Встреча у Трёх берёз

Марианна Макарова 3
Летний праздник «ысыах» был в самом разгаре. Здесь, на условленном месте встретились бывшие земляки с авоськами. Отошли в сторонку и не спеша, поели, попили и поделились последними новостями. Давно так не сидели. Отдыхая в тени молодых берёз, наблюдая за ходом национального праздника, завязалась у них тёплая беседа о былых добрых временах. Было о чём вспомнить,поговорить, пошутить и что сравнить.


- Жаль, даже День Победы и то, как следует, не праздновали. Всплывают в моей памяти как вчера, пятилетний юбилей Победы. Приурочив к всеобщему летнему празднику, наша деревня славно отметила этот знаменательный день. Природа тоже как бы ликовала, благоухая. После торжественных церемоний всех усадили полукругом и угостили сочным  мясом, нанизанным на рожне и крепким кумысом из кобыльего молока. Такой кумыс теперь даже за деньги с огнём не сыщешь, а угощения и подавно.


Помните наверняка, раньше в силе и ловкости состязались все желающие. Любой мог участвовать. Победителей по традиции  предков награждали обычно говяжьей лыткой. Слава о силаче быстро распространялась по улусам.

 
В тот чудесный вечер всем было не до сна. Тому способствовала необычно белая ночь. Запевалы «осуохай» водили хоровод с благословениями и восхвалениями без устали до восхода солнца. С таким же запалом в деревнях трудились все во благо родного колхоза, - констатировал сей факт, поправляя очки, бывший секретарь  парткома Вячеслав Васильевич.

 
- Да, в былые времена в деревнях с размахом устраивали такие праздники в дни летнего солнцестояния. В век  купли-продажи традиции почти позабыты. Олигархам лишь бы прибыль, не более. Они и есть потребители чужого труда. Вот откуда сегодня растут ноги. Люди просто вынуждены пахать на них, чтобы прокормить себя и свою семью. Нравы и заботы не те, потому что система такая, - поддакивали его остальные.


- «Не зная броду, сунулись в воду», а теперь расхлёбываем, - сокрушалась рано состарившаяся женщина. – В поисках лучшей доли перебрались в город, но и тут не сладко, цены безмерно растут, дети в долгах, как в шелках, из кредита не вылезают. При оптимизации невестка осталась без работы. Сын в охранники пошёл, то ли телохранителем, то ли охранником, словно в роли сторожевого пса у хозяина. Ума не приложу, как будут жить молодые?! На что мы их обрекли, ужас!


- Да, в сложное время живём,  при капитализме. У кого деньги, ныне тот и хозяин. О равенстве не может быть и речи, классовое расслоение общества налицо! Мы всё это видим, понимаем, думаю, развязка близка. Сколько верёвочке не виться, конец будет, - парировал с горячностью коммуниста Вячеслав Васильевич.


- Вы правы! – робко заговорил старый школьный учитель. – Без сельских тружеников города обречены на голод. Они не пашут, не сеют, ничего не производят. Фабрик и заводов нет, вот и нещадно вывозится сырьё. Если оно закончится? Интересно, что думают об этом наши учёные, хотел бы я знать, - и умолк.


- «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих», - весьма резко высказался мужик, прибывший  из деревни. – Говорить-то говорим, а воз и ныне там.  Лучше разомнём кости, походим, посмотрим на людей и себя покажем, всё-таки праздник, а далее двинем на «осуохай», - скинув пиджак за плечо, встал.

 
Они, направляясь на «осуохай», натыкаясь на ряды продавцов на каждом шагу, словно на базаре, вскоре растворились в многоликой и разноцветной  толпе.