Жуковский. Любви Исток

Надежда Зернова
 
  На окраине Дерпта(Тарту), вправо от Петербургского почтового тракта, на городском кладбище, у одного из могильных памятников одинокая мужская фигура, летом – в плаще и цилиндре, а зимой в тёплой шинели с бобровым воротником и в меховом картузе. Всегда в руках  свежие цветы...

«Я бы взял тебя, хорошая, с собою
В звонкой юности беспечные края.
Но уже давно закована тоскою
В кандалы минувших дней душа моя».


...«Возвращаясь с богослужения из Александро-Невской лавры в дворцовую квартиру, Жуковский увидел освещённые окна Воейковых, приказал кучеру остановиться. Саша была одна. На её ресницах блестели слёзы. Он улыбнулась, протянула Жуковскому руку.
Деликатный Василий Андреевич не спросил, где Воейков. Он знал её беспутного мужа. Времена были такие, что о разводе не могло быть и речи. Пользуясь близостью ко двору, Жуковский скрепя сердце время от времени помогал Воейкову.
Саша сказала, что едет ненадолго в Дерпт. У Маши  СКОРО  РОДЫ.
Жуковский уже было застегнул пышный бобровый воротник на длинной тёплой шинели и надел высокий меховой картуз. Он остановился и спросил:
– А мне. Как ты считаешь? Мне удобно было бы тоже поехать и повидать Машу?
– Конечно, дорогой Базиль! Маша и маман будут так счастливы!.
– Бог ли испытует меня, – сказал Жуковский, – бес ли шутит надо мной: как раз сиятельная ученица моя захворала, и у меня найдётся несколько свободных дней».


  «Я бы улетел, крылатая, с тобою
В райский сад, в любви доступный лишь двоим.
Но душа обручена лихой судьбою
С одиночеством бескрылым и седым».


«У Мойеров Жуковский пробыл неделю. Давно  следовало возвращаться, удерживала трогательная забота хозяев и искреннее гостеприимство Екатерины Афанасьевны.
Наконец 10 марта Василий Андреевич собрался в обратный путь. Лошади  стояли под окном, потряхивая сбруей, глухо звеня колокольцами. А Жуковский мед¬лил и медлил. Совсем стемнело. Он сел в кресло, но раздался резкий звук бубенцов. Василий Андреевич решительно встал и направился к двери.
Проходя мимо лестницы, ведущей во внутренние покои, замедлил шаг.
Его позвал тихий голос Маши. Она хотела спуститься, но он жестом удержал её.
– У вас всё будет хорошо! – воскликнул он».  (Это была последняя минута их встречи на Земле).


  «Мне б свои года твоими бы разбавить,
Сердце жаром чувств любовных опалить.
Только строгий Бог не даст душе слукавить,
Наказав ей умудрённой жизнью быть».



По дороге в Петербург ОН предвидел горе, во тьме снежной ночи,  складывались строки стихаТВОРЕНИЯ - эпитафии.

Через неделю по возвращении Жуковский получил известие о смерти Маши от родов.
Вне себя от горя  вновь помчался в Дерпт.
Ту, которую он так любил, уже похоронили…

После смерти Маши в её бумагах нашли стихотворение Жуковского, написанное им в Белёве, когда ей исполнилось шестнадцать лет.
Ритмы стихотворения, словно глухие, страстные удары взволнованного сердца, навеяны милым образом.
После смерти в ЕГО портфеле обнаружили НЕ печатавшиеся ранее стихотворения о НЕЙ и для НЕЁ.


«Я поверил бы, наивная, в случайность
Нашей встречи, как счастливейший чудак.
Только в Книге Судеб скрыта изначальность,
В коей всё прописано, увы, не так…»


Саша, сестра вручила ЕМУ последнее письмо умершей:
  «Друг мой! Тебе обязана я самым живейшим счастьем, которое только ощущала.
И все, что ни было хорошего, - все было твоя работа.
Сколько вещей должна я была обожать только внутри сердца, - знай, что я все чувствовала и все понимала.
Теперь – прощай»!


«Пусть не суждено быть вместе нам с тобою
В предначертанный судьбою бренный срок,
Я возьму тебя, желанная, с собою
В мой нетленный поэтический мирок».




Философ и поэт Владимир Соловьёв писал, что русская лирика родилась в Белёве вместе с Василием Андреевичем Жуковским.

Никогда не забывал он о Маше Протасовой.

Его стихи возвышенны, романтичны.
Создавать такую поэзию мог человек, который знал, что такое любовь.
Он прожил насыщенную и интересную жизнь, но все это время любил одну женщину, которая давно покоилась в могиле...


«Я в памяти храню отраду
Души и сердца…, муки…, боль…
Сквозь одиночества ограду
Смотрю на бренную юдоль».

— Что сказать от тебя царю? — поправляя подушку на смертном ложе, глядя в бездонную голубизну его глаз, спросит  ЖУКОВСКИЙ.
— Скажи, жаль, что умираю, весь его бы был, — ответит ПУШКИН.

Передаст  ДРУГ сердечный во дворец последние  слова поэта.

Николай I, отправляя в последний путь ГЕНИЯ, возьмёт похоронные расходы на себя, заплатит из собственного кошелька пушкинский долг государственному КАЗНАЧЕЙСТВУ в 30 тысяч рублей с благодарностью за труды во славу России.

Идя за гробом  кумира в нескончаемом, людском потоке, глубоко скорбит Василий  Андреевич - надворный советник, наставник, учитель русского языка и литературы царственных особ. Вспоминает:
…Давно ли, по весне, в Царском Селе случайно познакомился с 16-летним Александром Пушкиным, а осенью, в «Арзамасе» (лит объединение, отражающее  войну того времени между стилистическими староверами и новаторами школы Карамзина) - слушал финал поэмы «Руслан и Людмила». Придя в восторг,  пошлёт Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя…».

Ворошит память события прожитой  жизни, в которой  так много тайн:
Отец - Афанасий Иванович Бунин, дворянин, представитель  аристократии.
Мама -  Сальха 16 лет, вдова погибшего солдата,"трофей", попавший к русским при штурме  турецкой крепости. Ее, вместе с  сестрой (погибнет вскоре) - передали подарком Бунину, что "бесом в ребро" воспылал к восточной красавице.

Сальха, окруженная милостью и барской любовью  приняла с радостью подарок судьбы - крещение, в православии стала  Елизаветой Дементьевной Турчаниновой.

Бунину - женатому и многодетному НЕ помешало завести роман.
Кареглазая  наложница рожала каждый год, но, в живых остался лишь БАЗИЛЬ (Василий), которого  усыновил  приживала благородного семейства Буниных, разорившийся дворянин, Андрей Григорьевич Жуковский.

  ДАЛ свою фамилию и отчество, став источником  отцовской любви  мальчику, с судьбой  ВОДОЛЕЕВСКОЙ звезды.

Занимались с детьми в дворянском доме частные преподаватели: иностранцы, русские интеллигенты. Учился в пансионе Христофора Роде, пока оплачивались счета.  После  кончины Афанасия Бунина, вдова помещика проявила милосердие, выделив на содержание ВАСИЛИЯ  10 тысяч рублей. Хлопоты о достойном будущем пасынка увенчались  успехом, - добились присвоения Василию Андреевичу ДВОРЯНСКОГО  ЗВАНИЯ.

На собеседовании в Московский университетский пансион (крупнейшее заведение того времени), показал свободное владение французским, немецким языками, знания  отечественной и зарубежной литературы. Способного юношу приняли сразу в третий класс.
Распорядок был жестким: подъем в 5 утра, но, такая жизнь понравилась (привычку к раннему пробуждению сохранит до поздних лет). Либеральные условия  давали возможность  предметы выбирать  по своему желанию: занялся языками, словесностью и литературой.
Закончил обучение с серебряной медалью как один из  способных воспитанников. Служба чиновника в Соляной конторе с её  бухгалтерской деятельностью  не привлекала, напряженные отношения с начальством Василий Андреевич  перестал ходить в контору. Вскоре его уволили.
Катерина Афанасьевна Протасова овдовела, не в состоянии  дать своим дочерям Маше и Саше приличное образование, написала племяннику Базилю, который стал домашним учителем девочек, переехав в Белев.
ВОДОЛЕЙ -  прирожденный учитель, высоконравственный
человек, обладал  врождённой методикой, передавал знания своим воспитанникам.  К  новому для себя делу  подошел  ответственно – составил подробные учебные планы, собираясь дать племянницам широкое образование. В программу вошли теология, философия, нравственность, история, география, эстетика и изящная словесность.Маша и Александра оказались  способными девочками, учеба  увлекла всех троих. Мария была  тихой и застенчивой.
В дневнике учителя – дяди 20-ти лет появился вопрос: "Можно ли быть влюбленным в ребенка?". Настолько сильное чувство родилось к 12-летней девочке, что Жуковский начал строить планы на их будущую совместную жизнь:
"Я был бы с нею счастлив конечно! Она умна, чувствительна, она узнала бы цену семейственного счастия и не захотела бы светской рассеянности".

Из дневника поэта:

"Последние дни ее были веселы и счастливы, - обольщался в одном из писем Жуковский. - Но не пережить родин своих было ей назначено, и ничто не должно было ее спасти. В субботу 17-го марта она почувствовала приближение решительной минуты. Ребенок родился мертвый, мальчик. Она потеряла память, пришла через несколько времени в себя; но силы истощились, и через полчаса все кончилось! Они все сидели подле нее, смотрели на ангельское спящее помолодевшее лицо, и никто не смел четыре часа признаться, что она скончалась. Боже мой, а меня не было!"

"Я всё ищу любви исток -
В журчанье чувств, в биенье пульса,
Цедя словесности поток
Сквозь фильтр греховного искУса".

Время шло.
Жуковскому  - ОДНОЛЮБУ  за 57 лет,  он неожиданно для друзей женился на восемнадцатилетней дочери  друга, немецкого художника Рейтерна , Елизавете.
Покорённый  девичьей  чистой и пламенной любовью,  преданностью  этого  АНГЕЛА, посланного свыше за свои  страдания.  Словно ПИФАГОР - философ,  поэт… женился на   своей ФЕАНО, став дважды счастливейшим из мужчин, если рассматривать высказывание СОКРАТА: "Обязательно женись: если тебе попадется хорошая жена, ты станешь счастливым, а если плохая – то ты станешь философом. И то, и другое прекрасно для мужчины».
11 лет  семейной жизни, двое детей, сын – талантливый Архитектор, продолжатель  рода ЖУКОВСКИХ.

«Душа, о чём же ты стенаешь,
Вздыхая скорбно по ночам?
И болью в сердце оплываешь,
Подобно восковым свечам…

Скорбь и печаль - грех перед Богом.
Тоска и слёзы - смертный грех.
Дана ЛЮБОВЬ нам Козерогом*,
Кто выстрадал её для всех.

Возрадуйся, что ты живая,
Не очерствев от суеты.
Что, обнажаясь и пылая,
Любовь даруешь сердцу ты».

*- Иисусом Христом
http://stihi.ru/2023/01/26/7264

http://stihi.ru/2023/01/30/7250

http://stihi.ru/2023/01/31/7243

http://stihi.ru/2023/01/31/7220

Автор  ПОЭЗИИ:  Валерий  СТАРОСТИН

К 240 – летию  со дня  РОЖДЕНИЯ Василия (БАЗИЛЯ)  Андреевича   ЖУКОВСКОГО,
    171 –й  годовщине  СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ   поэта,  основоположника романтизма в русской поэзии, автора элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений. Переводчика поэзии и прозы, литературного  критика, ПЕДАГОГА.

ПОСТСКРИПТУМ:

"У Жуковского есть посвящение своей любимой, которое называется «К ней». По жанру – любовная лирика, по размеру – верлибр, свободный нерифмованный стих с ритмическим каркасом. Состоит из 5 трехстиший. Интонация человека, потерявшего голову от любви. Ее подчеркивают восклицания практически в каждой строфе. Соответственно, лирический герой – сам автор, преступно заглядевшийся на юную родственницу. Никакое слово, имя, песня не в силах «выразить прелесть твою». Все сердца поют «гимн» образу идеальной возлюбленной. «Как тайну ношу»: прозрачный намек на собственную драму. Только вечность под стать этому чувству. Эпитеты: чистый, священный. Своеобразной эпифорой становится местоимение «тебе». «Смертных искусство» поднаторело в описании любовных переживаний, но все меркнет перед этой историей...

К ней:

Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!

Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе!

Если б сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе!

Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный,-
В сердце — как тайну ношу.

Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!

(Василий Жуковский, 1811 г.)

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за прекрасную публицистическую работу, посвящённую светлой памяти русского поэта, одного из основоположников отечественного романтизма, переводчика, литературного критика и педагога, Василия Андреевича Жуковского!!
Благодарю за обращение к авторской лирике!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   09.02.2023 23:04

PS:
СПАСИбо за развёрнутый отклик,эти дивные, ожившие строки бессмертной любви поэта,- уважаемый ВАЛЕРИЙ!

АХ, эти талантливые ВОДОЛЕИ(кто растил и лелеял, тот знает настоящую цену тому золотому детищу)!!

С открытым забралом, распахнутой душой, обнаженным мечом по жизни - их ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО!

...Судьбоносная встреча: Жуковский знакомится с Николаем Карамзиным, который будет ДРУГОМ и НАСТАВНИКОМ на всю жизнь. Под его влиянием увлечется сентиментализмом, пробой пера станет вольное изложение элегии Томаса Грея «Сельское кладбище». Позднее, подражая Карамзину, напишет историческую повесть «Вадим Новгородский», что выйдет в свет в журнале «Вестник Европы». Сядет за глубокое познание немецкого, изучая классику, добьётся успеха. Знакомится с немецкой балладой «Ленора»,- сюжет её явится основой для вольной трактовки баллады.
Так родится его «Людмила». С момента публикации и начнётся отсчет РУССКОГО РОМАНТИЗМА, основателем которого заслуженно будет признан Василий Андреевич.

А тут 1812 год - начал войны с Наполеоновской Францией, враги у стен Кремля Москвы.
Жуковский - в рядах ополчения,сменив фрак на мундир.

Рядом с солдатами, в ожидании битвы пишет «Певец во стане русских воинов», работа уйдёт в народ, став популярной, знать будут все, декламируя наизусть.

Так рождаются ТАЛАНТЫ, расписываясь на скрижалях истории. Своим трудом прославляя РУССКИЙ МИР.

БЛАГОдарю ВАС за соЗВУЧИЕ СОАВТОРА, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Включаю в текст, отправляя в тираж. Читатель ждёт.


Надежда  Зернова