Женщина и плеть

Александр Синдаловский
        В философском романе «Так говорил Заратустра», изданном в 1885 г., Ницше предложил:
         «Когда идешь к женщине, не забудь взять плеть!»
        В свое время фраза не произвела особого впечатления, вероятно, полностью отвечая духу времени: женщин следовало пороть. А сами представительницы слабого пола в конце XIX века были равнодушны к философским суждениям, не до конца необоснованно полагая, что философия имела лишь касательное отношение к реальной жизни, а лупцевание плеткой, конечно, болезненно, но гораздо перспективнее битья палкой, от которого можно и помереть.
        В начале XX века, с буйным расцветом Фрейдизма, снова вспомнили емкий и хлесткий афоризм Ницше, который теперь заиграл эротическими обертонами: что именно имел в виду этот странный, невротичный и боявшийся женщин человек? Уж, не было ли здесь пикантного намека на садомазохистские услады (точнее, вытесненной в подсознание отсылки к ним)?
        А потом разразились войны. Реакционные идеологи несколько раз неуместно процитировали Ницше, вырвав его двусмысленные максимы из плодородной почвы контекста, в котором заключены альфа и омега экзистенции. За философом закрепилась одиозная репутация апологета грубой силы, и его решили предать забвению.
        Но в конце шестидесятых годов прошлого века в Копенгагене возникло общество «Друзей Ницше». Так случается нередко: на родине Ницше представлялся досконально проштудированным и исчерпанным, чтобы возвращаться к его учению. Вдалеке от Германии его философия казалась чуждой. А провинциальная, но родственная по духу Германии, Дания стала наиболее подходящим местом для пeреоценки и ревизии.
        На протяжении своего полувекового существования, общество опубликовало ряд статей, посвященных одному только вопросу «женщины и плети». Ниже мы приводим основные тезисы в осмыслении данного феномена, опуская имена авторов, а зачастую и даты публикаций – кроме тех случаев, когда они отражают переломные исторические моменты эпохи.

        Плеть от женщины

        Статья была опубликована в начале семидесятых годов, когда движение ультралевых немного поутихло, и имя Ницше снова всплыло на пенную поверхность дней. Во время бушующих 60-ых воображением интеллектуалов владели экзистенциалисты. Кому Нужна была эта стоеросовая дубина с авторитарными замашками, когда утонченные умы могли наслаждаться тщетным бунтом против камня Камю или дилеммами свободной воли Сартра. Ну, а для особо изощренных имелся плутающий, никуда не ведущий, но значимый в себе самом, путь Хайдегерра.
        Основной тезис статьи был противопоставлен традиционному пониманию афоризма – плеть ДЛЯ женщины. Автор увидел в призыве защитную реакцию: плеть являлась не орудием агрессии, но средством сдерживания и пускалась в ход в исключительных случаях.

        Плеть во имя женщины

        Следующая публикация общества полемизировала с предыдущей. Ее автор напоминал, что высказывание принадлежало не самому философу, но его персонажу: старухе, велевшей Заратустре взять злосчастную плеть для свидания. Согласно автору статьи, плеть вообще не предназначалась для телесных наказаний женщины, но являлась символом власти: чтобы завоевать избранницу, мужчина должен был предстать ей сильным и уверенным в себе. С тем же успехом, он мог захватить дирижерскую палочку...


        Плеть для мужчины

        Хотя название снова наводило на мысли о мазохизме (не сей раз, мужском), ее смысл не имел ничего общего с пресловутым извращением. Эссе было издано в начале XXI века и написано в ироническом и пессимистическом ключе, а его суть заключалась в том, что женщина со своим феминизмом неизбежно доведет мужчину до ручки, так что ему не останется ничего иного, как повеситься на собственной плети – символе его бессилия.


        Плеть для странствий

        Последняя (на момент написания данного обзора) статья увидела свет в 2022 г., в разгар войны на Украине. Работа принадлежала перу Петра Хлестаковского, сбежавшего из Москвы в самом начале спецоперации. Капризная судьба забросила его в Данию, где он не прижился. Датчане не любили русских и равно осуждали лояльных граждан России и несогласных беглецов. Хлестаковский вновь ощутил бесприютность и одиночество индивидуума в сплоченной идеологией толпе. Являясь по призванию профессиональным парадоксалистом, Хлестаковский прибился к обществу «Друзей Ницше», хотя не имел философского образования, а из работ Ницше лишь вскользь просмотрел «Веселую науку» и ничего не понял в этом трактате, показавшемся ему антинаучным и совершенно не веселым. Это не помешало Хлестаковскому опубликовать статью, в которой он утверждал, что плеть являлась в реальности кнутом и предназначалась для коня: все в этом мире было ненадежно и нестабильно, и отношения с женщиной не являлись исключением. Неминуемо наставал момент, когда приходилось снова седлать коня и отправляться галопом в неизвестность.
        Очевидно, Ницшеанская женщина статьи ассоциировалась Хлестаковским то ли с Родиной, которая отторгла свое чадо, то ли с чужбиной, которая отказалась усыновить его. К слову, вскоре после публикации, он покинул Данию и направился в Америку – по совету знакомых, заверивших его, что хотя в Америке Россию не любили и боялись, к сбежавшим русским относились терпимо. Хлестаковский очень сомневался в начертанной ему радужной перспективе, но после того как был изгнан из общества «Друзей Ницше» по надуманной и туманной причине несовместимости, в Дании его больше не удерживало ничего.


        6 февраля, 2023 г.