6. 7. Праздники земли Кузнецкой

Анатолий Михайлович Кулемзин
Посмотришь на карту России и без труда отыщешь небольшую приметную кляксу в виде запятой – это малая Родина, Кузбасс. Пожалуй, чуть ли не самая маленькая среди других областей. Но сколько в ней примечательного, удивительного! Из почти 3 000 000 человек населения около 90 % русские, а остальные 10 % вместили в себя более 100 национальностей. Если это многообразие представить в цвете, то удивительно красочный калейдоскоп получился бы. Наиболее многочисленными национальными диаспорами являются украинская (более 65000 человек), татарская (около 63000 человек), немецкая (около 50000 человек). И каждая национальность – со своими традиционными национальными обычаями, обрядами, праздниками.

Наиболее экзотическими для нас, пожалуй, являются обряды местных, аборигенных народов Кузбасса. Знаю, в преддверии Нового года всколыхнется ностальгия по уходящей красоте, оживут старые традиции, загудят шаманские бубны, призывая вспомнить о предках.

Эх, разгуляй-праздник!

Праздновали люди с тех пор, как научились отдыхать. А что же такое – праздник? Ученые-«праздниковеды» до сих пор не пришли к единому в этом отношении мнению. Но вообще-то праздник – это антитеза будней. Это особое эмоциональное состояние людей, охваченных единым настроением и вовлекающих в него всех. Праздник – это ритуал, заставляющий следовать ему, не задумываясь. Праздник тем и хорош, что он позволяет забыть плохое и вспомнить, что все люди– братья.

Наши гостеприимные хозяева земли Кузнецкой – телеуты – в допрежние времена, как засвидетельствовали это этнологи позапрошлого века А.З. Анохин и Н.П. Дыренков, встречали Новый год под аккомпанемент гармошки, а если не было её, то под звуки кой-комуса. Надев на лицо берестяные маски (тос-колье), распевали песни и ходили по домам (либо ездили верхом), собирали рождественские подарки: хлеб (колаш), кровяную колбасу (канн), куски мяса. Затем молодежь собиралась в чьём-либо доме, и праздник продолжался несколько дней, а то и всю неделю.

Пришедший на праздник должен был внести одну копейку платы. Хозяева дома с песней ходили по улице и зазывали на праздник: «Пачай ларга комыска на комыс акчазы йок парбагар! Цункыла кунде парбазар. Пазакомыс теп паспагар!». Примерно это переводится так: «Приходите на праздник. Но без денег не приходите. Если сегодня не придете, то не приходите вообще».

Одна из популярных игр на такой «комыске» – «сырга т'ажиргар» (прятание серьги) или «густук сугушкан» (прятание колечка). Смысл игры заключался в том, чтобы ведущий команды спрятал у одного из игроков в руке колечко или серьгу, а кто-то из другой команды должен угадать, у кого колечко. Угадавший получал колечко или серьгу и право спеть песню. Теперь право прятать колечко получала команда выигравшего. Проигравшая команда в свой адрес выслушивала песню-насмешку.

Девочки играли в жмурки – «кос-табашкан». Голящему завязывали глаза, ставили у двери и кружили, приговаривая: «На Алтай поедешь – шесть барсуков принеси! В Евтино поедешь – семь барсуков принеси!». После этого все разбегались. Тот, кого «осалил» голящий, сам начинал голить.

Ярким моментом новогоднего праздника было хождение по домам ряженых (чертеков). Мужчины и женщины группами по 3–10 человек, наряженные обычно в женскую одежду, скрывая лицо платком, с песнями и плясками ходили по улице. Остальные, зрители, должны были угадать – кто скрывается под нарядом. Иногда ряженого не могли угадать в течение всего недельного праздника. Но на крещение «чемпион по пряткам» должен был открыть свое лицо и представиться сельчанам, иначе можно было остаться неузнаваемым целый год. С языческим праздником «чертеков» христианская церковь боролась своим способом. На Крещение в реке вырубали прорубь в виде креста, и в неё поп окунал сначала икону, а затем тех, кто «чертекал».

Не отставали от телеутов в своих рождественских «потехах» и русские старожилы, попавшие в Кузнецкие земли еще в ХVII–ХVIII веках. Зачастую смешивали в обрядовых увеселениях и языческое, и христианское: славление, гадания, ряжения с «колядками», катания на санях с горки, а также величальные и игорные песни. Впоследствии появилась здесь и новогодняя ёлка.

Славление Христа проходило без звезды. На семейном новогоднем ужине ели больше и вкуснее обычного. Подавалась постная кутья с молотой черемухой, студень, пироги, шаньги, хлебный хворост. Кто побогаче – ел запеченного поросенка или гуся. Пили пиво, медовуху. А потом, как правило, выходили на улицу, где уже собирался такой же «подзагулявший» народ, и веселились.

В новогоднюю ночь ходили ряженые– «шулюканы» – в масках медведей, коз, стариков, чертей. Веселье сопровождалось музыкой гармошек, балалаек, звяканьем металлической посуды из кухни. Народ всячески дурачился, кричал, кривлялся. С такими шутками ходили из дома в дом, при этом бросали зерно в хозяев со словами: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» и другими благопожеланиями. В новогоднюю ночь девушки гадали в банях или на перекрестках дорог, используя «магические» предметы: зеркало, ключ, валенок или курицу с петухом. Каждой хотелось узнать о своем будущем муже.

Универсализация новогоднего праздника для всех народов стала усиленно осуществляться в советское время, когда праздники вообще, как записано в одном из идеологических документов того времени, стали «одной из составных частей идеологической работы КПСС и одновременно фактором совершенствования социалистических фор общения в строительстве нового быта и развития художественной самодеятельности».

В настоящее время традиционная культура со всей её национальной обрядовостью успешно возрождается в Кузбассе. Около 150 национальных общественных организаций и творческих коллективов всяк по-своему сохраняет и возрождает свои национальные особенности – духовные традиции, привезенные из разных земель. Вот бы где расщедриться нашему телевидению и показать эту мозаику народной духовной фантазии. И вместе с тем положить на чашу весов противовес глобальному процессу стирания культурного разнообразия народов.

Впереди интересная, увлекательная, заманчивая работа. Этнографы, культурологи, музееведы, знатоки сценического искусства, вы еще успеете собрать, сохранить и возродить угасающие угольки традиционной обрядовости. Я – за разжигание национального разнообразия.

(А.М. Кулемзин. «Прайм». Кемерово. 2005. №4. Дек.)

======
Иллюстрация 1, перед текстом. Праздник День Ивана Купалы в музее-заповеднике «Томская писаница».
======
Иллюстрация 2. Масленица на «Томской Писанице»
Смотрите «6.7.1. Иллюстрация 2. Масленица».
======
Иллюстрация 3. Встреча Нового года на «Томской писанице».
Смотрите «6.7.2. Иллюстрация 3. Новый год».
======