6. 2. Краеведы, делайте все по закону

Анатолий Михайлович Кулемзин
Неутомимое племя краеведов делает благородное дело для воспитания молодого поколения, приобщая к истории и красотам родного края. Они зачастую забираются в такие сокровенные уголки нашей истории и природы, куда не придет в голову заглянуть ученому. Изучаются недалекое прошлое и глубокая старина, ближайшие окрестности и заповедные территории. Любознательным исследователям нередко попадают в руки различные предметы, порой не представляющие ценности для их владельцев, но ценные для музея как подлинные экспонаты «дней минувших». Это боевые награды наших отцов, дедов и прадедов, домашняя утварь (самовары, монеты, самопрялки и т.п.), старинные книги, кости ископаемых животных, археологические предметы и прочее.

Много этого «добра» хранится в школьных музеях, которые никак нельзя назвать музеями, или в личных собраниях краеведов, которые тоже не похожи на коллекции. А ведь многое из того, что зачастую буквально валяется в школьных шкафах, представляет большую научную или культурную ценность, является не только чьей-то собственностью, но и российским национальным достоянием. Культурное достояние России охраняется законодательством. Это краеведы должны знать, приобретая или извлекая из природной среды, казалось бы, «ничейные» вещи.

Наша совместная поездка прошлым летом с представителями Музея естественной истории г. Лейдена (Королевство Нидерланды) по городам и весям Кемеровской области во многом прояснила эту картину. Так, например, в с. Курск-Смоленка Чебулинского района у одного местного жителя во дворе вместе со всяким хламом валялся череп древнего бизона, в сторожке детского лагеря отдыха г. Мариинска – зуб мамонта, у тракториста из с. Серебряково – бронзовые предметы из древних курганов. Примеров любознательности и беспечности отношения к древности и необыкновенностям можно приводить много. Однако все их можно разделить на два типа.

Первый – (назовем его изындаевский): в  школе с. Изындаево Тисульского района с незапамятных времен хранилась в шкафу, вместе с физическими приборами, редкая находка – зуб так называемого шерстистого носорога. Директор школы нам его вручил со словами: «Возьмите. Может быть, у вас он принесет пользу делу науки».

Второй тип – (назовем его курск-смоленский): также в школьном кабинете валялся обломок бивня мамонта, неизвестно когда и откуда попавший туда. На нашу просьбу отдать его для создаваемой первой в Кузбассе палеонтологической экспозиции в музее-заповеднике «Томская Писаница» мы услышали глубокомысленное откровение местной школьной учительницы: «Нет! А на чем я буду проводить патриотическое воспитание?».

Как же нужно поступать с находками краеведам и местным жителям?

Во-первых, чтобы заниматься сбором исторических и естественных культурных ценностей, нужно иметь на это разрешение (лицензию). Иначе эта деятельность незаконна, а следовательно, наказуема.

Во-вторых, собранные вещи должны быть сданы в ближайший государственный музей и зарегистрированы в книге учета основного музейного фонда.

В-третьих, если музей согласен вам передать находки для использования в педагогическом процессе, то это должно быть оформлено актом передачи на временное использование.

В-четвертых, в школьном кабинете должны быть созданы необходимые условия для хранения экспонатов (температура, влажность, освещение и т.д.), а также обеспечена их безопасность от возможного хищения.

Собирание, хранение и использование предметов историко-культурного наследия без соблюдения перечисленных норм является нарушением законодательства о культурном наследии РФ. Основная масса людей с этими законами незнакома. На мой вопрос о том, зачем был притащен во двор череп бизона, молодой человек из с. Курск-Смоленка ответил: «А че тут такого? Я в речку с бреднем полез, вот тут, за моим огородом, а он мне в мотню-то и запутался». Подобные случаи не единичны. В результате множество людей лишены возможности увидеть в музее экспонат, где-то незаконно «хранящийся». Поэтому, уважаемые земляки, давайте делать все по закону.

(А.М. Кулемзин. «Педагогический поиск». Кемерово. 2000. № 6. Февр.)

======
Иллюстрация. Чумайский краеведческий музей.
======