Ч. 366 Перенимали полезное у Запада

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/02/03/1480

При всех недостатках плавания 1-го Амурского отряда корабли были очень хорошо снабжены и подготовлены.  До отправления в поход провели опытное плавание, определили девиацию компасов (девиация компаса - отклонение его стрелки от направления магнитного меридиана под влиянием судового железа).

Всех больных  матросов заменили на здоровых. На корвете «Боярин» находилась гимнастическая команда из 24 человек. Чем она занималась, мне выяснить не удалось.

На каждом корабле находились  четыре человека – ракетчики, обученные запускать конгривовые ракеты (боевая ракета, разработанная Уильямом Конгривом), широко применявшиеся при обороне Севастополя с обеих сторон.

Сверх комплекта  на корветы и клиперы погрузили по 30 пудов пороха. Бомбы были снабжены медными трубками Шмидта, а 60-фунтовые орудия – прицелами Петрушевского. Офицеров вооружили револьверами, а команду – нарезными ружьями.

В обычную провизию добавили сушёную зелень в жестяных консервах фирмы «Шоле и компания». Отряд сопровождал транспорт  Российско-Американской компании «Николай I», на котором находились солёное мясо, масло, квашеная капуста и другая провизия, а также различные шкиперские запасы и в разобранном виде понтоны для осмотра кормовой части с винтом.

Командиру отряда Дмитрию Ивановичу Кузнецову выделили экстраординарную сумму 40 тысяч рублей серебром.

Корабли нещадно дымили, с дымом летели крошечные кусочки угля. Офицеры и матросы страдали из-за попадания в глаза этих частиц. Поэтому Кузнецову разрешили купить очки с сеточками для матросов на половину команды, офицеры покупали очки и непромокаемую одежду на свои деньги.
 
Кроме того, на корабли выдали сверх установленной нормы мыло для кочегаров. И, конечно, как всегда, разрешили купить в иностранных портах карты, лоции, навигационные инструменты, которых не было в России.

Купил Кузнецов и непромокаемую одежду для одной трети команды. Знаменитый портной Джон Эмери изобрёл технику производства непромокаемых тканей и создал линию производства непромокаемой одежды.

Его открытием заинтересовалось военное министерство Англии и заказало большую партию непромокаемой одежды для офицеров. Дмитрий Иванович Кузнецов, естественно, не мог пройти мимо использования непромокаемой одежды для моряков.

Все  отправлявшиеся в дальние плавания офицеры были обязаны собирать сведения, полезные для российского Морского министерства. На то имелась и соответствующая инструкция.

Раньше на каждый корабль назначался священник, но в тот раз великий князь приказал выделить на весь отряд одного священника в целях экономии средств.

Кузнецов обратился к главному священнику флота, мол, а как же чин богослужения на военных судах без священника? Отпевание умерших без священника? Отпевание иноверцев? Исповедь без священника? Причащение иноверцев? Внятного ответа не получил.

Тогда Дмитрий Иванович принял решение сам: поручил отрядному священнику подготовить молитвенные книги на каждый корабль по образцу 1784 года, которые имелись в Морском корпусе, и молитву для отпевания, решив, что командиры кораблей прекрасно справятся с этими обязанностями.

Карты Татарского пролива выдали на корабли без грифа «секретно», поскольку по нему уже прошли английские и французские корабли.

Плавание кораблей, отправленных в Средиземное море, не проходило без происшествий на берегу. Русские матросы с фрегата «Палкан», которых поддержали греки, подрались в шинке с  английскими матросами. Один англичанин в этой драке был убит.

Российскому посольству в Греции с большим трудом удалось замять этот инцидент.
В сентябре 1858 снова русские моряки с «Палкана» подрались с австрийцами егерского полка.

По словам матросов, австрийцы были пьяные, а русские матросы трезвые, как стёклышко, и, мол, они только оборонялись, а те нападали. Эту драку благополучно уладили с местными властями.

Драки происходили и с участием матросов 1-го Амурского отряда. В Гонконге русские матросы с двух клиперов в питейном заведении подрались с англичанами. Драка продолжилась на берегу.

Но командующий английской эскадрой и Дмитрий Иванович Кузнецов решительными мерами её прекратили. Инцидент раздувать не стали, никто из командующих в этом не был заинтересован.

Большую роль в тщательной подготовке кораблей в дальнее плавание сыграл назначенный великим князем  капитаном над Кронштадтским портом Степан Степанович Лесовский.

В этой должности ему пришлось много поработать над укомплектованием, вооружением и снабжением многочисленных судов, отправлявшихся в то время в ряд заграничных плаваний.
 
Он занимался снаряжением судов во внутреннем и заграничном плавании, инспектировал все команды.  Великий князь не ошибся в своём выборе, назначив на эту контр-адмиральскую должность Лесовского.

За короткое время  Степан Степанович очень много сделал для улучшения жизни матросов, заставил медиков следить за соблюдением санитарных норм в казармах, занялся устройством водопроводов и газового освещения в казармах, перестраивал работу хозяйственных служб, кухонь, пекарных печей, организовал ремонт помещений для семейных нижних чинов.

При этом он нажил много врагов среди чиновников, завидовали ему и некоторые старшие офицеры, давно протиравшие штаны на береговой службе в Кронштадте. Их всех Лесовский заставлял работать, но один в поле не воин, и полностью изменить обстановку, не имея поддержки, было невозможно.

Такая же ситуация была и у молодого морского министра великого князя Константина. Однако тот окружил себя молодыми офицерами, горевшими желанием сдвинуть горы. Первое время они их и сдвигали, но шло время, и пыл постепенно угасал.
 
У Лесовского не было возможностей великого князя, хотя он и постарался продвинуть по службе старательных и добросовестных офицеров в кронштадтском гарнизоне.

Чтобы в какой-то степени пополнить Черноморский флот, правительство приняло решение организовать «Русское общество пароходства и торговли» «РОПиТ», которое начало свою деятельность в мае 1857 года.

По распоряжению великого князя часть судов, оставшихся  после войны, передали в РОПиТ  и обеспечили общество кадрами, направив в него 126 морских офицеров и несколько сот матросов.

Перед обществом поставили задачу построить такие суда, которые можно было бы в случае войны срочно вооружить и использовать для крейсерской службы.
Конечно, это была не замена боевых кораблей, но на безрыбье и рак - рыба.

Из всех помощников Константина самым честолюбивым был Иван Алексеевич Шестаков. Это был очень умный человек, но напрягаться на службе он не любил и всегда очень хорошо устраивался, под разными предлогами уклоняясь от черновой работы.

Ещё в бытность молодым командиром, когда ему и Григорию Ивановичу Бутакову адмирал Лазарев поручил составить опись берегов Чёрного моря, Шестаков сделал так, что большая часть работы легла на плечи Бутакова, а сам якобы лечился в Константинополе.

Так и во время командировки в США для руководства группой офицеров, осуществлявших приёмку фрегата «Генерал-Адмирал», Иван Алексеевич сумел сначала получить разрешение Константина поехать в эту командировку с женой.
 
Затем, пока подчинённые ему офицеры работали в Нью-Йорке,  он получил согласие великого князя зиму с 1857 по 1858 годы провести на Кубе, как он писал в своих записках, «по указанию медиков для восстановления сил жены, вконец расслабленной суетливой жизнью в Нью-Йорке и Вашингтоне».

Впрочем, многие из нас, кто служил, не раз встречал таких людей.

Продолжение http://proza.ru/2023/02/12/1053