Коль в доме брата траур, в своем - запрет на пир

Хамзат Фаргиев
Высоте, которой можно
достигнуть, нет границы.
Нет предела пропасти,
В которую можно скатиться.
Кумыкская народная песня

Атмосфера, царившая в г. Грозном в ноябре 1992 г., когда случилась этническая расправа над ингушами в г. Владикавказе и Пригородном р-оне, была полна черствости со стороны заправил и идеологов независимой Чечни (ЧР). Как свидетельствуют ингуши - грозненцы, в их числе и Люба Эсмурзиева - актриса Ингушского драмтеатра и диктор ингушского ТВ, созданного в ноябре 1992 г., пребывая в Грозном, нельзя было предположить, что на ингушей обрушилось шквал бедствия, ибо на его улицах была тишь с благодатью или разудалый гул веселья, по ТВ, радио, на улицах и площадях гремела музыка. По свидетельству Любы, это был, воистину, «большой пир во время чумы». Даже речи не было об объявлении траура хотя бы в Грозном, если не во всей республике. Ведь там, по данным переписи 1989 г. проживало 21 тыс. ингушей, у них в зоне этнической расправы оказались родственники, друзья и просто соплеменники. Их траур сопровождался шабашем равнодушия или разудалого веселья, царившим в г. Грозном.1

Насколько траур сочетаем с разнузданно подлым угаром черствости, если исходить из установок ислама, декларируемого братства и духовной культуры чеченского народа?!.. Разве с учетом сих религиозно-нравственных категорий не обязаны были Д. Дудаев, его властвующий круг и идеологи бить тревогу языком политики и дипломатии во всех СМИ, в особенности по Грозный-ТВ? Разве они не обязаны были денно и нощно говорить своему народу: «Мусульмане, чеченцы, против наших вековых братьев - ингушей, идет подготовка к этнической бойне. Мы совместно с ними с кровавым избытком хлебнули горестей и страданий от имперской политики царизма и сталинизма, которая выразилась в умерщвлении большей части наших народов.

Она сполна проявилась в их депортациях с равнин в горы, выдворении в Османскую империю, в оголтелом оскорблении и паскудном надругательстве над их честью и национальным достоинством, в тотальном ущемлении их прав, которое на порядок превзошло отношение самодержавия и тирании И. Сталина к другим народам Российской и Советской империй. С учетом данных факторов мы - всем народом, обязаны выражать свою обеспокоенность надвигающейся катастрофой расправы над братским народом, оказать ему подмогу и словом, и делом. Мы в силу определенных обстоятельств, всем известных, не можем ныне использовать военную силу, но другие формы оказания помощи ингушам для нас являются государственным и общественным долгом. Да поможет нам в этом благом деле Всевышний Аллах!..»

И разве в соответствии с общечеловеческим кодексом морали Дудаеву и К* не следовало выразить соболезнование ингушам через печатные СМИ, ТВ и радио?! Разве им не стоило пригласить в Грозный старейшин Ингушетии, чтобы через них принести соболезнование ингушскому народу и транслировать встречу с ними по ТВ и радио?!.. Так они смогли бы пролить хотя бы каплю бальзама на истерзанное сердце ингушского народа. Разве согласно адату не обязаны были чеченские заправилы и идеологи показать своему народу пример сострадания и милосердия, чтобы и он шел вслед им стезей сердобольности? Вместо этого они извергали нечестивые речи о своем невмешательстве в расправу над ингушами и носились в Осетию с нечестивыми дарами от Иблиса.

Все вышеперечисленные аргументы и доводы были для чеченских власть имущих и ее идеологов в ту пору откровенно пустым местом и поэтому они продемонстрировали Ингушетии и Чечне недопустимую для мусульманина и чеченца окаменелость, черствость души, о которой писал Пьер Корнель:

Сердца, не знавшие тревоги и боренья,
Бесчувствием своим внушают подозренье.

Дудаевцы и их политические оппоненты, «не знавшие тревоги и боренья» за ингушей - самый близкий чеченцам народ на планете, были откровенными носителями лицемерия, ханжества и черствости. Они, как у них водится, походя предали забвению благословенные имена Господа - Всезнающий, Всеслышащий и Всевидящий. Им было совершенно невдомёк, что Он зрит их деяния и слышит блудливые речения, и поэтому они аморально, безмозгло и черство скатывались со стези добродеяния в бездонно нечестивую клоаку грехопадения и злодеяния, когда дело касалось ингушского народа. Сии лицемеры и ханжи, заслужили от болящего сердца ингушского народа только затрещину, выраженную в хлестком, поэтическом слове Н. Лансере:

Лицемерья страшен путь,
От себя не скрыться.
Бог ведь знает сердца путь,
Что внутри творится.2

Что предписывает ислам при таких горьких обстоятельствах? Имам аш-Шафии писал на сей счет: «Соболезнование - это путь религии». Базовой основой столь настоятельной сунны явились поступки пророка Мухаммада (САС). Так, он, «Когда умер ... ребенок одного из сподвижников, встретив его, выразил ему свое соболезнование» (Ахмад). Также пророк Мухаммад (САС) облагодетельствовал мусульман благой вестью, указав им какое воздаяние будет для них от Господа за поступки, связанные с выражением соболезнования: «Человека, выразившего соболезнование женщине, у которой умер ребенок, Всевышний Аллах оденет в райские одеяния» (ат-Тирмизи).

Соболезнование является сунной также и в отношении тех, кого постигло бедствие и несчастье, потому что пророк Мухаммад (САС) говорил: «Выразившему соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье» (ат-Тирмизи). И еще пророк Мухаммад (САС) принес муслимам благую весть: «Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Господь в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства» (Ибн Маджа, Байхакъи).

С сожалением приходится констатировать, что ни Д. Дудаев, ни прочие заправилы ЧР, ни их политические оппоненты не выступили с соболезнованием ингушам по ТВ, радио и печатных СМИ. Ни официальная, ни одна общественная делегация Чечни не посетила в ту пору Ингушетию с такой целью. Может быть, Д. Дудаев и К* считали, что выражение соболезнования ингушскому народу и оказание ему какой-либо гуманитарной помощи приведет к вторжению армии России в Чечню. Также полностью отстранилась от исполнения исламского долга антидудаевская оппозиция. Она по отношению к ингушскому народу, неустанно и ревностно ублажая Его Нечестивое Величество - Иблиса, была заодно со своей заклятой вражиной - дудаевщиной...

Таким образом, власть имущие ЧР не предприняли ни единого поступка сострадания и милосердия, но зато они кучами шастали через всю Ингушетию в Северную Осетию с дарами от Иблиса и фактически клятвенными заверениями, что они не будут препятствовать расправе над ингушами. Самое поразительное - это отсутствие какой-нибудь общественной делегации с благой миссией доставки гуманитарной помощи ингушам и выражения им соболезнования. Именно так в августе 2018 года поступила ингушская делегация, посетившая траур по Юсупу Тимирханову не по призыву своих властей, а следуя зову сердца.3
 
Так заправилы (!) независимой ЧР воспитывали чеченский народ, вливая в его сознание отборную отраву алчбы, гордыни, черствости и прочих нечестивых качеств. Они - эти качества и сии власть имущие Чечни, в то время были отменно заточены, впрочем, как и ныне, против ингушского народа - наиболее близкого для чеченцев этноса на планете. Оценка их непомерно развитому равнодушию дана в изречении Б. Шоу: «Величайший грех против ближнего - не ненависть, а равнодушие. Это (!) самое нечеловеческое из всех человеческих чувств».

Такое не исламское, не братское, совершенно черствое отношение власть имущих независимой ЧР к ингушскому народу было предопределено всей их предыдущей политикой. Они, еще не придя к власти, с конца 80-х годов XX в. развязали мерзкую ингушефобскую пропаганду, называя ингушей этническим огрызком чеченского этноса, именуя их предателями, которые, прислуживая Его Императорскому Величеству, выступали против чеченского народа и получали за это в награду чеченские земли. Также их пропаганда верещала о том, что ингуши не воевали против империи, а чеченцы боролись с ней 400 лет и несли всякую прочую агит-дребедень. Но самое гнусное деяние заправилы Чечни совершили в предверии и в пору этнической расправы над ингушами в 1992 году, вступив в прямой сговор с ее вершителями.4

Естественно, подобная разнузданная накачка сознания чеченского народа идеологическим дерьмом создала благодатную почву для его равнодушного отношения к трагедии ингушского народа. Вопиющая черствость власть имущих независимой Чечни была предопределена: они никак не могли поступить иначе, ибо взойти могло лишь то, что они посеяли...

Хамзат Фаргиев

7 февраля 2023, в редакции
от 27 апреля 2023

Примечания

1. Статью о Любе Эсмурзиевой «Алмазные жемчужины Ингушетии» см. по сл. ссылке: 2. Наталия Лансере (род. 1975 г.) - композитор и поэт. Отрывок дан из ее стихотворения с говорящим названием «Два лица».
3. Участие ингушей в трауре по Ю. Тимирханову описал в статье «Душа погружается в ближнего душу». - http://proza.ru/2018/08/09/578  В ней - ссылка на траурный визит: https://www.youtube.com/watch?v=MOiklYQyp5Y

4. Представление о политике заправил Чечни по отношению к ингушскому народу можно получить из следующих статей:
а) В пору этнической бойни: «Хлеще ножа изрежет сердце брат-ханжа». - http://proza.ru/2023/02/08/1357
б) О том, что Чечня (!) 400 лет воевала с Россией: «Пропаганда насыщаема эхом, а не ответом». - http://proza.ru/2019/11/04/910
в) «Истины умолчание - Сатаны ублажение». -
 http://proza.ru/2019/07/24/264
г) «Ножи брата - в спину брата, словно в супостата». -
http://proza.ru/2020/08/24/680
д) «Обратясь в Иванушку, не помнящего Батюшку». -
 http://proza.ru/2021/04/27/766

***

На фото - Люба Эсмурзиева.