Александровская слобода

Евгений Глушаков
     Познакомившись с культурой района, получил я возможность пообщаться и с его направляющим центром, т.е. от фольклорности перейти к более цивилизованным, городским формам, к Александрову, уходящему от прошлого, но не утратившему память о нём и на глазах превращающемуся в город-музей.

                Ирковский Пимен

     Живописно возвышаются над городом белокаменные стены с башнями, зелёные кровли и строгих сдержанных цветов купола знаменитой Александровской слободы. Именно тут после бегства из Москвы от лукавых бояр обосновался Иван Грозный. Отсюда, гневливый и страшный, правил Русью в течение 17 лет, отсюда пошла чёрная беда опричнины. И остался бы здесь опасливый до мнительности государь, если бы в умопомрачении своём не убил сына. Такою ужасной ценой оплатил Иван Грозный возвращение в законную столицу.
     Теперь Слобода является Государственным музеем и городу не принадлежит. А поскольку Александров из-за оборонки, схоронившейся где-то в районе, к «Золотому кольцу России» не причтён, так и расхищаются хранилища музея в пользу иногородних более счастливых экспозиций. И только воздух Александрова, всё ещё насыщенный парами Истории, будоражит воображение горожан.
     Оттого берутся здесь за перо летописца люди самых будничных обычных профессий. Это и Лев Сергеевич Строганов, выпустивший серию историко-краеведческих очерков «Древняя земля Александровская». И, конечно же, Александр Николаевич Миронов — ирковский Пимен. Будучи руководителем экономической службы одного из александровских производств, написал он «Историю села Ирково» — обстоятельный труд с солидной библиографией. Исследованы происхождение и топоним села Ирково, приведены все межевания, подробно описан характер местного землепользования в разные эпохи. Погрузившись в генеалогию односельчан, Миронов добрался до самого корня – родоначальников, проживавших в Ирково 200 и более лет назад.
     Вот она подлинная любовь к своей Малой родине!
     Бередят призраки исторического прошлого, будят мысль александровцев. Претворяется оно и в стихи самобытных местных поэтов — Архипова и Коваленко. Ну, а лишившись Слободы, перешедшей под опеку государства, открыли неунывающие горожане ещё два Музея — Художественный и Цветаевский.
     Невелико хозяйство Александровского отдела культуры, которым заведует Людмила Николаевна Суворина: городской парк, несколько кинотеатров, Детская школа искусств, Центр развития художественных ремёсел, библиотека и пока ещё только проектируемый драматический театр вкупе со студией, призванной взрастить для него актёрские и режиссёрские силы.
     Был когда-то Дом творчества, но Христо-Рождественский собор, в котором он размещался, возвратили Александровской епархии, и кружки пришлось распустить. Отсутствие же городского Дома культуры лишает александровцев всякой возможности заниматься хоровой и танцевальной самодеятельностью. Вот и лепится бездомная александровская культура возле своих музеев, приобретших от этого некоторые клубные черты.

                Художественный музей

     Скуден Александров общественными зданиями. И то немногое, что есть, то и дело перелицовывается в зависимости от сиюминутных нужд. Помещение, в котором ныне размещается Художественный музей, тоже претерпело ряд метаморфоз. В разное время довелось мне посещать его: сначала – кинотеатр, потом – пивной бар. Успело оно побывать и спортзалом. Горькая неизбывная бедность наша.
     Весь-то гардероб – тришкин кафтан!
     Работы по ремонту и переоборудованию бывшего спортивного в музейные залы проделали их новые обитатели – местные художники. Будь то малярка или по плотницкой части – всё сумели. А носилок с битым кирпичом перетаскали – бессчётно!
     Но особая честь двоим из них – Евгению Усанову и Станиславу Головицину. Это по их почину появился в Александрове Художественный клуб, постепенно ставший музеем.
     Не только для своих предоставляются тут стены, но и для работ гостей – владимирских и московских художников. Особенно охотно сюда привозят батик – роспись по ткани.  Поскольку ткачество в Александрове исстари заведено, интерес публики вполне понятен.    
     Заметим, что кроме батика на плоскости существует ещё объёмный батик – платья, палантины. С этой разновидностью познакомили александровцев мастера из Кольчугино. Мотивы показанной ими росписи по шелку во многом фольклорны и навеяны белокаменной владимиро-суздальской резьбой.
     Усанов, теперь уже директор музея, нашёл возможность встретиться с Иваном Козловым, здешним уроженцем, окончившим Костромское художественное училище и оставшимся в нём преподавать. Последовала выставка Козлова, а затем художник и вовсе передал музею значительную часть своих произведений. Это в основном пейзажная и портретная живопись, выполненная в крепкой реалистической манере передвижников. Оно и понятно, ведь учителем Ивана Александровича был художник Шлеин, в свою очередь обучавшийся у Маковского.
     Тесновато музею. Вот и присмотрели сотрудники просторное, красивое здание конца XIX века – Первушинский особняк. Таковых – не то что в Александрове, а во всей Владимирской области по пальцам пересчитать. Само по себе – художественный экспонат.
     Только по бедности и можно было содержать тут сначала детскую больницу, потом кожно-венерологический диспансер. Но здравая мысль победила, и теперь после ремонта водворится здесь Художественный музей. Однако деньги на восстановительные работы отпускаются по сметам годичной давности. Не поспевают городские власти за темпами инфляции.
     Да и как поспеть, если за год четыре мэра сменились в городе. Область сама и назначает, и смещает. Большинство предприятий застопорено. На полную мощность только винный завод и разливает по поллитровкам свой ширпотреб. А с культурными нуждами обратишься, поскребет администрация в затылке, раскинет на счётах тощие финансы: то ли зарплату рабочим выдавать, то ли на культуру?..
     Всё тот же тришкин кафтан!
     Вот и мечтают новые владельцы Первушинского особняка попасть в областную, а то и в российскую реставрационную программу. В новые апартаменты перебраться не терпится. Ну, а бывший спортзал, он же пивной бар, он же кинотеатр, останется сугубо для выставок.
     Музеи в александровской культуре – основная тягловая сила, а Художественный – в первую очередь. Благодаря энергии его сотрудников, организованы и Центр развития художественных ремёсел, и Детский эстетический центр. Первый уже отпочковался, второй ещё пребывает под материнской опекой. Разместившийся в подвале жилого дома, развернул он кипучую кружковую работу: изо, декоративно-прикладные искусства, музыкальная студия.
     Но, увы, гримаса времени – все кружки платные. Так что детям из неблагополучных семей, кого бы прежде всего надлежало отвлечь от улицы, приходится искать другие подвалы. Впрочем, пытается музей затронуть и таких ребят, проводит по школам лекции с выставками, с показом слайдов. О переменах в экспозиции оповещает. Приходите, смотрите — по средам вход свободный!
     Открытие выставок традиционно предваряет музыкальный пролог, для чего приглашаются преподаватели музыкальной школы. Более того, в залах музея проводятся музыкальные вечера, собирающие местных меломанов. Не так давно выступал здесь Владимирский камерный хор «Распев».
     Старается музей. Вот и компьютер приобрели. Деньги выделены муниципалитетом, а Министерство культуры помогло ценой льготной, установкой, гарантийным обслуживанием, да ещё бесплатно обучило двух сотрудниц работать на нём. Теперь учётом фондов музея займётся электронная память. Планируется загрузить туда же информацию обо всех интересных творческих личностях города и приглашать таковых в музей, и знакомить с ними земляков.

                Чудесные матрёшки

     Центр развития художественных ремёсел – так называется ряд кустарных мастерских, разбросанных по Александрову. И не нашлось бы охотников обучаться тут всякой допотопщине, когда бы не высокое умение старинных мастеров простецкими инструментами творить подлинную красоту, когда бы не очаровывала нас разудалая цветистость павло-посадских и белоснежная паутинка оренбургских платков. А богатейшие традиции хохломской, городецкой, палехской росписи.
     Немудрящие секреты уходящих в прошлое кустарей!
     Если войти в кабинет-мастерскую директора Центра – Надежды Валентиновны Смирновой, сразу замечаешь на полке в шкафу удивительную матрёшку. Стоит раскрыть её да извлечь одну за другой всё семейство – перед нами педагогический коллектив Центра, его сотрудники.
     Самая большая матрёшка в красном клетчатом пиджаке, держащая телефонную трубку, конечно же, Смирнова. В матрёшке поменьше – лысоватой, при очках и с кистями — как не узнать Антонова, главного художника. Он-то и расписал весь набор. Следующая по величине, с иглою и пяльцами, – Нина Герасимова, преподаватель художественной вышивки.
     В матрёшке, стоящей с молотом у наковальни, легко распознать Виктора Вавилкина, едва ли ни состоящего в родстве с гоголевским кузнецом Вавилою. Строгая матрёшка с ключами – завхоз Нина Петровна Моржевикова. Она и материалом ведает, и инструментами. И наконец, самая крошечная, самая рассудительная матрёшка с пишущей машинкой – методист Зинаида Мареха.
     Хорошо в Центре – светло, красиво! Любая вещь, будь то скамья или стол, сделана своими руками талантливо, самобытно. Празднично белеет узорчатая деревянная балюстрада, закрывающая трубы и батареи парового отопления. Постарались, всё возможное сделали умельцы, чтобы как-то изменить, декорировать заурядный облик трёхкомнатной квартиры, в которой разместились часть мастерских и дирекция.

     Гораздо солиднее обосновались резчики по камню. Есть у них и станки, и столы монтажные – арендуемый на учебно-производственном комбинате класс отлично оборудован. Теперь не только аппликации из камня, не только дамские украшения делают ребята, но и всё, что способна подсказать фантазия, всё, чем прельстила, завлекла Хозяйка Медной горы бажовского Данилу.

     А вот лоскутницы, разбрасывающие свой яркий тканевый пасьянс на швейных столах Центра, предпочли отечественным традициям американские. Или неведомо им, как домовитые прабабки наши складывали в заветный сундучок всякую тряпицу, всякий обрезок, а потом в долгие зимние вечера неторопливо прикидывали, сопоставляли. Глядишь, лоскутное одеяло получилось, пестрядевая занавеска или покрывальце. И работа незатейливая, и клочки бросовые, а выходила нарядная, полезная вещь.
     Иное у американцев. Тоже в лоскутники подались, но при изобилии своём погнушались отходы швейные с пола подбирать. Куда проще цельный кусок раскроить на квадратики, ромбики, треугольники. А, «испортив» таким образом материал, начинают в подражание нам, нищим, из этих кусочков нечто целое сшивать. Из пустого в порожнее переливают. Сомневаюсь, чтобы какая бабуся наша последовала их примеру ножницами кромсать отрез — рука не поднимется. Но ребятишки делают это с большой отвагой.
     Кому-как, а мне, признаюсь, скучновато смотреть на эти нарочитые лоскуты правильной формы, сшитые столь аккуратным незаметным швом, словно это и не лоскуты вовсе, а единое полотнище, на которое нанесён геометрически чёткий рисунок.
               
     Для мальчишек с хорошо развитыми бицепсами самое подходящее дело — щипцы, молот и наковальня. И росту мышечной массы способствует лучше всяких тренажеров, и увлекает. Александровское локомотивное депо предоставило Центру свою кузницу, причём, бескорыстно. И в определенные часы Виктор Вавилкин посвящает своих крепышей в тайны огненного ремесла.
     И надо сказать, уроки его не проходят впустую. На международной выставке в далёком Орландо, что во Флориде, прямо со стенда был куплен восхищенным американцем подсвечник, выкованный одним из юных молотобойцев Центра.
     Но если в кузнице «правят ремесло» исключительно мальчишки, то с махонькою юркою швейною иглой способны управиться только очень тонкие и нежные пальчики. Уже три года как Нина Герасимова преподаёт александровским девочкам художественную вышивку. Она—профессионал и до этого работала художником по вышивке на фабрике «Квалифицированный труд». Но было у Нины тёплое давнее воспоминание о работе с детьми. А когда прослышала об открывающемся Центре развития художественных ремёсел, потянуло Герасимову к ещё не забытой радости наставничества.
     Девочками своими довольна. Все хороши! Трудолюбивые, усидчивые. Но лучше всех вышивает Маковеева Оля. И стежок у неё самый ровный, и узоры выбирает большие, сложные.
    А вот к 50-летию Победы все девочки отличились, приготовили в подарок ветеранам красочно вышитые кисеты. И хотя живым табачком едва ли кто теперь балуется, зато припомнились поседевшим бойцам те, другие кисеты, что присылали им на передовую пионеры. Как тут слезе невольной не набежать? Свою благодарность герои отшумевших сражений выразили через газету и за подарок, и за добрые поздравления, вложенные вышивальщицами в табачные мешочки…
     Что касается выставок, надо отдать должное, администрации городского отдела культуры – от времени нынешнего не отстаёт. Разворотлива. А посему работы александровских ребятишек постоянно находят своего зрителя. И прежде всего в Художественном музее, где экспозиция Центра обычно из лучших.
     Прекрасную возможность похвалиться своими поделками предоставляют умельцам Владимирские праздники. Ну, и, конечно, Москва. Благо, недалеко — каких-то сто километров! Уже и в одном из флигелей на Крымском валу выставлялись, и в гуманитарном корпусе МГУ во время конференции лидеров клубов ЮНЕСКО.
     А недавно, приглашенные в Свиблово в «Город мастеров», так порадовали москвичей своим задорным, свежим искусством, что префект Северного округа позвонил в Центр и поблагодарил за выставку.
     Красуются чудесные матрёшки в директорском шкафу. Портретное сходство изумительно. А чуть в стороне от других — ещё одна малюсенькая вакантная матрёшка. Так что, если владеете каким-либо из древних ремёсел, приезжайте в Александров, устраивайтесь в Центр, тогда распишет с вас Антонов и эту нераскрашенную – залюбуетесь!

                В Александрове – ЮНЕСКО

     По приглашению администрации заглянули в Александров представители Федерации клубов ЮНЕСКО. И было предложено александровцам создать свой клуб под всемирной эгидой. Посовещалась администрация, разработала программу, а президентом клуба с многообещающим названием «Меценат» назначила Жулёву Ларису, инспектора городского отдела культуры.
     Сущность программы вполне традиционна для всех клубов ЮНЕСКО — помощь молодым талантам. Тут и: налаживание международных контактов, и заграничные поездки с выставками, концертами, и просто на отдых. Всё это субсидируется администрацией, спонсорами, благо такие находятся, и частично родителями. Из уже осуществлённого — выставки в Германии и США, отдых в Болгарии и Греции.   
     Готовится поездка в Испанию на Рождество, для чего ведутся переговоры с благотворительным центром КЮРОС (Клубы ЮНЕСКО России). Каникулами в Испании предполагается поощрить победителей, а если достанет средств, — то и всех александровских участников международного конкурса юных художников «Я люблю эту землю».
     Другая программа полностью оригинальна: «Сергий Радонежский — ангел Земли русской». Преследуя цели духовного возрождения нашего Отечества, программа опирается на известный исторический факт, что в тяжелейшую годину ушёл преподобный из Троицкой лавры в Махрищский монастырь, и тут, на Александровской земле, посетило его озарение, как освободить измученную татаро-монгольским игом Родину.
     Автобусная экскурсия воспроизводит путь святого из Лавры через источник, ныне названный его именем, до Махры, где в стенах монастыря встретился он со Стефаном Махрищским, в беседах с которым и созрел великий замысел, увенчавшийся вскоре Куликовской битвой. Тут всё — и героическая история наша, и живое общение экскурсантов с природой средней полосы России. И кто скажет, что значительнее, нужнее для формирования гражданского чувства?
     Словом, дело наладили доброе, и прослышал о культурной программе клуба, заинтересовался ею сам генеральный секретарь Всемирной ассоциации клубов ЮНЕСКО—Патрик Галла. Не только заинтересовался, но вместе с вице-президентом КЮРОС —Евгением Борисовичем Балашовым посетил Александров. Ознакомившись с «Меценатом», Патрик Галла предложил так доработать программу «Сергий Радонежский—ангел Земли русской», чтобы создать на её основе такую же для Международного центра.
     Перспективно сотрудничество клуба с русско-английским журналом «Вместе», куда присылают письма ребятишки чуть ли не со всей России. Вряд ли существует другое издание, где творчество детское было бы представлено ярче и полней. А посему при александровской Детской экологической библиотеке открылся его корреспондентский пункт.
     Так оно веселей!

                Цветаевский тополь

     Долгое время имя Марины Цветаевой было под запретом, и причиною тому – её сложная трагическая судьба. Изумительный русский поэт, заглянувший в пропасть гражданского раскола, который принесла революция, разве могла Цветаева не посочувствовать всему утонченно-благородному, что было взметено, изувечено, сброшено грубой силой тысячелетнего социального гнева?
     А в эмиграции разве прижилась, разве не задыхалась среди всеобщей ненависти и клеветы на далёкое — равно чуждое и родное Отечество? Вот почему через напускное равнодушие последнего отчаяния то и дело прорывалась нота мучительной ностальгии:

                Но если по дороге — куст
                Встаёт, особенно — рябина...

      Александров — одно из таинственных перепутий Марины. Тут, встречаясь наездами с милыми, дорогими ей людьми, пережила она дни самого светлого, самого безоблачного счастья, каким одаривает провидение только перед непосильным, роковым. Утешным даром для Цветаевой был и приезд в Александров Осипа Эмильевича Мандельштама. Всего-то день прогостил он и уехал куда-то на юг, уехал, переполненный этим днём, готовый броситься вспять, к Марине... Уехал и остался; остался своими стихами, её стихами, всей радостью и болью поэтического родства.
     Вот почему первый заглавный зал Цветаевского музея именуется «Встреча». Тут не только указание на часы, проведённые двумя поэтами вместе, тут и наша встреча с музеем. В этом зале познакомился я с хранителем фондов, научным работником Ириной Анатольевной Орловой. Как и остальные четверо сотрудников музея, Ирина Анатольевна ещё и экскурсовод. Достаточно услышать, с каким воодушевлением рассказывает она о Цветаевой, чтобы понять – перед нами горячая поклонница. А не будь так, разве стала бы Орлова совмещать работу в отделе сбыта «Опытно-механического завода» с внештатной службой, нет— служением в музее с его открытия в 1991 году по 1993, когда, наконец, была принята в штат?
     Впрочем, говорить эдак вскользь о рождении музея Цветаевой недопустимо потому, что до него таковых в России вообще не существовало. Первая брешь в стене беспамятства, которым пытались окружить славное имя поэта! Да и следует ли считать официальную церемонию открытием музея, если уже с 1982 года в каждое последнее воскресенье июня возле дома Лебедевых проводятся Цветаевские праздники?
     Кстати сказать, сам род Лебедевых не случаен в культурной жизни Александрова. Они и дом свой уступили под музей, поскольку в 1915-1917 годах квартировала тут со своей семьей сестра Марины – Анастасия Цветаева. Принадлежит к роду Лебедевых и основатель нынешней Александровской гимназии, в которой по удивительному стечению обстоятельств все та же Ирина Анатольевна преподаёт историю.
     Тесен мир, особенно мир культуры, особенно в небольших российских городах. Пообщаешься с Орловой, поговоришь о поэзии и подумаешь — такие вот увлечённые люди и создают музеи, подумаешь и… ошибешься. Оказывается, есть в Александрове ещё более страстные почитатели Цветаевского таланта — это прежде всего поэт Владимир Коваленко, журналист Виталий Турков и директор музея Лев Кивович Готгельф. Именно они стояли у истоков местного Цветаевского движения, получившего впоследствии поддержку таких видных писателей, как Анна Саакянц, Маргарита Алигер, Фазиль Искандер...
     Невозможно перечислить, какие прекрасные артисты, музыканты, художники, певцы уже успели украсить своими талантами Цветаевский праздник, этот ежегодный хоровод российских муз возле Марининого палисадника. Деятельно помогала музею и Анастасия Цветаева, но, потерявшая здесь мужа и сына, проведать Александров так и не решилась.
     Растёт музей! Рвётся на простор из четырёх своих комнатушек, в которых разместилась экспозиция. Музей-метафора! – так его определяет Ирина Анатольевна. Уже и Цветаевских праздников ему мало, и лужайки перед домом; уже и «резиновые вечера» в ближайшем кинотеатре не в состоянии вместить всех декламаций и славословий. Творческий процесс перекинулся на канцелярию музея, стены которой вполне сгодились для проведения выставок, а в настоящее время увешаны офортами и монотипиями казанской художницы Ирины Константиновны Колмогорцевой.
     На каждом листе – Цветаева!
     Устраиваются в канцелярии и камерные концерты А это значит, что непосредственно перед таковыми весь конторский скарб выносится слабыми женскими руками. Артисты уже на пороге, а в дверях проплывают письменные столы с документацией. Выносу не подлежат кресла, горка конца XIX века и старинный рояль. Предусмотрена небольшая сборная сцена в виде помоста, задрапированного тканью.
     В той же канцелярии, уже без передвигания мебели, еженедельно проходят занятия клуба авторской песни. Нынче культурному учреждению необходимо быть разносторонним, чтобы формировать и удерживать публику. А Цветаевский и Художественный музеи не чураются даже издательской деятельности. Среди выпущенного ими – и сборник стихов Коваленко, и книги самодеятельных александровских историков...
     Возле стены в коридоре, ведущем в канцелярию Цветаевского музея, покоится огромная рогатка спиленного и лишённого ветвей тополя. Ещё совсем недавно дерево росло подле московского Дома-музея Марины Цветаевой, и она, несомненно, проходила, а то и сиживала под ним.
     Кому помешал тополь – неизвестно. По счастью, Лев Кивович Готгельф, вездесущий и всеведущий, оказался на «поле боя», где наша культура была готова понести очередную потерю, и вывез поверженного на отдельском «Кубанце» в Александров. Отогревшись в тепле, тополь-инвалид было зазеленел и выгнал молодые побеги. Даже возникла идея посадить его в грунт, но пока решалось – примется не примется, – побеги засохли и отпали.
     Конечно, Цветаевский тополь вызывает жалость. Но сотрудники музея не унывают. Имеется у них прекрасная мечта – улицу, прежде Староконюшенную, а ныне Военную, чудом сохранившую свой старинный облик, объявить заповедником, чтобы среди грядущих новостроек не затерялся их крошечный музей, прилепившийся к ней серым деревянным скворечником.

                Без своего угла

     Не позавидуешь заведующей городским отделом культуры—Людмиле Николаевне Сувориной. Не имеющая своего угла александровская культура всё время вынуждена отвоевывать себе место, занимая чужие слабо-укреплённые позиции. Это и бывшая «Детская комната», из которой пришлось вымести груды битого стекла, окурков и прочего, прежде чем она стала превращаться в одну из мастерских «Центра развития художественных ремесел». И подвал под «Детский эстетический центр» дался Людмиле Николаевне не без боя. Нуждается в помещении, и очень-таки немалом, будущий Александровский драматический театр...
     Проблемы!
     Вот, кажется, выдалась свободная минутка, и Людмила Николаевна может задержаться в своем кабинете, выпить чашку чая... Нет, распахивается дверь, и входит представительный мужчина в состоянии крайнего раздражения. Дело в том, что он, уроженец Александрова, имеющий два высших образования, попал под косу тотальной демобилизации и, вернувшись на родину, не только сам оказался никому не нужен, но и его дочь лишилась возможности продолжить музыкальное образование.
     Выслушав горькие, справедливые сетования отставника, Людмила Николаевна терпеливо объясняет ему, что набор в «Детскую школу искусств» закончен, однако она полагает, что девочке не придётся прерывать занятия гитарой. Это уже гарантия.
     А вот, что у городской культуры появится свой Дом, никакой уверенности нет. Видно, до скончания века так и будет она арендовать кинотеатр «Юбилейный» под свои массовые мероприятия.

1997г.