6. 5. Фабрика звезд для музеев Сибири

Анатолий Михайлович Кулемзин
Многие проблемы, которые мы переживаем сегодня, были «запрограммированы» недальновидной культурной политикой прошлых десятилетий. Одна из них – недостаток или, точнее, полное отсутствие в стране высококвалифицированных специалистов музейного деда, имеющих специальное образование. В полной мере это относится и к Кузбассу.

До середины девяностых годов (кто бы мог подумать!) в стране не было ни одного вуза, где можно было бы получить диплом музееведа. Не стану углубляться в причины сложившегося положения, констатирую это лишь как факт. Тем не менее, потребность в специалистах была очень высока. Только к концу восьмидесятых годов в стране действовало около одной тысячи государственных музеев Министерства культуры.

Сегодня число музеев еще выросло, причем значительно. Только в Российской Федерации их уже насчитывается более двух тысяч, и за скромный хлеб в них трудятся более 56 тысяч сотрудников. Кроме того, в каждом регионе существует еще развитая сеть так называемых ведомственных музеев. Это музеи школ, вузов, воинских частей, промышленных и сельских предприятий. И в каждом трудятся самоотверженные энтузиасты, люди, которые любят свою профессию, свой родной край. Те, кто ценит истину жизни, первоисточник.

Отрадно, что сегодня на музей смотрят по-иному. Передовые музеологи пытаются превратить музей из скучной кунсткамеры в открытый, живой музей, который активно утверждает перемены нашей жизни. Но так было не всегда.

На несоответствие роли музея в обществе и отношения государства к нему я обратил внимание еще в середине 70-х годов. Тогда с помощью прогрессивно мыслящих руководителей института культуры удалось внедрить в учебный процесс на клубном факультете три учебные дисциплины, которые давали будущему культпросветработнику некоторые знания о музейном деле. К сожалению, на большее сил не было. В те времена молодой институт культуры не имел достаточного материального, научного и учебного потенциала, и, соответственно не мог «поднять» новую специальность.

Выход, конечно, искался. И созрел такой план – организовать подготовку музееведов при историческом факультете Кемеровского университета. Истфак и КемГУ тогда звучали. О них говорили с почтением. В начале 80-х годов здесь удалось открыть специализацию «Музееведение и охрана памятников» на историческом факультете. Прошли двадцать лет, но все оставалось так же, как было в самом начале. Тормозило недопонимание руководства университета. К тому же приглашенный специалист из самого лучшего музея страны – Эрмитажа, Я.А. Шер – не помогал в становлении новой специальности, а только мешал своими амбициями. Он все время иронизировал и сомневался в успехе нового дела.

Как было не разочароваться в донкихотовских методах борьбы с университетской косностью. И вот в 2000 году с помощью ректора академии культуры Е.Л. Кудриной была открыта кафедра музееведения. На следующий год – специальность «Музейное дело и охрана памятников», аспирантура и совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Было открыто заочное отделение.

Сегодня эта кафедра имеет высокий потенциал. В её составе четыре доктора и четыре кандидата наук. На четырех курсах музейной специальности обучается более 60 студентов. В аспирантуре 12 аспирантов и соискателей. Защищена одна докторская и две кандидатские диссертации по музееведению. Через год первые выпускники получат первые дипломы с записью «Музеевед, специалист по историко-культурному наследию Сибири».

Казалось бы, можно остановиться, ведь дело поставлено на поток. Но жизнь не останавливается, она зовет вперед. Музеи уже выходят за рамки замкнутого учреждения. Они становятся открытыми и массовыми. Их основная функция не только экспонирование за стеклом витрин «мертвых» вещей, но и живое действо, которое воскрешает прошлое в движении, приближает его к реальности. Более насущной для музея стала задача вовлечения населения в массовый туризм, вообще соединение туризма с краеведением и музейным способом познания.

Мы видим большие перспективы в открытии новых специальностей, связанных с подготовкой экскурсоводов для познавательного туризма.

Еще одно перспективное направление – подготовка музееведов, обладающих знанием традиционной культуры народов Сибири и способных поставить обряды и праздники, то, что составляло духовный стержень наших предков.

Если мы это сделаем, то конкурс на нашу специальность возрастет до конкурса юридического и экономического факультетов. И мы это обязательно сделаем. Инициативы, энтузиазма и настойчивости у сотрудников кафедры хватит. Так что, музеи Кузбасса и Сибири, будьте готовы к приему нового профессионального поколения!

(А.М. Кулемзин. «Культура Кузбасса». Кемерово. 2004. №10. Сент.)