Репутация университетской науки

Эрик Аберн
Введение

«Доходили разные слухи. Факты были вообще известны более или менее, но очевидно было, что кроме фактов явились и какие-то сопровождавшие их идеи, и, главное, в чрезмерном количестве. А это-то и смущало: никак невозможно было примениться и в точности узнать, что именно означали эти идеи?»
Ф.М. Достоевский «Бесы»

Ну а как она делается, эта университетская наука. А вы не знали? Расскажу.

Призывы ректора
«– … Отвечайте, отвечайте немедленно: верите вы или не верите?
Но я смолчал нарочно. Я даже сделал вид, что не решаюсь обидеть его ответом отрицательным, но не могу отвечать утвердительно. Во всем этом раздражении было нечто такое, что решительно обижало меня, и не лично, о нет! Но... я потом объяснюсь».
Ф.М. Достоевский «Бесы»

«Вот вы, Пётр Петрович, у вас же есть малое предприятие, собственный бизнес! Вы же какую-то работу там делаете, деньги зарабатываете! Или вот вы, Иван Иванович, вы же работаете в Академическом институте, через ваше предприятие такие деньги проходят. Или вы, Степан Степанович, работаете в отраслевом НИИ, тоже выполняете какие-то работы, имеете финансирование! Почему бы вам не провести вашу работу через наш университет? Вы же можете помочь родному университету! Мы вам такие благоприятные условия предлагаем – только накладные расходы возьмем, причем этот процент мы готовы снижать, всё решаемо, если сумма договора будет большая, мы накладные расходы можем снизить до единиц процентов, и даже в отдельных случаях вообще можем договориться, что это будет чисто символическая сумма. Нам сейчас важно показать, что университет выполняет большой объем хоздоговорных работ».
Такие призывы исходят регулярно от ректора – на ученом совете всем руководителям подразделений, от руководителей подразделений – деканов, заведующих кафедрами – простым сотрудникам университетов. Выработали даже нормативы, сколько один сотрудник должен привнести в университет хоздоговорных денег в год. Эта сумма ежегодно растет, в настоящее время в разных университетах она варьируется от 650 тыс. руб. до 1,5 млн. руб. Вот такая повинность. Конечно, не каждый её выполняет, но планка поставлена, дан приказ всем преодолевать этот порог.


Теоретически чего хотят

«А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке... ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. Но ведь с людьми науки у нас на Руси это сплошь да рядом случается».
Ф.М. Достоевский «Бесы»

Теоретически призывы ректора, декана, заведующего кафедрой означают следующее. Пишите заявки на гранты, выиграйте грант от имени нашего университета на выполнение работ, которые наш университет вообще не может выполнять, но ведь вы же там, в другом месте, на другой своей работе, можете такие работы выполнять? Можете! А ведь гранты даются университетам с большей охотой, чем всяким там малым предприятиям. Да что говорить – малым предприятиям, а тем более промышленным организациям никаких грантов не видать ни при каких обстоятельствах. Во-первых, большинство грантов непосредственно под университеты заточены. Во-вторых, в университетах очень много людей с научными степенями – разнообразные кандидаты наук, доктора наук, они же доценты и профессора. В-третьих, у этого остепенённого люда имеются с божьей милостью или за государственные деньги высокорейтинговые публикации в трудах конференций и, что важнее, в научных журналах, и что особенно важно, что журналы эти хорошо цитируются в обожаемых Министерством науки и высшего образования зарубежных базах данных. В-четвертых, в университетах пруд пруди студентами и аспирантами. Поэтому вписать молодёжь в перечень исполнителей проекта легче лёгкого. По этим самым причинам проекты, поданные от университетов, имеют шанс получить поддержку в 50-200 раз выше, а то и вовсе в несоизмеримое количество раз, поскольку у этих организаций шансы нулевые, в сравнении с чем любой ненулевой шанс больше в бесконечное количество раз.
Итак, выиграйте грант на выполнение работ от имени университета, в котором нет, не было, и никогда не будет собственных работников, которые могли бы выполнить эти работы. Далее принимайте в этот университет по срочному трудовому контракту всех тех, кто есть в вашей организации, и кто нужен для выполнения этих работ. Они эти работы выполнят, проект закончится, они будут уволены, и всем будет хорошо. Им – потому что они получат деньги, университету – потому, что он отчитается выполнением работ на эту сумму, покажет, какой он молодец, как он может прекрасно выполнять очень сложные, ответственные и дорогостоящие работы. Это называется «РЕПУТАЦИЯ» организации. Чем она выше, тем больше шансов на получение новых проектов. Но этого мало – есть определенная граница, достижение которой даёт право университету претендовать на прямое финансирование из государственного бюджета на его развитие, то есть не только получать деньги на организацию образовательного процесса, но и просто получать большие, очень большие и очень-очень большие деньги на почти любые желания. Это называется разными умными словами, типа «Топ-Пять-Сто», или «Программа-Двадцать-Тридцать», или «Остров», или «Опорный региональный университет», или «Национально-исследовательский университет». Названия меняются, каждый раз, суммы тоже варьируют, но речь идёт о суммах от 100 млн. руб. в год до 1 млрд. руб. в год и даже выше. Это – за РЕПУТАЦИЮ. А репутацию по крупинкам складывают из такой деятельности.

Публикационная активность ради репутации

«Он … блеснул в виде лектора на кафедре университета ... Успел же прочесть всего только несколько лекций … успел тоже защитить блестящую диссертацию о возникавшем было гражданском … значении … а вместе с тем и о тех особенных и неясных причинах, почему значение это вовсе не состоялось. Диссертация эта ловко и больно уколола тогдашних … и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. Потом — впрочем, уже после потери кафедры — он успел напечатать (так сказать, в виде отместки и чтоб указать, кого они потеряли) в ежемесячном и прогрессивном журнале … начало одного глубочайшего исследования ... По крайней мере проводилась какая-то высшая и необыкновенно благородная мысль … Но в данном случае вероятнее, что ничего не было и что автор сам поленился докончить исследование».
Ф.М. Достоевский «Бесы»

Ну и публикационная активность, конечно. Без неё РЕПУТАЦИЮ не создашь.
Но это понятно – примем на одну ставку двадцать профессоров, пусть каждый напишет по одной статье в год, это будет двадцать статей в год с одной ставки профессора. Кто поскромнее, тот дробит ставку на 8 частей, кто ещё скромнее, только на четыре. Конечно, и показатели тогда меньше. Вы спросите, почему соглашаются люди поступать на такие маленькие доли? А кто бы их знал! Ну, например, просто чтобы числиться профессором, чтобы иметь право писать на визитной карточке, что ты профессор, чтобы иметь право получать неплохую премию за публикацию, какую академические НИИ не всегда могут себе позволить, а интеграционный университет в самом сердце сибирского наукограда – легко. Он же национально-исследовательский! Миллиард рублей в год никто не отменял. Вот они и придумали одну тридцатую ставки с оплатой тысяча рублей в месяц за чтение лекции контингенту студентов в количестве один человек. Зато все возможности для опубликования учебного пособия от лица этого университета с солидной премией за это пособие, в 50-100 раз больше этой месячной суммы, это уже большое подспорье для материально бедствующего представителя академической науки. Опять же если на конференцию поехать – кто ему оплатит организационный взнос кроме университета? Уж точно не академический НИИ.

Практика сотрудничества университетов с академией наук

Есть дружбы странные: оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут.
Ф.М. Достоевский «Бесы»

Ну не получаются те пути, о которых сказано выше, а РЕПУТАЦИЮ создавать надо.
Университеты паразитируют на академии наук, академия наук тщетно пытается паразитировать на университетах, ни у одной из сторон это не получается так успешно, как им хотелось бы. Но всё-таки…
Всё очень просто. Университеты хотят, чтобы работы, которые не имеют никакого отношения к университету, формально проводились через университет. Есть у вас договор с заказчиком, не важно на какую сумму. Проведите часть средств через наш университет, и вы можете всю зарплату выплачивать своим сотрудникам, тем, кого вы назовёте. Ну хотите вы платить своим десятерым сотрудникам, мы их примем на должности научных сотрудников по срочному контракту, то есть на срок выполнения этого договора, и будем им выплачивать зарплату через наш университет. Будет считаться, что мы, то есть наш университет, выполнили эти самые работы. Мы их в актив себе запишем, отчитаемся этой суммой.
 А дальше – прямо словами Ипполита из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром»: «Ну пожалуйста! Ну что вам стоит, а? Не хотите? Ну, не хотите – как хотите!»
Некоторые академические организации и отдельные специалисты из их структуры пытаются это делать.
Но очень настойчиво призывают. Некоторых удаётся убедить. Они правда, после говорят: «Ах ты же боже мой! Я ведь думал, что потеряю только три процента денег на этой операции, а на деле потерял все сорок пять процентов! Накладные расходы учёл, а начисления на заработную плату не учёл!» Но это уже потом. А сначала ведь всё гладко и красиво звучало.
Кроме того, бывают и меценаты. Потерял немного денег, ну и что? Зато я остаюсь заведующим кафедрой, за год набегает больше миллиона рублей, одно другое компенсирует. Что ж, можно и так.
Или, например, университет говорит, что создаёт новые рабочие места для научных сотрудников из числа молодых специалистов, и готов платить каждому заработную плату порядка 70 тысяч рублей в год. За год набегает худо-бедно 840 тысяч рублей. Давайте мы устроим к вам пять наших молодых сотрудников, получим, таким образом, от вас 4,2 млн. руб. в зарплату этим молодым исследователям. Мы будем ими руководить, мы будем с ними решать наши задачи, а по документам получится, что вы выполнили эту работу. Если при заключении договора мы потеряем на накладных расходах и на прочих начислениях пару миллионов рублей, то ведь мы получим через вас четыре миллиона. Дело того стоит. Вот и получается, что выполнять работу будем мы, а отчитаетесь за неё вы тоже (хотя, и мы также у себя отчитаемся за неё, не сомневайтесь).
Двойная отчетность, государство полагает, что две разные команды выполнили две разные работы. А была сделана одна работа. Удвоили отчетность, удвоили и РЕПУТАЦИЮ. А РЕПУТАЦИЮ допускает коммерциализацию.

С университетом держите ухо востро

«– Готова записка, – сказал Собакевич, оборотившись.
– Готова? Пожалуйте ее сюда! – Он пробежал ее глазами и подивился аккуратности и точности: не только было обстоятельно прописано ремесло, звание, лета и семейное состояние, но даже на полях находились особенные отметки насчет поведения, трезвости, – словом, любо было глядеть.
– Теперь пожалуйте же задаточек! – сказал Собакевич.
– К чему же вам задаточек? Вы получите в городе за одним разом все деньги.
– Все, знаете, так уж водится, – возразил Собакевич.
– Не знаю, как вам дать, я не взял с собою денег. Да, вот десять рублей есть.
– Что ж десять! Дайте, по крайней мере, хоть пятьдесят!
Чичиков стал было отговариваться, что нет; но Собакевич так сказал утвердительно, что у него есть деньги, что он вынул еще бумажку, сказавши:
– Пожалуй, вот вам еще пятнадцать, итого двадцать пять. Пожалуйте только расписку.
– Да на что ж вам расписка?
– Все, знаете, лучше расписку. Не ровен час, все может случиться.
– Хорошо, дайте же сюда деньги!
– На что ж деньги? У меня вот они в руке! как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.
– Да позвольте, как же мне писать расписку? прежде нужно видеть деньги.
Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, другою написал на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные души получил сполна. Написавши записку, он пересмотрел еще раз ассигнации».
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

Академикам чтобы не быть ограбленными университетами, следует вести себя с ними так же, как вёл себя Чичиков при заключении сделки с Собакевичем.
По той простой причине, что некоторые университеты (в лице их руководителей) декларируют, что они готовы тратить деньги на интеграцию с академической наукой. Декларируют они это в тот момент, когда деньги у них на эти расходы имеются. Но пока эта интеграция начнется, останутся только рамочные договорённости на бумаге.
Даются обещания платить деньги за публикации, например. Оплатите вы организационный взнос, опубликуете статью, попросите компенсировать это организационный взнос, но получите ответ: «Мы не можем оплатить вам то, что вы уже оплатили. Если бы вы принесли нам счет, мы бы оплатили это оргвзнос, а поскольку оргвзнос уже оплачен, мы тут ничего не можем поделать».
Но если вы просите заранее оплатить это самый организационный взнос, вопрос будет рассматриваться так долго, что сроки оплаты его уже пройдут.
Или, например, если вы попросите оплатить сборы за публикацию, вам ответят, что ведь пока ещё не ясно, в какой квартиль этот журнал войдет, поэтому дождитесь, когда статья выйдет, и тогда мы вам заплатим премию. Ну дождётесь вы выхода этого журнала. Может пройти полгода, год, полтора года с момента вашей оплаты. Потом вам действительно могут заплатить. Четверть ваших расходов или половина, возможно, окупится. Может быть, и не заплатят вовсе. Мало ли причин. То есть вы должны финансировать своё собственное исследование из своих собственных средств, а руководство университетом тем временем отчитывается о своих творческих победах, в том числе и вашими публикациями.

Коммерция на публикациях

«Успехами русской литературы тоже постоянно интересовался, хотя и нисколько не теряя своего достоинства. Увлекся было когда-то изучением высшей современной политики наших внутренних и внешних дел, но вскоре, махнув рукой, оставил предприятие… Но, впрочем, это пустяки».
Ф.М. Достоевский «Бесы»

Ну не всегда бывает так, не со всеми. В некоторых университетах счет получается в пользу авторов: за публикацию заплатят 500 евро, а премию получат 1000 евро, или за публикацию 1000 евро, а в премию – 2000 евро. Тут уже начинается другая коммерция, на которой могут поживиться и журналы, и авторы, и различного рода посредники. Все видят эту разницу, все начинают соображать, что к чему. Возникает огромное количество платных журналов, которые публикуют статью без особого рецензирования, лишь бы заплатили за неё полновесной монетой. Также и конференции, если их труды входят в горячо любимые базы данных, тоже могут позволить себе не слишком пристальное рецензирование постигаемого «материала», лишь бы организационный взнос был оплачен. Многие конференции заключают соглашения с так называемыми конференционными журналами. Эти журналы публикуют полученные оптом статьи, сами рецензированием не занимаются, просто подписывают соответствующие финансовые соглашения – организационный комитет платит деньги и присылает пакеты статей, подготовленных авторами по требованиям к форматированию, сформулированным этим журналом. Журнал публикует эти статьи всей пачкой, они же всей пачкой входят в обожаемые базы данных. Все довольны – и авторы, и устроители конференций, и руководство журналов. Авторы получают рейтинговые публикации, устроители конференции – часть денег из организационных взносов и РЕПУТАЦИЮ своих конференций, а журналы – основную часть денег и основную часть РЕПУТАЦИИ.
РЕПУТАЦИЯ дорого стоит, однако! Есть журналы с нулевой репутацией (их большинство). Они публикуют бесплатно, но в них никто ничего не пишет.
Есть журналы со средненькой репутацией. Худо-бедно прозябают. РИНЦ. Небольшие деньги берут, например, по 80 рублей за страницу.
Есть журналы, считающие себя солидными. Никто кроме них самих их солидными не считает. Это так называемые журналы из перечня ВАК. Ну там рецензируют. Прожаривают авторов по полной. Но иногда публикуют бесплатно. Хотя не все. И не всегда. Или навязывают подписку на год. Или берут деньги за «открытый доступ». Находят пути.
Есть журналы, вошедшие в заветные базы, и ловко пользующиеся этим. Очень много индийских журналов таких. Есть ещё украинские журналы, называющие себя американскими. Какой-то украинец перебирается в США, регистрирует там частное издательство и пошло дело. Публикация в американском журнале – оплата в гривнах! Вперёд с песней! Ну индийские журналы, конечно, впереди планеты всей. Рейтинг высокий, оплата средняя, публикационная активность зашкаливает, ученые их России туда вливаются просто каким-то дичайшим водопадом, в сравнении с которым Ниагарский водопад и водопад Виктория оба нервно курят в стороне и завидуют черной, белой и синей завистью.

Почему так происходит

«Он тоже меня насквозь понимал, то есть ясно видел, что я понимаю его насквозь и даже злюсь на него, и сам злился на меня за то, что я злюсь на него и понимаю его насквозь».
Ф.М. Достоевский «Бесы»

Надо, очень надо, чтобы наши университеты не только преподавали, но ещё и занимались наукой! Ведь могут же зарубежные университеты это делать? Могут! Значит, и наши университеты тоже могут это делать! Ведь могут же, могут? Ну, скажите, что могут?!
Мочь-то они могут. А кто им позволяет это делать? Я не говорю, чтобы «способствовали», я просто хочу, чтобы позволяли.
Что такое позволять? Это – создавать благоприятные условия.
Как может профессор, доктор наук с научной степенью заниматься наукой в университете? Во-первых, всё-таки, надо понимать, что педагогическая работа, то есть преподавание – есть важнейшая часть работы преподавателя в университете. Если вы этого не понимаете, вам нельзя руководить высшим образованием. Вы не годитесь не только в министры, но даже в заведующие кафедрой самого заштатного университета. Есть у нас в структуре руководства университетами люди, которые это понимают? Я таких не знаю. Все от самого верха до самого низа, до самого что ни на есть «нашенского» и «простецкого» заведующего кафедрой свято верят, что самая главная работа сотрудников университетов – это писать статьи и зарабатывать деньги не преподаванием, а чем-то иным.
Какие варианты? Вот они:
- Платные образовательные услуги.
- Хозяйственные договора на выполнение НИР.
- Гранты.
Платные образовательные услуги дают ограниченные по объему средства. С тех, у кого не хватило знаний, таланта, изворотливости или усидчивости сдать ЕГЭ на высокие балы, можно брать деньги за образование.
Хозяйственные договора – дело хлопотное, и сложное в организации. Более чем тридцатилетнее планомерное разрушение отечественной отраслевой науки привело к тому, что в промышленности, т.е. там, где должны быть самые большие деньги, заказчиков на научные исследования почти не осталось. Академия наук превращала идеи в опытные образцы, демонстрирующие работоспособность этих идей, а отраслевая наука со своими конструкторскими бюро выполняла ОКР, чтобы на основе этих опытных образцов создать полезные устройства, которые уже можно было применять для автоматизации производства, или даже выпускать как новый вид продукции. Эта цепочка уничтожена почти везде, тогда как раньше она как раз почти везде существовала. Энергетики не связываются ни с какими НИР, они просто покупают готовые решения за рубежом. Электронная промышленность дышит на ладан. Машиностроение почти всё находится именно в той стадии, которую так образно изображают современные молодые комики в сценках и шутках КВН, где количество шуток про АвтоВАЗ может сравниться лишь с количеством шуток про российский футбол и про членов жюри этого задорного самодостаточного шоу.
Насчет грантов – есть знаменитое постановление 220 о Мегагрантах . Суть проста: если промышленная организация вкладывает в университет большую сумму денег, то университет такую же сумму получает ещё и из государственного бюджета.
Например, требуется промышленному предприятию выполнить какую-то работу, которую оно может выполнить само без каких-либо помощников из каких-либо университетов. Но ему сообщается, что если он эту работу будет выполнять через университет, то денег будет вдвое больше. Вложите 200 млн. руб., а потратить сможете 400 млн. руб. Это же очень привлекательно! Выгодно ли? Правильно ли? Давайте разбираться.
В принципе почему бы и не быть выгодной такому виду работ. Однако вот в чем проблема. Во-первых, в университете по большому счету выполнять ответственно, качественно и быстро сложные научные исследования некому и не на чем: преподаватели преподают, времени свободного у них остаётся мало, деньги они зарабатывают и без этого достаточно легко, поэтому вкалывать на научные исследования согласятся только за очень отдельные и очень большие деньги, а времени выделить на них все равно смогут немного. Привлекать студентов – это означает вносить хаос, непредсказуемость и некомпетентность в оптовых масштабах. Во-вторых, основная масса преподавателей только и умеет, что писать статьи на всё те же самые темы, на которые они пишут их всю свою жизнь, или писать научные отчеты на основе этих статей, либо писать диссертации на основе этих же статей, либо обсуждать чужие исследования и задавать в меру неудобные вопросы, или же как раз удобные вопросы, которые никого не задевают, и, следовательно, не разрушают общей атмосферы приглушенной взаимной недоброжелательности на почве зависти. Степени научные у них, конечно, есть, а вот знаний и умений для реальной научной работы на злобу дня, ответственной, регулярной, эффективной – это у большинства и не было никогда. Поэтому единственным результатом научных исследований от университетов будут объемные научные отчеты, статьи, презентации, диссертации, доклады, банкеты, купленная новенькая вычислительная техника и оргтехника для демонстрации презентаций и для печатания отчетов. Если дать денег очень много, так много, что верхушка университета уже не сможет основную их массу выписать себе в зарплату, тогда, глядишь, турникеты поставят на входе, отремонтируют крышу в общежитии, и даже, может быть, туалеты приведут в кое-какой порядок на какое-то время.
Казалось бы, даже если промышленное предприятие потратит свои 200 млн. руб., ему не будет хуже от того, что университет также получит такую же сумму и поможет, чем сможет. Ну даже ничем не сможет помочь, может быть хотя бы кадрами поможет, студентами, или аспирантами. Ну, во-первых, студенты и аспиранты – это не кадры, с ними хлопот больше, чем эффекта от их работы. Во-вторых, деньги все должны быть потрачены через университеты. В-третьих, самое главное – промышленная организация должна взять на себя обязательство использовать эти результаты исследований так, чтобы показать эффект от них на уровне, большем, чем затраты на эти исследования. То есть мало показать, что на собственном предприятии потрачено денег в это исследование, иногда даже и не тратятся деньги, а расходы только показываются – есть такая техника, называется «показать софинансирование». Укажите в качестве расходов амортизацию оборудования, оплату коммунальных платежей, которые всё равно надо было платить, заработную плату сотрудникам, которую тоже всё равно надо было платить. Можете еще внести другие нематериальные активы и расходы, что-то там с коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности можно сделать. Это ладно, это научились. Но вот показать, что вы взяли этот отчет от университета (а ничего кроме отчета вы у университета не возьмёте), и что вы его использовали так, что создали новые рабочие места, стали выпускать новую продукцию, получили явную прибыль – это уже намного сложнее. А показать прибыль – это вообще ножом по сердцу любого бухгалтера. Организация, получившая прибыль, всеми силами старается показать небольшой убыток, чтобы не платить налоги с прибыли. В расходы надо вписать всё, что только можно, а доходы по возможности показать такими низкими, как только можно. На этом держится существенная часть нашей экономики.
Так что пировать от проекта будет университет, а расплачиваться за все неудачи придётся инвестору, т.е. промышленному предприятию, согласившемуся участвовать в этой кооперации. Ну что ж, кто-то соглашается.
Переведём на русский язык эту ситуацию. Государство говорит: «Сумейте взять у меня как можно больше денег, тогда я признаю, что вы очень эффективно работаете, и тогда я вам и дальше буду давать очень много денег!»
Ну вот такие правила установлены во взаимоотношениях между государством и университетами.
Поэтому все ректора всех университетов считают, что образовательный процесс – это не самое главное, это не важно, об этом вообще лучше не вспоминать, назначить проректора по учебной работе, и пусть он занимается этой глупостью. Самое главное – это выигрывать большие мегагранты от государства, а для этого надо выигрывать хотя бы гранты поменьше, и показывать глубочайшее слияние с промышленностью, большой объем выполняемых НИР, т.е. показать, что университет умеет получать и тратить внутри себя большие деньги. Кто умеет тратить большие деньги, тому и дальше дадутся большие деньги.
Термин «освоить» означает именно то, что он означает. Сделать своими. Эти самые деньги.

А как надо?

«О друзья мои! — иногда восклицал он нам во вдохновении, — вы представить не можете, какая грусть и злость охватывает всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете ее уже на толкучем, неузнаваемую, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят!»
Ф.М. Достоевский «Бесы»

Похоже, что надо, чтобы все-таки университеты считали своей основной задачей – обучение студентов и аспирантов, причем, как можно более качественное обучение. Нет, конечно, можно и так, чтобы каждая кухарка управляла государством, чтобы университеты делали вид, что делают науку, академические институты делали вид, что делают опытно-конструкторские разработки и попутно делали вид, что занимаются обучением аспирантов. Почему нет? Ведь делают же вид дорожные службы, что они ремонтируют дороги, и ничего, всё сходит с рук. И асфальт тоже сходит по весне, как только снег растает. И образование, полученное в таких университетах, сходит с их выпускников без остатка, поскольку в нем ничего уже почти не содержится. Чему студенты, действительно, обучаются – это наглости, чванству, готовности утверждать, что они знают то, чего действительно они не знают, готовности отвечать на любой вопрос теми же самыми словами, которыми этот вопрос был задан, в надежде нащупать правильный ответ, обучают их также списывать, скрытно подсказывать друг другу, заниматься плагиатом, выдавать чужое мнение за свое, чужие результаты за свои, обучают говорить о себе как о великих деятелях и эффективных разработчиках. Иными словами, многие университеты выпускают в основном блоггеров. Некоторые университеты выпускают неплохих системных администраторов, ну это уровень высшего колледжа информатики. Некоторые университеты выпускают экономистов, философов, литературных критиков, историков и других представителей мифических профессий, которых на самом деле не существует. Теперь ещё появилось и религиоведение, которым называют обучение религии, что на самом деле не одно и то же – ведь наука о зарождении и развитии разных религий – это не то же самое, что усвоение одной религии, одного набора догм. Как-то ещё худо-бедно готовят специалистов по написанию статей на основе прочтения других чужих статей. Эти могут прочитать пять-шесть чужих статей и на этой основе написать свою статью, седьмую. Даже пособия по такой деятельности имеются, найти их не сложно, интернет завален такими руководствами. Сделать что-то своё в области науки – ну, наверное, кто-то из выпускников университетов такое умеет. Может быть, даже процент таких выпускников превышает 0,1%. Хотя вряд ли. Скорее он ниже этой величины.
Так как же надо преобразовывать университеты, если надо, и над ли? Похоже, что надо, причем, срочно. Причем существенно, качественно.
1. Наплевать на публикации. Будут они – хорошо, не будет их – значит, нечего было публиковать. Смотрите на результат, на дело. Чем занимался студент во время своей дипломной практики. Что он сделал? Какого качества? Нужно это кому-нибудь? Использует кто-то? Или это опять только выплеск графомании?
2. Наплевать на заработки преподавателей вне их учебной деятельности. Надо оценивать их учебно-педагогическую деятельность по её результату, а результат – это студенты и аспиранты. Если за выпускниками этого университета гоняются различные организации, стремятся получить их в качестве сотрудников, значит, университет занят делом. Если они не могут трудоустроиться, или трудоустраиваются не по специальности, или получают жалкую зарплату, значит, университет плохой, его надо преобразовывать или вовсе закрывать.
3. Наплевать на цитируемость статей преподавателей так же, как наплевать на их публикации. Гордость настоящего преподавателя должна быть не в его публикациях, а в публикациях его учеников.
4. РЕПУТАЦИЯ должна создаваться делом, а не каким-то там цитированием в каких-то там базах данных.

Заключение

«За державу обидно!»
Фильм «Белое солнце пустыни»

Спасибо, что прочитали, и перестаньте негодовать, пожалуйста. Ведь эта статья написана не от ненависти к университетам или к студентам, а от большой любови к науке, к знаниям. Так хочется видеть развитие истинно народного образования, то есть качественного образования большой части народа. Когда образование катится куда-то не туда, когда любви к знаниям не наблюдается у студентов, когда любви к студентам не наблюдается у преподавателей, когда заботы о преподавателях и уважения к педагогическому процессу не наблюдается у руководства университетами, а уважения к университетам не усматривается в высших сферах, то есть народного образования нет, это очень больно.