Гуцул

Юрий Бахаев
Говорят, людоеды живут на Папуа, но в Сибири тоже бывают порой!
Июнь 2015 года. Мы едем по якутской глухомани. Немец, бельгиец, два чеха и русский – ваш автор. Энтомологи, экспедиция учёных, в которой гидом я был. Ну ещё водитель у нас имелся: эвен местный, и ехали мы на его уазике-буханке. К Полюсу Холода, под известный всем Оймякон. Там минус 71 зимой фиксировали как-то, но лето – тёплое, и часто даже жарко! По склонам степных «сопок» виды бабочек особые порхают... Ради них и катили.

А по пути решили поколлектировать два дня в районе водомерного поста – возле реки Сунтар. Фауну тайги поймать... И на посту заночевать. Он две избы имел, и принимал проезжих, а всем заведовал отшельник-водомерщик: дед по прозвищу Гуцул.
Читал о нём я как-то в очерке туриста в Интернете, и наш водитель порассказывал в дороге... Что этот дед две трети жизни просидел в тюрьме, в армрестлинге (борьба руками на столе) шофёров валит всех, и с молодой женой живёт, лет двадцати пяти примерно – в его за 70.
А ещё слух ходит: людоед он! И двое (кто-то говорил, и больше) без вести пропали в той округе, в разные годы...
Мда. Но нас – отряд, в палатках ночевать в местах медвежьих очень не хотелось, и зарулили мы на пост. Собака, что-то типа мелкой лайки, мчит к машине нашей, яро лая – и Гуцул из дома вышел. Прямой как жердь, борода Льва Толстого. Вот уж мне руку жмёт своей лопатой... Средне. Деликатный.
– Мы ловим бабочек, наука, а можно тут у вас, под крышей, переночевать? – его спросил.
Тушёнки и сгущёнки посулил из экспедиционного пайка...
– Ночуйте! Продукты-то не помешают... Без коровы я сейчас. Голоодный.
Ну, блин – по теме сразу!
В избе, что от его стояла метрах в ста, сказал селиться нам.
– Дров начукайте и печь в ней растопите. Ночи-то холодные...
Подъехали к избе мы, все вошли в неё.
– Ноу, – выставил вперёд ладонь бельгиец. – Тут я ночевать не буду! (Перевожу с английского). Си о!..
Угарный газ. Увидел европеец печь!.. Немец тоже сказал нет ночёвке под крышей.
Чехи согласились. Наши люди!..

Вышел я на улицу для печи дров наколоть... Бельгиец уж палатку ставил.
– Но проблем! У меня альпийский спальник, я в Гималаях не замёрз в нём! – бодро молвил он.
Немец со своей палаткой копошился. А небо – вызвёздило, ночь с морозцем заходила... Ну – ночуйте, френды!
Водитель наш в избу Гуцула спать ушёл...
Чех, что моложе (42, второму было уж за 70), решил помочь мне, взял у меня колун – и ловко так им чурки половинить начал! У бабушки в деревне ещё во времена Чехословакии, сказал, был мастер-класс.
Ну затопили печь... Тепло пошло по дому.
Гуцул к нам заглянул. Бла-бла-бла-бла... Болтливым оказался. Сказал, что бочку в двести килограмм с водой в кузов машины поднимал руками – во времена не столь уж давние, а первая жена была ещё моложе...
– И не гуцул я, а русин! Прозвали так, поскольку с западной я Украины...
– Про Вас что только не сказывают! – я не выдержал.
– Да балаболы все... А чего слышал? – хитро посмотрел он на меня.
– Что... людоед Вы.
Ну не хотел произносить такого, а понесло вот, после ста грамм бехеровки, с чехами.
– Тьфу, сочинят же!
Он, с довольством странным на лице, поведал мне, что – да, люди пропадали тут, но одного Сунтар смыл... Пьян был проезжий сильно, и говорит Гуцулу: спорим, перейду! Дед-то не пьёт (ого), и не стал спорить – но всё-равно пошёл, дурила... Сбило потоком. Потом не нашли.
– А со вторым что было?
– Он в лесу пропал. Медведь наверно... – смотрел искоса, ехидно как-то, на меня Гуцул.
Ладно, поверим.

Утром вышел из избы я. Бельгиец – с перекошенным фейсом...
– Что холодно так было ночью?.. Ааа. Я не спал!
– А что же спальник твой?..
– Не помог! – удивлённо произнёс он.
Немец из палатки вылез, с той же физиономией...
Ну да – Сибирь девка суровая!
И собрались мы все в избе на завтрак. Я на газовой плитке, что у водителя была, покулинарил. Макароны и сосиски. Несилён в готовке... Ничего – ела простую еду Европа за обе щеки!
Ходили-бегали потом с сачками мы по укатанной "отсыпке" трассы: дневниц ловили, вылетавших из лесных прогалов. Мимо иногда машины проезжали – и головы в них ехали назад...
В обед Гуцул опять нас навестил. Бла-бла-бла-бла... Рассказывал, как на медведя-шатуна охотился, про поселковых баб.
Потом:
– Пошли-ка, Юрчик, сеть мою глянем!
Так меня именовал он. Нежно. Чем-то приглянулся, видно: беленький такой, упитанный...
– Пошли! – ответил я.
Чего мне, экстремалу, трусить. Хотя туда, к Сунтару – лесом ход...
Ну идём с Гуцулом мы по тропке, а он всё сзади меня быть старается. Кошу глаз... Те же бла-бла-бла. Пришли к Сунтару вскоре мы. И вдруг выхватывает провожатый нож, что в деревянном "клине" у него висел на поясе!
Я тут же обернулся...
– О, Юрчик! Хорошая у тебя реакция! Проверял.
А то – у энтомологов плохой не бывает!
Промолчал.

И так я и не понял: шутил дед про проверку или нет? А то, может, пропал бы без вести ещё один проезжий в местах этих...
Но всё же думаю: историю очередную о себе Гуцул творил! Ведь расскажу потом об эпизоде этом я друзьям, знакомым. Молва усилится. Отшельника бояться больше будут. Важно это – в глуши!
Не знаю, что и думать...

Сеть принесла пять хариусов, крупных. Гуцул мне протянул в подарок двух...
И вечером была у экспедиции чудесная уха!

На фото я с Гуцулом, июнь 2015 года.

2023 г.