Мракобес и порядок

Роман Дудин
    Для просветителя порядок – это соответствие всего своему месту, необходимое для того, чтобы всё было так, как должно быть. Для мракобеса порядок – это такая система, при которой достигается то, что ему надо. Для просветителя порядок – это такая последовательность, необходимая для того, чтобы удобнее всего было находить истину. Для мракобеса порядок – это такая система, которая должна обеспечивать нужные ему положения вопреки всему, что этому мешает. Для просветителя порядок – это то, что должно быть в обществе порядочных людей по-умолчанию. Для мракобеса порядок – это то, о нехватке чего он, находясь в обществе таковых, будет постоянно кричать.
    Для просветителя порядок выглядит так: обнаружил учёный на Солнце пятна – опубликовал отчёт о своём открытии, ответил на все вопросы, потребовал его признания. Кто не верит – пошёл, посмотрел в телескоп, убедился. Кто не согласен с увиденным – пусть объясняет, почему увиденному верить нельзя, предоставляет доказательства, отвечает на все вопросы, и после этого может требовать признать это открытие ошибкой. А если не может – пусть изволит признавать, что возражений у него нет, и ждёт того, кто сможет. Всё. Простые правила, которые не надо прописывать, потому, что логически мыслящему человеку они понятны сами собой. И такой порядок у адекватных и порядочных людей должен устанавливаться автоматически, как водная гладь автоматически устанавливается там, где ничто не подымает волны. Но для мракобеса всё наоборот: порядок – это то, что может быть установлено только принудительно, и требует обязательно применения силы, заставляющей идти всё так, как ему нужно, и что само без этой силы не устанавливается и не работает. Это значит, что если мракобесу нравится верить в то, что на Солнце пятен нет, значит, должны быть прописаны догмы, согласно которым Солнце чисто и совершенно во всех смыслах, и ничего «неправильного» в нём быть не должно. Должен быть так же обязательно установлен закон, запрещающий оскорблять чувства верящих в чистое Солнце, и карающий так, чтобы что-то подобное про пятна Солнце говорить просто боялись. Должен быть установлен закон, запрещающий клеветать на служителей порядка и защитников веры в чистое Солнце, и предусматривающий за это кару. Должен быть установлен специальный контроль, следящий за тем, чтобы в рядах служителей порядка и защитников веры в чистое Солнце находились исключительно надёжные и инициативные в отношении данной идеологии люди. Также должен быть установлен специальный закон, дающий им широкие полномочия. А ещё должен быть контроль за контролем, и всё в конечном итоге сводящееся к контролю всеми за всеми во главе с самыми фанатичными. И тогда будет соблюдаться положение, где никто не заявляет о пятнах на Солнце, и весь уклад общественной жизни устроен таким, каким он должен быть при их отсутствии.
    Если же какой-то изобретатель телескопа посмеет публично заявлять, что видел в него на Солнце пятна, и предлагать всем самолично удостовериться, его нужно быстро арестовать и лишить возможности распространять эту инфу. И на допросе предложить покаяться и признаться в том, что покусился на правду и пытался сделать фейковый вброс. Если же он будет настаивать, что пятна всё же есть, то тогда его должны обвинить ещё и в клевете на защитников веры в чистое Солнце, которые, по его словам, получается врут, заявляя, что всё не так, как есть на самом деле. А это уже должно им давать право применить такие процедуры, которые выбьют из него признание во всём, что от него потребуют. И знание об этом должно быть подано ему настолько доходчиво, что он должен сразу захотеть подписать признание. И когда такая система будет работать без сбоев, будет обеспечено то, что для мракобеса называется порядком.
    Сама по себе такая система не устанавливается, как не бывают сами по себе волны на водной глади. Нужны соответствующие усилия по её принудительному внедрению и поддержанию. Поэтому мракобес любит власть, имеющую достаточно сил, чтобы это реализовать. На его языке это называется: «А зато при ней порядок!». Если же таковой власти нет, он страдает, и постоянно повторяет о том, что очень не хватает «порядка» и «сильной власти», которая «железным кулаком» его наведёт. Поэтому, когда кто-то очень сильно помешан на порядке, который можно только навязать силой, лучше всегда заранее уточнять, что именно он требует за порядок.