Священный город

Виктория 10
И Тверия*, и Цфат с Иерусалимом
священны для евреев. Здесь земля
хранит останки важных и любимых
героев. Лишь забрезжила заря

Танаха и Талмуда устной Торы,
их спас мудрец великий – бен Закай.
Тогда не разводили долгих споров –
снимали кожу заживо... В свой край

нёс свет ученья храбрый рав Акива,
за что и поплатился. В Йом Кипур
о нём народ поплачет сиротливо,
над головой покрутит белых кур...

А Рабби Мэир Баал а-Нес – хранитель
и составитель Устной Торы. Он
чудес необъяснимых сотворитель.
В тиберианский холм захоронён.

Ещё – Рамбам, всемирной славы гений,
философ и целитель всех времён.
 Он тоже среди тех захоронений,
что Тверия богата. Окружён

любовью, почитанием, и виден
со всех сторон. Ещё к тебе вернусь,
испанец, иудей, герой, провидец,
твоим деяньям низко поклонюсь.

Ты видишь, Тверия – влюблённая в Кинерет,
в твои музеи, всех твоих святых,
я уезжаю. Будем вместе верить,
что выпадет ещё мне дней таких.

*Тверия входит в четверку священных для евреев городов, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом. Там находятся величайшие национальные святыни иудаизма – места захоронения великих еврейских мудрецов. Среди которых гробницы: рабби Иоханана Бен-Закая, рабби Акивы, рабби Меира Баал-а Неса, рабби Моше бен-Маймона (Рамбама – Маймонида). Религиозные евреи, посещая их могилы, обращаются к Творцу с просьбами и молитвами. Ибо верят, что молитвы, произнесенные на могилах великих праведников, обладают чудодейственной силой и способствуют обретению мира в семье, излечению от тяжелых недугов, зачатию детей, решению финансовых и прочих проблем.
Йоханан бен Закай (ок. 30 г. до н. э.-73 г. н. э.) – глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма.  Известно, что кроме скрижалей завета с десятью заповедями, Моисей на горе Синай получил от Всевышнего еще и устные заповеди, часть которых записал – Письменная Тора (Пятикнижие Моисеево). Другая часть устных заповедей – Устная Тора, ее содержание передавалось из поколения в поколение в устном виде в течение 15 веков, и было записано уже после разрушения Второго Иерусалимского Храма, образовав многотомное произведение Талмуд. Согласно древнему повествованию Йоханан бен Закай, предвидя взятие в 70 году н. э. Иерусалима римлянами и опасаясь, что это событие может прервать цепочку передачи устной Торы, решил самостоятельно провести переговоры с римским военачальником Титом Веспасианом. Он полагал, что сохранить центры изучения Торы, гораздо важнее, чем отстоять политическую независимость. Для этого ему необходимо было покинуть осажденный Иерусалим, но обороняющиеся запрещали жителям покидать город.  Тогда Йоханан бен Закай распустил слух о своей кончине, на тот момент было уже порядка ста лет. А двое его учеников, завернули его в саван и вынесли за ворота города для погребения. Оказавшись за пределами Иерусалима, Йоханан бен Закай направился в лагерь римлян, где приветствовал Тита Веспасиана, как будущего императора. На что Тит возразил, что он всего лишь полководец, а не император. Но в этот момент к нему прискакал гонец из Рима с известием, что армия провозгласила его императором. Пораженный Тит Веспасиан пообещал наградить еврейского мудреца, благодаря чему у евреев появилась возможность изучать Тору. Впоследствии Йоханан бен Закай основал центр изучения Торы в городе Явне, куда после взятия Иерусалима перебралось большинство деятелей в области изучения Торы того времени.  Гробницы рабби Иоханана Бен-Закая и его отца находится в самом центре современной Тверии рядом с гробницей рабби Моше бен-Маймона (Рамбама – Маймонида). 
Рабби Акива (17 г. – 137 г. н. э.) – один из величайших мудрецов Израиля, законоучитель, основоположник систематизации Устной Торы.  Рабби Акива был беден и не знатен по происхождению. До 40 лет он не только не изучал Тору, но и читать не умел. Зарабатывал на жизнь тем, что пас стада своего будущего богатого тестя. Дочь хозяина Рахель, заметив в нем хорошие душевные качества, изъявила желание выйти за него замуж, при условии, что он начнет изучить Тору. Поженились они вопреки тому, что отец Рахель и слышать не хотел о выборе дочери. В результате он выгнал дочь и зятя из дома, лишив их наследства. Жили они в совершенной бедности, чтобы прокормить семью, Рабби Акива вынужден был собирать хворост, часть из которого удавалось продать. Но слово свое, данное Рахель перед свадьбой, он сдержал. Для начала он вместе с сыном пошел в школу и начал учиться читать. Через некоторое время он уже превзошел своих учителей. После этого, получив разрешение от Рахель, Рабби Акива покинул семью и ушел изучать Тору в религиозной школе в Явне. Все заботы о семье легли тогда на плечи Рахель. А Рабби Акива прожив долгие 24 года в отрыве о семьи, посвятил все свое время изучению Торы. В результате он достиг высшей степени раввинской учености. Слава о нем разнеслась по всему миру и к нему стали стекаться ученики, число которых доходило до 24 тысяч. И когда он в сопровождении своих учеников вернулся домой, то тесть восстановил дочь и зятя в наследстве. Уже в преклонном возрасте Рабби Акива становится активным сторонником и участником восстания Бар-Кохбы против римского императора Андриана. Осознав, что в основе самоотверженности евреев лежит их вера, Андриан запретил, под страхом смертной казни, изучение Торы и соблюдение ее заповедей. После подавления восстания Бар-Кохбы Рабби Акива был схвачен римлянами и заточен в тюрьму за то, что вопреки запрету, продолжал обучать евреев Торе. На сцене амфитеатра в Кейсарии он был подвергнут мучительной казне: палачи содрали с него кожу железными крюками. Могила Рабби Акивы находится на въезде в Тверию. Ее принято посещать в Йом Кипур. Почитают в Израиле и память о его жене Рахель.
Рабби Меир Баал а-Нес – один из пяти последних учеников Рабби Акивы, ставший известным законоучителем середины 2 века н. э. Он считается одним из главных составителей Устной Торы (Талмуда). Вплоть до поколения Рабби Меира Тора передавалась устно – от отца к сыну. Рабби Меир Баал а-Нес был образованным человеком, он зарабатывал на жизнь, будучи переписчиком Торы и свитков. Жил он в Тверии, в тяжелые для евреев времена, после разгрома восстания Бар-Кохбы. Его жизнь была полна трагических событий, он потерял все что имел, счастье, любовь, семью. Но сумел выстоять, не пасть духом, став в итоге великим Праведником. Умер он в изгнании, за пределами горячо любимой Святой Земли. Говорят, что перед смертью он распорядился, чтобы его гроб поставили у моря и как можно скорее перевезли на Святую Землю. Баал а-Нес переводится с иврита как Чудотворец. Ни один из Праведников не удостоился такого количества преданий и легенд, как Рабби Меир Баал а-Нес. Совершая чудеса и добродетели, помогая людям при жизни, он и после смерти продолжает творить свои благодеяния. Могила Рабби Меира является одной из наиболее посещаемых захоронений в Тверии. Его могила находится в красивом месте, на возвышенности у южного въезда в Тверию, неподалеку от минеральных источников Хамей Тверия.
Рабби Моше бен Маймон (1135–1204) – выдающийся врач, раввин, философ, разносторонний ученый. Духовный руководитель религиозного еврейства своего поколения.  Рамбам – аббревиатура от Рабби Моше бен Маймон, принятая в еврейских кругах. В европейской литературе он известен как Маймонид, по латинской форме имени. В русской литературе его нередко называют – Моисеем Египетским. Родился и вырос Рамбам в Испании, где получил весьма хорошее светское образование в области: математики, философии, астрономии, естествознания и медицины. Его отец, почитаемый в общине деятель, стал для него первым учителем в изучении Торы. В 1165 году вместе с семьей отца он прибыл в Акко. Здесь Рамбам начинает изучать сокровенные разделы Торы (Каббала). Это было не простое время, Акко тогда был городом крестоносцев-католиков. По всей видимости, еврею Рамбаму показалось, что находиться среди мусульман комфортней, чем среди европейцев запада. После смерти отца он принимает решение переехать в Египет и поселиться в Каире. В Египте он лечил, учил, занимался исследованиями и писал свои труды. Являясь руководителем еврейской общины Египта, обладая обширными знаниями, он становится духовным лидером своего времени. В Египет со всего Средиземноморья стекаются ученики, чтобы послушать его проповеди и публичные лекции по философии, медицине и естествознанию. Сохранились его медицинские трактаты, которые не менее значимы, чем произведения Авиценны, и пользовались большой популярностью у врачей, как Востока, так и Запада. Незаурядные способности Рамбама привлекли внимание султана Сулеймана, властителя Египта. Рамбам на долгие годы становится личным врачом султана, не оставляя при этом обычной врачебной практики. Так и не приняв при жизни предложение, вернуться в Святую Землю Рамбам до конца своих дней прожил в Египте. Но, после смерти завещал похоронить его в Тверии. Слава о нем была так велика, что в день его кончины в Каире был объявлен трехдневный траур, как евреями, так и мусульманами. А когда через восемь дней весть о его смерти достигла Иерусалима, то в святом городе был объявлен пост и траур. В 1205 году гроб с телом Рамбама был доставлен в Тверию. Гробница Рабби Моше бен Маймон (Рамбама) находится в самом центре города, рядом с могилами Рабби Йоханана бен Закая и его отца. Она красиво оформлена и видна издалека. Рядом с гробницей располагается музей наследия Рамбама.  Над воротами гробницы надпись на иврите: «От Моши (Моисея) до Моши (Рамбама) не было такого Моши». Именно, так говорили его современники, потрясенные его уходом. На его могилу приходят в надежде на чудо исцеления от болезней. Считается, что могила Рамбама – это единственное захоронение, среди всех почитаемых на Святой земле, которое полностью подтверждено археологией. При раскопках здесь был найдена могильная плита с его именем.