Героями не рождаются, ими становятся

Николай Птицин
Цикл материалов по истории 62 смешанного авиационного полка
Особого назначения ВВС ВМФ под общим названием
« ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 62 ИАП»
Прежде чем рассказать о судьбе нашего летчика, хочется обратить ваше внимание , что героями не рождаются , ими становятся. В критической ситуации у каждого есть выбор: погибнуть героем или остаться жить трусом.
И только человек, воспитанный патриотом, с любовью к Родине способен жертвовать своей жизнью ради ее защиты. И таких примеров у нас в полку не мало.  Тогда они не знали, что их таран горящим самолетом колонны вражеской техники будут называть «Они повторили подвиг Гастелло». Они просто выполняли свой долг. Тому пример таран наземной цели 29 сентября 1941 года  в районе г. Армянск экипажем Пе-2   третей эскадрильи в составе: пилот майор Пузанов Фёдор Лукич, штурман старший лейтенант Щербаков Иван Лукич,  стрелок-радист сержант Пашков Пётр Симонович. Позже, 10 октября 1941г, такой же таран совершил экипаж Пе-2 в районе п. Чаплынка : пилот  капитан Пучкин Степан Денисович, штурман батальонный комиссар Торбинов Николай Григорьевич и стрелок-радист сержант Котик Мирон Абрамович.
Не мало воздушных таранов совершили и летчики авиаполка
Примечательный случай произошел в воздухе с капитаном Мухиным
Вот как описывает этот эпизод автор Глушанин Евгений Павлович в своем рассказе «Дуэль Семена Мухина»
,,, «Утро 19 сентября выдалось ясным, безоблачным. Солнце находилось еще за горами, когда в воздухе появился вражеский самолет-разведчик ФВ-189, прозванный советскими бойцами «рамой».
С нашего аэродрома была поднята пара истребителей ЛаГГ-3. Их пилотировали летчики С. Мухин и Б. Маслов. Они быстро вышли на цель. «Фокке- Вульф-189» барражировал примерно на высоте 3500 метров и, видимо, собирался корректировать огонь немецкой дальнобойной артиллерии.
Когда наши истребители оказались на одной высоте с противником, солнце поднялось уже высоко. Его-то и использовали летчики для занятия выгодной позиции. С первой же атаки вражеский самолет был подбит, стал со снижением уходить. При выходе из атаки самолет Мухина оказался очень близко к «раме», и тут же враг воспользовался этим — продырявил плоскости его самолета, в лицо полетели осколки от козырька кабины, на левой руке появилась кровь. Мухин не прекратил атаки. Надо было во что бы то ни стало добить фашиста. Тем более что с командного пункта полка поступил приказ: «Любой ценой уничтожить врага!»
Снова атака. Но пулеметы и пушка молчат: кончился боезапас. Тогда-то и пришло решение таранить противника. «Не попасть бы в струю от винта стервятника», — подумал Семен Степанович, сбрасывая сдвижную часть фонаря кабины. Он подвел свой «лагг» снизу почти вплотную к врагу, рассчитывая после тарана спланировать на свой аэродром.
После удара вражеский самолет пошел штопором вниз. Мухин на какое-то мгновение потерял сознание. Придя в себя, понял; рули бездействуют. Оставалось одно — воспользоваться парашютом. Почувствовав свободное падение, потянулся к вытяжному кольцу. Долго искал его. Время неумолимо отсчитывало секунды. Наконец поймал кольцо. Оно болталось перед глазами.
Когда парашют раскрылся, ощутил пьянящую тишину. Невольно запел песню. Красота-то какая! Внизу расстилалась бухта, дальше — Геленджик, аэродром. Рядом послышались какие-то хлопки. Огляделся. Чуть ниже спускались два парашютиста. Они были примерно в пятидесяти метрах от Мухина и, похоже, стреляли. Ветер относил парашютистов в море, в том числе и его…
Мухин попытался подтянуть стропы, чтобы ускорить снижение. Но его манипуляции только сблизили их. Фашисты были совсем рядом и… стреляли. В парашюте Мухина появилось несколько дыр. Что делать? Конечно, отвечать тем же. Дуэль продолжалась до самой воды. В воде купол парашюта накрыл Мухина. Освободился, осмотрелся. Немцев рядом нет. Берег скрывался в дымке. Ориентируясь по солнцу, поплыл. В спасательном жилете забулькала вода, видимо, пробит пулями или осколками. Снял его. Снял и сапоги. Так легче держаться на воде. Сколько прошло времени? Может, час, может, чуть меньше. Над головой пролетел немецкий гидросамолет «Гамбург». Чего доброго, заметит и вздумает «подбирать». Появились и «мессершмитты». Мухину пришлось нырять. Прилетели наши истребители. Над головой разыгрался воздушный бой.»
И таких эпизодов в воздушном бою не мало, только не все были зафиксированы в боевых донесениях. Поэтому о многих мы не знаем . Нужны были доказательства, т.е. свидетели и в воздухе и на земле. А таких зачастую не было . И только спустя много лет, когда начали рассекречивать документы наши и вермахта  можно  установить подлинность того или иного события. Этим и занимаются поисковики .

 Но сегодня мы расскажем об известном подвиге нашего летчика. И опять таки только потому , что были свидетели и в воздухе и на земле.
Михаил Алексеевич Борисов       Родился в 1917 году  в семье крестьянина-бедняка в селе Топтыкове ныне Чаплыгинского района Липецкой области. Русский.Кандидат в члены КПСС.
Герой Советского Союза (6.5.1965).
Награжден орденом Ленина, медалями.
  Четырнадцати лет приехал в Москву, поступил на завод учеником сто¬ляра. Одновременно окончил среднюю школу и аэроклуб, а в 1939 году —2-ю школу военных летчиков имени В. П. Чкалова в городе Борисоглебске.
Первый день войны Михаил Борисов встретил в Моск¬ве, где он работал командиром звена Фрунзенского   аэроклуба. Вскоре его призвали в армию, но направили не на фронт, а в один из запасных полков морской авиации, где ему предстояло овладеть матери¬альной частью нового самолета и учить других, мобили¬зованных из запаса летчиков.
В марте 1942 года вместе с группой летчиков запасного авиаполка Борисов был зачислен командиром звена 62-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота, но лишь в начале июля 1942-го полк  после переформирования и доукомплектования вновь включился в боевые действия. С аэродрома Мысхако близ Новороссийска летчики летали на прикрытие этой базы флота, сопровождали корабли, вели воздушную разведку в тылу противника, сопровождали на задание бомбардировщиков и штурмовиков.
7 июля Михаил Борисов в паре со своим ведомым сержантом Низовским уничтожил бомбардировщик про¬тивника Ю-88, фотографировавший военные объекты Новороссийска. Своей первой победой Михаил открыл бое¬вой счет полка после переформирования на самолете ЛаГГ-3.   
         К началу августа на счету Борисова было уже два сбитых бомбардировщика и один истребитель Me-109. 10 августа 1942 года, возвращаясь на аэродром после выполнения боевого задания, Борисов по радио получил с командного пункта предупреждение о том, что на Новороссийск идут пять вражеских бомбардировщиков. Он решил перехватить врага на подходе и не допустить его к городу. Вдвоем с ведомым — сержантом Холявко ринулись они в атаку. Борисов первым обстрелял ведущего и подбил ему один из моторов. Одновременно его ведомый полоснул по бензобакам замыкающего «хейнкеля», который, вспыхнув, взорвался.
В это же время загорелся и самолет Борисова, подожженный стрелком бомбардировщика. Тогда, набрав высоту, летчик врезался своим горящим самолетом в ближайший «хейнкель». Вражеский бомбардировщик развалился на части и стал падать. Но рядом с ним полетел к земле и таранивший его истребитель.
Однако Борисов был еще жив. Он увидел внизу, почти под собой, еще один «хейнкель». И покалеченный, горящий «ястребок» бросается на вражеский самолет... Произошел редкий в боевой практике случай — двойной таран.
Гибель Михаила Борисова потрясла личный состав полка. Однако она не вызвала ни страха, ни уныния. В тот день воздушные бои на подступах к Новороссийску разгорелись с невиданной силой. Летный состав полка за день сделал по три-четыре боевых вылета. В воз¬душных боях в этот день было сбито 16 самолетов врага.
Яркая, самоотверженная боевая жизнь Михаила Борисова и сегодня остается примером мужества и бесстрашия. Он навечно зачислен в списки 62 истребительного авиаполка ВВС ЧФ. Его именем названо село Борисовка (бывшее Супнели) Раздольненского района Крымской области.
     Картина была бы не полной,  если не рассказать всю биографию Борисова. Сейчас из рассекреченных архивов стали известны факты его биографии, о которых раньше умалчивали. Но они нисколько не умоляют значение его подвига. В начале статьи я обратил ваше внимание, что героями не рождаются, ими становятся.
Изучая архивы летчиков не только нашего полка , но и других, у меня невольно возникает ощущение , что все знаменитые пилоты были небесными хулиганами. А такие почти всегда были неугодны руководителям.  Петля Нестерова ,полеты Валерия Чкалова , да кого ни возьми из знаменитостей, у каждого были проблемы с руководством. Даже на аэродроме Бельбек еще в 1916 году  только отчаянный летчик мог  принудительно ввести самолет в штопор и трижды выполнить выход из него. Тем самым разработал методику выхода из штопора , чем спас не мало жизней пилотов. И этим летчиком был Константин Константинович Арцеулов, внук Айвазовского.

П.С.
В рассекреченных документах содержится следующая информация :
УЧЕТНАЯ КАРТА ВМФ
Родился 17 ноября 1917г.Русский. член ВЛКСМ с 1934г, социальное положение- рабочий из крестьян, профессия – столяр, окончил 6 классов и ФЗУ на на базе 7-ми классов при заводе им. Вайтовича г. Москва.Окончил Борисоглебскую военную школу им. В.П.Чкалова , 1940г присвоено воинское звание младший лейтенант.
Вступил на  службу в РККА 1 февраля 1939 года.
Присягу принял 23 февраля 1939г.
9 февраля 1940 года приказом НКО № 0603  убыл в распоряжение к-ра 162 ап
на должность младшего летчика.
3 октября 1940 года назначен приказом № 0671 младшим летчиком в 126 истребительном авиаполку.
У аже 2 ноября 1940 года приказом НКО № 04914 уволен в запас по статье 
43-А
В 1941 году снова призван в 62 авиаполк ВВС ЧФ летчиком. 10.08.42г погиб.

Более подробно расписана причина увольнения в другом рассекреченном документе. Это  «СПРАВКАРТА ЗАПАСА ВВС Красной Армии»

Здесь дополнительно указано , что он в запасе на 19 января 1941 года  летал во Фрунзенском аэроклубе и освоил типы самолетов ; И-15, И-16, И-153 с общим налетом 71 час.

А вот в карте при мобилизации много ошибок, даже год рождения 1918 указан, но здесь главное расшифровали причину увольнения из РККА в 1940г
Вот что написано в ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ : Уволен из КА по статье 43-А за недисциплинированность и летную неуспеваемость.
Судя по дате на карте, он мобилизован 22 мая 1941 года.  То есть  еще до начала войны.Возможно и позже, так как запись сделана другими чернилами .
В СОКРАЩЕННОЙ ПОСЛУЖНОЙ КАРТЕ
Вписана дата присвоения звания Героя Советского Союза 6 мая 1965 года Указом ВС СССР. Это понадобилось 20 лет чтобы  документально подтвердить совершенный подвиг нашего летчика в воздушном бою.
Командир звена ВВС Черноморского  флота.
10 августа 1942 года на подступах к Новороссийску  горящим истребителем таранил два бомбардировщика противника. Сам погиб.
 «Летчики-Черноморцы в боях за Родину» Политотдел ВВС Черноморского флота 1959г  Л. 163

 А сколько еще  имен героев, совершивших свои подвиги не ради славы ,з а Родину, нам предстоит еще открыть ?!