Возвращение к себе... Глава третья

Борис Аксюзов
 Если читатель подумал, что сюжет моей повести вдруг резко перешел на детективные рельсы и дальше повествование пойдёт в том же ключе, то он ошибается. Это произведение по-прежнему о любви.
Просто я шел к ней очень долго, и по пути со мной случалось всякое, в том числе, и криминальные разборки, о которых я не мог не рассказать, так как люди, участвовавшие в них, помогали или, наоборот, мешали мне стать счастливым.

  Дело о запланированном неизвестными лицами теракте в банке было закрыто через месяц. Заказчиками, как я и предполагал, оказались конкуренты нашего банкира, а исполнителями – бригада взрывников, возглавляемая опытным офицером инженерных войск, участником афганской войны. Они проникли в здание под видом рабочих – сантехников, которым, согласно предъявленному наряду, было предписано заменить трубы, проходившие в стенах первого этажа и в подвальном помещении.
Как это часто случается в детективных сериалах, нам с подполковником Каюмовым крупно повезло: одна из наружных видеокамер, чудом сохранившаяся в условиях ремонтных работ, засекла момент, когда взрывники уже покидали здание.. Поэтому на экране мы видели только их спины. Но неожиданно один из них резко обернулся и что-то весело сказал своему напарнику, шедшему следом. Кадр это длился меньше секунды, но этого нам было достаточно. Весельчака нашли в городе Кемерово, где он работал, как говорится, по специальности, то есть, имел собственный магазин сантехники.
А дальше всё было делом техники. Взяли всех, кроме главаря, который застрелился, когда бойцы ОМОНА окружили особняк, где он жил с женой и тремя дочками.
За эту удачно проведенную операцию подполковник Каюмов был повышен в звании, а мне выписали премию в размере ста тысяч рублей. Как и предполагала Альбина Николаевна. Правда, узнав об том, она скривилась и недовольно сказала:
- Что-то жаден стал наш Олег Павлович. Мог бы и побольше отстегнуть от своих миллиардов. Тем более своему родственнику.
- Он не жадный, а мудрый, - возразил я ей. – Если бы он заплатил мне миллион, вы бы первая сказали, что так щедро он поощряет только родственников.
Она рассмеялась и сказала, что я прав: она бы поступила именно так.
Вообще, наши отношения с ней складывались очень легко и по-дружески. После работы она часто приглашала меня в свой номер, мы допоздна пили вместе чай, а порой французское вино, и вели разговоры о жизни.
И однажды после такого чаепития она предложила мне остаться. Даже не предложила, а просто выключила свет и замкнула дверь.
Где-то с месяц я не ночевал в своем номере, а потом, однажды утром, сказал, будто шутя:
- Может быть, мне вообще переехать к тебе? Зачем нашей конторе платить за номер, в котором никто не живет?
Но она восприняла мой вопрос очень серьёзно:
- Ты думай, Иван, когда говоришь! Завтра же об этом узнает весь коллектив банка! Вспомни кинофильм «Служебный роман»… Я буду подниматься по лестнице в свой кабинет, а у меня за спиной будут шептаться о том, что я живу со своим начальником охраны…
- Начальником службы безопасности, - поправил я её.
- Какая разница! – раздраженно выкрикнула она. – Ты для них серая личность, мечтающая сделать блестящую карьеру, а я - одинокая баба, которая не может жить без мужика. И они ждут, когда я сделаю неверный шаг, и надо мной можно будет посмеяться…
- Тогда давай поженимся. Насколько я помню, «Служебный роман» заканчивается именно этим.
- Неужели ты не понял, что этот конец был придуман, чтобы обнадёжить всех старых дев Советского Союза? На самом деле такого не было, нет и никогда не будет!
Такой глубокомысленной оценки весьма распространенной жизненной ситуации я от неё еще не слышал и даже не ожидал, что когда-либо услышу. Мне стало стыдно, и я сказал, надеясь на перемирие:
- Хорошо, прости, если я что-то сказал не так. Но моё предложение остаётся в силе. Когда обдумаешь его, ответь мне: да или нет. Я буду ждать.
- Как долго?
- Я бы ответил: до конца жизни, но знаю, что ты не поверишь мне. Поэтому отвечу так: пока мы вместе.
- Ты решил отсюда уехать?
- Я уже давно ничего самостоятельно не решаю. За меня решают другие.
- Кто?
- Мой старший брат, босс и ты, наконец.
Она погладила меня по голове и улыбнулась:
- Бедный Иван, как легко тебя обидеть… Но, запомни, для меня ты - сильный и волевой мужчина, каких я еще не встречала. И, думаю, что не встречу…

Пришла весна, за нею – лето, теплое и, как мне показалось, беззаботное. Работы, конечно же, меньше не стало, но по выходным дням мы с Альбиной выезжали на машине к озеру Карачи, где купались в солёной воде и загорали, или просто мотались по пригородным деревням, любуясь их красотой.
Однажды в одном из сел мы зашли в старинную церковь, где проходил обряд венчания, и Альбина вдруг спросила меня, серьёзно и грустно:
- Может, и нам сейчас обвенчаться?
- Батюшка не обвенчает нас, пока мы не предъявим ему свидетельство о браке, заверенное в ЗАГСе, - ответил я.
- А жаль, - вздохнула она. – Мне так захотелось, чтобы мы вышли отсюда венчанными супругами. Отныне и навек…
И именно через день, в понедельник, мне позвонил Андрюша.
- У тебя всё хорошо? – спросил он, как обычно, не здороваясь.
- Не жалуюсь, - ответил я. – С работой справляюсь, нареканий от начальства не поступало. А что?
- Завтра я отправляю к вам человека, который сменит тебя на твоём посту. Введешь его в курс дела, разъяснишь специфику работы.
- А я?
- Через месяц ты передаёшь ему дела и вылетаешь в Москву. Даю тебя месяц на отдых, после чего ты приступаешь к работе в нашем центральном банке. На прежней должности, начальником охраны…
- Начальником службы безопасности, - поправил я его.
- Да – да, совершенно верно, начальником службы безопасности. Оклад на двадцать процентов выше, плюс премиальные. И теперь ты будешь жить в нашей прежней квартире, так как я переезжаю в особняк тестя. Ему врачи посоветовали сменить климат, и он купил себе дом на Черноморском побережье Кавказа, где-то между Сочи и Туапсе. И ещё… На прошлой неделе состоялся консилиум, который ты меня просил созвать по поводу здоровья мамы. Радикальных изменений врачи не обещают, но и ухудшения здоровья не предвидится. Как они говорят, особенно полезны для неё будут положительные эмоции, а что может быть более положительным, чем твоё постоянное присутствие рядом с нею? Когда я рассказал ей, кем ты сейчас работаешь и сколько получаешь, она даже попыталась улыбнуться… А сиделка сказала мне, что в этот день у неё улучшился аппетит.

  Ровно через месяц прилетел мой сменщик. Это был толстый, рыжий и неуклюжий человек, явно старше тридцати лет, отвечавший на все мои вопросы робко и неуверенно. Его звали Александр Семёнович Левин. Но мне хотелось называть его просто Шуриком.
- Кем вы работали до этого? - спросил я его.
- Понимаете, я окончил физический факультет МГУ, - начал он издалека. – И меня взял к себе в научно-исследовательский институт мой дядя, профессор Кошман. Но институт вскоре закрыли, и я остался без работы. Занимался репетиторством, иногда меня приглашали в школу заменить заболевших учителей… Вот и всё.
- Кто вам предложил работу у нас?
- Андрей Михайлович Андреев, мы с ним одноклассники. Однажды мы встретились с ним на улице, и он сказал, что подыщет для меня подходящую работу.
- И вы считаете должность начальника службы безопасности банка подходящей для себя?
- Я еще не знаю, чем я буду заниматься, но Андрей сказал, что вы введете меня в курс дела. Ведь я целый месяц буду числиться у вас стажёром. Разве этого не достаточно?
- Это мы выясним в процессе обучения, - жёстко ответил я и повел его к себе в кабинет, где через десять минут должна была состояться утренняя планерка. На ней я обычно разбирал ошибки прошедшего дежурства и ставил задачи на новое.
Когда две смены охранников в количестве двенадцати человек собрались в кабинете, я обратился к ним с краткой речью:
- Уважаемые коллеги! Информация, которую я сейчас доведу до вашего сведения чрезвычайно секретна и разглашению не подлежит. Даже директору банка. Я хочу представить вам нового начальника службы безопасности, который займет моё место ровно через месяц. Прошу любить и жаловать: Александр Семёнович Левин, выпускник МГУ, физик по специальности.
Шурик неуклюже встал и испуганно поклонился. Я боялся, что сейчас все рассмеются, но этого не случилось, потому что ошеломленный человек не способен смеяться.
И я продолжил в полнейшей тишине:
- На этой неделе Александр Семёнович будет рядовым бойцом в нынешней смене, то есть вашим товарищем и братом. И отнеситесь к нему по-братски. Если он ошибётся, не кричите на него и, тем более, не бейте прикладом автомата по голове. Все свободны. Прошу остаться начальника смены Петрова.
- Так это серьёзно, Иван Михайлович? – спросил меня растерянный Петров, когда мы остались одни. – Неужели этот толстяк действительно будет нашим начальником?
- Более, чем серьёзно, - ответил я. – Сейчас подбери для него на складе форму и выдай оружие. Пока с холостыми патронами. Пусть он думает, что действительно охраняет банк. А ты охраняй его, чтобы он не наделал глупостей.
Вообще-то я надеялся, что Шурик сам осознает свою непригодность к охранной службе и через неделю запросится домой. Но он оказался настырным и дотошным стажером. И через неделю попросил отвести его в тир, чтобы, как он выразился «немножко пострелять». Меня эта просьба разозлила. Я повез его, но только не в тир, а на стрельбище МВД, где мы обычно тренировались, и стал учить его стрелять из автомата, что, конечно же, было жестоко с моей стороны. Потому что он никогда не держал в руках никакого оружия, кроме рогатки. Сразу же после первой очереди из АКМ, Шурик осторожно положил оружие на землю и, потирая ушибленное плечо, сказал:
- Не получается у меня… Но я обязательно научусь.
Я так устал за этот несуразный день, что сразу поехал к себе и лёг в постель. Перед тем, как уснуть, я успел подумать: «Неужели Андрюша не видел, кого он выбрал на должность начальника службы безопасности? Или он сделал это сознательно? Но тогда, с какой целью?».

Ровно через месяц, день в день, брат позвонил мне и сразу спросил:
- Ну как, готов наш новый начальник?
- Мы сделали всё, что могли, - ответил я уклончиво. – А приказ о его назначении подписывать тебе.
- Ты хочешь сказать, что Левин может подвести меня?
- Ты угадал.
- Хорошо, завтра я прилечу к вам. Собери там комиссию из опытных профессионалов. Пусть она решает: годен Левин для этой работы или нет.

Он появился в моём кабинете во второй половине дня спокойный и заранее уверенный в том, что задуманное им дело должно свершиться, ибо иначе быть не может.
Но я на этот раз решил поговорить с ним, как говорится, по душам, чего никогда не делал.
- Слушай, Андрей, для чего ты это всё затеял? – спросил я его, присев с ним рядом. – Разве ты сразу не видел, что этот человек не способен возглавить такую службу? Он из другого мира, у которого даже нет точки соприкосновения с обеспечением безопасности такого сложного механизма, как банк.
- Я просто хотел помочь моему бывшему однокласснику, - безучастно ответил мой старший брат, и я понял, что откровенного разговора у нас не получится. Но все таки решил довести его до конца, чтобы потом не казнить себя за малодушие.
- Ну и устроил бы его к себе в офис программистом или инженером в отдел видеонаблюдения. Ведь он физик.
- Как я астроном. Он окончил университет, только благодаря тому, что его отец был профессором физического факультета, а мать – проректором по научной работе. И сам Сашка это прекрасно понимал и сразу отказался от работы в компьютерном отделе, когда я ему её предложил. Он сказал, что не хочет подводить меня.
- И тогда ты решил сделать из него супермена, командира бойцов с автоматами в руках, которые рискуют своей жизнью.
- Я не хотел говорить тебе об этом по телефону, но понимаешь, Иван, у меня в этом деле был свой интерес.
- Какой?
- Я решил остепениться.
- Что?!
- Ну, это так сейчас говорят молодые ученые, которые хотят получить научную степень кандидата или доктора наук.
- А зачем тебе это надо? Ты и без степени являешься вторым лицом одной из крупнейших банковских корпораций нашей страны.
- Вот именно, вторым. А первым лицом является мой тесть, который уволит меня сразу же, если я разведусь с Анютой.
«И всё-таки я тебя завёл! – торжествующе подумал я. – Таких откровений я от тебя, Андрюша, еще не слышал»
- Но при чем здесь Левин? – спросил я. – Он что, член Высшей аттестационной комиссии?
- Не он, а его дядя, доктор экономических наук.
«Неисповедимы пути твои, о, Наука! – воскликнул я в душе. – А жизненный путь, вообще, невозможно представить себе простым, без крутых поворотов, подъёмов и спусков. Разве мог я подумать, что мой старший брат, уверенный в себе, как монолит в собственную незыблемость, будет искать запасные пути на случай, если он разведется с женой, которую любил без памяти, а она, вообще, не представляла своей жизни без него!»
В это время раздался стук в дверь, и в кабинет вошел Левин.
- Здравствуйте! – робко сказал он. – Мне сообщили, что там комиссия какая-то собирается по приему меня на работу. Так вы отмените её. Я не подхожу для этой должности, и уже нашел другую работу.
- Какую? – недовольно спросил Андрей.
- А здесь за углом есть чудесный зоомагазин. Только продавцы там ничего не понимают в животных и даже толком покормить их не могут. А я с детства увлекался живой природой, и у меня дома всегда было много всяких зверушек. Так вот меня берут в этот магазин старшим менеджером по закупкам и продажам. Вы только разрешите мне дня три в гостинице бесплатно пожить, пока я квартиру не сниму.
- А вы, Александр Семёнович, не понимаете, что подводите нас? – строго спросил Андрей. – Целый месяц мы готовили вас к этой работе, а вы перед самым назначением вдруг отказываетесь.
- Я понимаю, - чуть слышно ответил Левин. – Но я знаю, что если я буду начальником охраны, то банк обязательно ограбят.
Я вышел, чтобы не обидеть этого робкого любителя животных своим смехом.
Потом я занялся своими обычными делами, подумав, что теперь мне придется остаться в Новосибирске на неопределенный срок.
Но вечером неожиданно ко мне в номер явился мой старший брат.
- Я переночую у тебя, - сказал он, рухнув в кресло. – Устал, как ломовая лошадь.
Завтра летим в Москву вместе. Утром пересдашь дела новому начальнику службы безопасности, полковнику Дёмину, бывшему оперу из УВД, и к полудню будь на стрёме. В Москве отдохнешь с недельку и начнешь работать по своей должности в нашем центральном банке. Там сейчас у нас творится чёрт знает что. Пропало две единицы оружия и девушка – оператор из кредитного отдела. В общем, разберешься… А через месяц я туда и Альбину перетащу… Я слышал, что вы теперь друг без друга и шага сделать не можете…
- В каком смысле? – удивился я.
- А во всех смыслах, - без улыбки ответил он. – И в служебных отношениях, и в личных. Маме она понравится. Она говорит, что тебе нужна женщина, которая буквально всё будет решать за тебя, начиная с галстука, который тебе надо надеть, идя на работу, и, кончая планируемым количеством детей в вашем семье.

Я пришел в банк рано, за час до его открытия. Ночная бригада готовилась к пересменке. Я открыл в компьютере свою деловую страницу, нашел там старый акт о пересдаче оружия, и напечатал новый, изменив лишь данные о лицах, сдающем и принимающем.
Тут вскоре пришел и полковник Дёмин, мужик толковый и знающий службу безопасности, как свои пять пальцев. Пересчитали мы с ним оружие, подписали акт, и уже собрался провести его по закоулкам нашего купеческого особняка, когда появилась вдруг Альбина Николаевна.
- Я сама познакомлю господина полковника с помещениями нашего банка, - сказала она. – А вас, Иван Михайлович, ваш брат дожидается. Говорит, что пора лететь.
Подхватив полковника под руку, она увела его прочь, а я отправился в дежурку, чтобы попрощаться с личным составом.
А он собрался там, простите за тавтологию, почти в полном составе, даже ночная смена еще не ушла, а те, кто дома отдыхали, тоже пришли попрощаться.
Прощание ожидалось грустным, но неожиданно закончилось смехом и теплым весельем.
Я присел за стол, подбирая подходящие слова для дружеского расставания, когда боец с раскосыми глазами вдруг спросил меня, хитро улыбаясь:
- А помните, товарищ начальник, как вы хотели меня уволить в первый же день вашей службы?
- Конечно, помню, - ответил я. – Но потом увидел, что ты всё осознал, и не уволил.
- Это точно. Я понял, что нельзя приглашать рабочих для взлома стен, потому что среди них могли быть те, кто устраивал эту потайную комнату. И они могли предупредить о том, что мы нашли её, своих главарей. Верно я говорю?
- Вернее быть не может, боец Горохов! Еще вопросы есть?
- Есть. А где вы научились всему этому?
- А я и сам не знаю. Наверное, повсюду понемногу. Пацаном был уж больно любопытным, потом служил в ВДВ, год проработал в милиции и еще год в школе, учителем, уже после окончания пединститута.
- А какое у вас воинское звание?
- Рядовой. Как и ты, боец Горохов…
И тут все вдруг засмеялись и захлопали в ладоши.
Дверь внезапно распахнулась, и строгий голос моего старшего брата с порога произнёс:
- Иван, нас самолет ждет. Заканчивай прощальный церемониал…

Через два с половиной часа мы были уже в Москве.
                (окончание следует)