Ко дню рождения В. С. Высоцкого

Сергей Минутин
Ко дню рождения В.С. Высоцкого

Есть такие поэты, в дни рождения которых, а в православных традициях, и в даты смерти, полезно бросить все дела и поразмыслить над своей собственной жизнью. Над тем, кто я?, кто мы?, стоит поразмыслить даже несмотря на то, что в основу нынешней жизни поставлен БЫТ. Приспосабливаться к быту необходимо, но не нужно быть жертвой быта.

Эх, Матушка Россия! Одну твою жизнь объясняют пропагандисты, а другую поэты.

Пропагандисты, совсем недавно внушали бывшему советскому народу, что участие в Олимпийских играх для России, с запретом исполнения гимна страны и поднятия флага, – это благо для её спортсменов.

Поэты тут же, объяснили, что - благо-то оно благо, но для чьих спортсменов? Один спортивный обозреватель, даже предрёк, что скоро российским спортсменам вообще откажут в участие на Олимпийских играх, ибо, прыгать они могут и за другие страны.

Он так и сказал: «Все люди мира, все прыгают». И точно, сегодня многие бывшие российские спортсмены «прыгают» за все страны мира, кроме России, а Россию уже не пускают даже на многочисленные чемпионаты мира по всем видам спорта.

Прыгайте без гимна и без флага, вам ведь, всё-равно как и куда и за кого прыгать.

Но ведь о такой поворот событий и предрекал Владимир Высоцкий:

«Разбег, толчок… И стыдно подниматься:
Во рту опилки, слёзы из-под век, -
На рубеже проклятом два двенадцать
Мне планка преградила путь наверх….


Разбег толчок… Свидетели паденья
Свистят и тянут за ноги ко дну.
Мне тренер мой сказал без сожаленья:
«Да ты же, парень прыгаешь в длину!»…

Надо просто правильно понимать стихи. Надо уточнять!

Если вам всё равно как прыгать, за страну, или так просто, то вы всё равно допрыгаетесь. Но Россия удивительная страна, она всё время прыгает в длину. У В.С. Высоцкого все стихи об этом: сначала прыгали в высоту - это о начале новой государственности СССР, о войне, о советских людях. А затем стали прыгать в длину – это о перспективах.   

Верный родной земле он, как и Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Блок … писал и жил по законам бессмертия. Пока он был жив, быт цеплял его, больно его кусал, но вот он умер и уже ничего не сдерживает его поэтическую свободу.

Человечество привыкло к тому, что есть она -  поэтическая вечность. Есть, если оторваться от быта, перестать быть жертвой быта:

Детям вечно досаден
Их возраст и быт –
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

А вот если победил быт, если все стали грамотными потребителями, то есть ли у поэзии, живописи, литературы, музыки – вечность? Трудно сказать.

Если верить в бога, то несомненно есть, а если верить в быт?

Поэты – это проводники информации бога, поэтому, как и другие проводники его идей, действий, они не меняются в своём отношении к быту. Их ведёт рука провидения. Ранее с этой рукой народы соотносили своё движение к богу по пути эволюции. А сегодня с чем и кем народы соотносят свой путь?

Меняются условия и среда существования поэтов. Если Радищев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, да, в общем-то, все русские литераторы, а не только поэты,  XVII -  XIX век мешали жизни российских царей, почти весь ХХ век, поэты продолжали мешать жизни генеральных секретарей ЦК КПСС, то, кому они мешают нынче?

Вопрос не в том, что мешали, вопрос шире: А почему мешали? Ведь связка: поэт и царь, генсек и поэт - почти божественна. Те, кто находился на вершине власти, во время жизни В.С. Высоцкого, ещё чувствовали свою ответственность перед Богом и старались прилично выглядеть хотя бы в глазах поэтов - настоящих божьих помазанников. Они ещё боялись своих неправедных поступков и правды сказанной о них.

Владимир Семёнович Высоцкий был последним поэтом, завершившим эпоху величия власти. Она и была то великой только благодаря литераторам. Поэты остались богоизбранными, а вот власть измельчала до полного равнодушия к богу.

Кто сегодня может представить связку: президент - поэт, канцлер – поэт, губернатор - поэт? Не говоря уже о министрах культуры, просвещения и пр.…

Это именно то, о чём Высоцкий досадовал весь свой короткий век, подводя итог целой человеческой эпохе, эпохе СССР, эпохе ХХ века. Той эпохе, когда власть считалась данной богом, а поэт был выше власти, ибо был наделён божьей искрой.

Все в масках, в париках – все как один,-
Кто - сказочен, а кто литературен…
Сосед мой слева – грустный арлекин,
Другой – палач, а каждый третий – дурень.


Один – себя старался обелить,
Другой – лицо скрывает от огласки,
А кто- уже не в силах отличить
Своё лицо от неприметной маски. 


Я в хор вступаю, хохоча, -
И всё-таки мне неспокойно с ними:
А вдруг кому-то маска палача
понравится – и он её не снимет? 

Власть, её чиновники и политики, перестали стремиться к духовному росту, перестали верить в бога, а значит в поэзию, в литературу. Всё что её нынче интересует – это быт, деньги и делёж ресурсов. 

Представить в современном мире связку: Екатерина II и Вольтер, Николай I и Пушкин, Сталин и Галич… невозможно. Пусть это было иногда комично, чаще страшно, но это были равновеликие фигуры в БЫТУ. Они себя воспринимали равновеликими.

Конечно, все люди мира, все прыгают, и став выборными единицами, нынешние вожди уже не верят в божественное начало своей власти.  А если исходить из строк Высоцкого о том, что «А каждый третий – дурень», они, в общем-то, ни во что не верят.

Нынешним вождям всё равно в каких стихах и в какой прозе информация о них поступает к Богу!   Вожди перестали быть богоизбранными, перестали верить в это сами, что очень плохо, но их перестали считать богоизбранными и другие. А значит, они так… типа  «дерьмо собачье», «отродье  дьявольское».

Высоцкий был последний поэт, ушедшей эпохи, верящих в бога людей. Но поэт не может не верить, он от Бога, он дан Богом и он писал:

«Свободный ли, тугой ли пояс – мне-то что!
Я пули в лоб не удостоюсь – не за что!
Я весь прозрачный, как раскрытое окно,
И неприметный, как льняное плотно...

Высоцкий… последний поэт завершивший эпоху начатую А.С. Пушкиным и Лермонтовым…., продолженную Есениным, Маяковским, Галичем… и вот Владимир Семёнович Высоцкий! Всё!
Но, перспективы есть. Поэт не может просто сойти со сцены и унести с собой человечество. Человечество обязано развиваться. Господь велел трудиться.  Высоцкий написал для современных поэтов:
Я кричал: «Вы что ж там, оболдели? -
Уронили шахматный престиж?» -
Мне сказали в нашем спортотделе:
«Ага, прекрасно – ты и защитишь!...».

Дело, в общем-то, за малым, пусть черти и проворней…