памятники появляются довольно часто в Петербурге. Что это? Последние несколько лет читаю, смотрю, изучаю только скульптуру. Это связано с необходимостью понять и узнать этот вид искусства. Собираю сведения о скульпторе Дитрихе, написала и даже издала, потратив две пенсии, небольшие книжечки о нём, добилась проведения выставки в Выборге, рассказывала везде, где могла, стараясь заинтересовать творчеством и жизнью этого малоизвестного скульптора.
И вот сегодня смогла увидеть памятник скульптора Ротанова, вызвавший такие споры. Очень понравился. Это Блок. Блок последних лет. Блок времени «Двенадцати».
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер…
Многое зависит от архитектора, который «вписывает» работу скульптора в окружающее пространство. Не хотела высказывать своё личное мнение, пока не увижу памятник. Рассматривала со всех сторон и поняла, что архитектор справился с задачей. Да, памятник огромный, но это и объяснимо. Фигура Блока и была для Петербурга такой. Шинель, в которую одет поэт, тоже объяснима. И шляпа, которую держит Блок, прижимая опущенной вниз рукой. Больше ничего не отвлекает внимания, ни всякие особенности кроя, ни мелочи типа пуговиц и шнурков. Увидев один раз, мы не сможем забыть Этого  Блока. 
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
Работа школьным библиотекарем предполагала необходимость рассказывать о известных людях. Много раз темой бесед, уроков был Блок. Шахматово, Любовь Менделеева, Стихи о Прекрасной Даме, Незнакомка, загадочная фотография Блока в военной форме в одном из залов Эрмитажа, а уж история с похоронами на Смоленском кладбище, переносом захоронения … Жизнь поэта в Петербурге была очень разной, как и любая жизнь человека. Одна из любимых книг – детская книжка автора  Крыщука «Открой мои книги…». Это о Блоке для юношества. Прекрасно написана, читается на одном дыхании. Блок из этой книги совсем не похож на того, которого показывает скульптор Ротанов. Возможно, критикующие памятник, представляют себе поэта юным, кудрявым, влюблённым. А этот, которого сегодня увидела, Блок задыхающийся, идущий по ветренному Петербургу, снявший шляпу, срываемую, как это всегда бывает в этом районе. Недавно узнала, что у Блока была астма. Как это мне знакомо… Лицо поэта – несомненно удача скульптора и здесь. Абсолютно соответствует изображению на фотографиях, конечно, последних его лет. Трагический конец жизни, хотя, может ли быть иначе. Но смерть Блока – исчезновение в Петербурге единственного любящего и переживающего за город не просто человека, а ПОЭТА.
Читаю негативные отзывы о памятнике и радуюсь, что именно эти люди потом поймут, как отличается памятник от привычных им «очень похожих». Блок Ротанова – это стихи, поэма «Двенадцать», единственный удивительный поэт, петербургский холодный пронизывающий ветер, улицы, фонари…
Блоку не было двадцати, когда он написал такие строки:
Я стар душой. Какой-то жребий черный —
Мой долгий путь.
Тяжелый сон, проклятый и упорный,
Мне душит грудь.
Так мало лет, так много дум ужасных!
Тяжел недуг…
Спаси меня от призраков неясных,
Безвестный друг!
Мне друг один — в сыром ночном тумане
Дорога вдаль.
Там нет жилья — как в темном океане —
Одна печаль.
Я стар душой. Какой-то жребий черный —
Мой долгий путь.
Тяжелый сон — проклятый и упорный —
Мне душит грудь.
6 июня 1899