Космология идеализма

Владимир Рощин
                Космология   идеализма
______________________________________________________


                1.Первооснова  бытия

Мироустройство  и  миропознание  ориентированные  на  прин-
ципах   идеализма   выдвигают   основной   вопрос  философии:
соотношения  бытия  и  сознания.
Отсюда  история   развития  философской  концепции  идеализ-
ма,  в  конечном  результате,  не  может   не  требовать  опреде-
ления  Первоосновы  бытия  в  его  духовном  начале.
В  самой   системе  идеализма  в   её  развитии  на  сегодняшний
день,     категория     Первоосновы    бытия   определяется,  как 
Абсолют  или  над  Мировой  Разум  или  над  Мировой  Дух.

В  интерпретации философской  парадигмы  теизма  Первоосно-
ва  сливается   с   религиозно - сакральным   понятием   персони-
фицированного  Бога,  как   в  иудаизме  и  христианстве,  так  и 
в  исламе.
И  здесь  нужно   отметить,  что  независимо  от  сферы   осозна-
ния   принятых   категорий,  будь   то,  философия  или  религия,
их  наполнение  определяется  понятиями  абсолютизма.
Поэтому   наше   сознание    само   себя   сталкивает   с  такими 
установками  онтологии,  как  бесконечность, вечность  и  транс- 
ценденция.

В  завязке  с  этим   возникает  довольно  обоснованный  вопрос: 
возможно,  ли   человеку   понять   и   полностью  проникнуть  в 
сущность  этих  определений?
Конечно,  в  наше  сознание  они  не  с  неба  упали  и  причиной 
их  возникновения  является   потребность   объяснения  абсолю-
тизма  Первоосновы  бытия.

Фактически  эта   потребность   осуществлялась   на  психологи-
ческом   основании,  как   желание,  а   реализовалась,  как   глу-
бинное    понимание  логики   таких   определений.
Однако  уяснив   для   себя   некий  ряд   качественных  условий,
до   бытийной   Первоосновы,   для    нас   полностью   остаётся 
закрытым  познание   Самого  Сущего,   который  и  являет  эту
Первооснову.
Никакая  логика   не   объяснит  и   не  докажет,  что   красный 
цвет – это  роза,  а   древянность – это  бревно.  Также  и  здесь,
ни  вечность,  ни  бесконечность,  ни  трансценденция,  не  явля-
ясь   сущностными   категориями,   составляют   лишь   условия
начала  бытия.
Поэтому,  наше   сознание,  выстраивая   свои  представления  о
Первооснове,  издревле,  соединяет  их   с   сакральностью  неве-
домой  тайны  и  даёт  ей  статус  Бога - Творца.

Вся  история  развития  теологической  мысли,  в  желании  поз-
нать  Истину,  останавливается лишь  на  уровне  этого   призна- 
ния. Но  её  дальнейшее  развитие  под  влиянием  религиозного
мышления   ограничивает  эту  Истину,  путём  очеловечивания,
в  субъектного  Бога.
Что  в  теологии,   приводит  к  концептуальному  убеждению  о   
подмене,  космологического   масштаба  Воли   Творца,  на  при-
вязку  к  приземлённым  проблемам  людей.

      2.  Проблема  противоречий  богопознания  в  теизме.

Понятие  Абсолюта   в   философии   раскрывает   нам,  что  это
безусловная,  неограниченная,  безотносительная   и   совершен-
ная   категория,  которая  являет   Себя  вечной   и  неизменной
Первоосновой     мира.    Это    Абсолют,    который    мыслится,
единым,   всеобщим,   безначальным,  бесконечным  и  противо-
стоит  всякому  относительному  и  обусловленному  бытию.

И  здесь   сразу   можно  отметить,  что   в  основных  религиях
понятие  Бога,  тождественно  с  понятием  Абсолюта:
Христианство – Бог  Отец  и  Христос;  Мусульманство – Аллах;
индуизм – Брахман;  Буддизм – Будда;  и  т. п.
Вместе  с  тем  необходимо  сказать,  что  никаким  из  качеств
конституированных   философской    традицией  в  определении
Абсолюта  и  признаваемых  теологией,  невозможно  логически
раскрыть  и  показать  внешний  облик  субъектно-религиозного
Бога.   
Так,  как эти  качества  и  условия  по  определению  Абсолюта,
так  же   бесконечны,  а   значит,   несопоставимы   с  условной
ограниченностью  в  понимании  Его  внешнего  облика. 
Так,   в   иудаизме,  понимание   Бога  Яхве,  исторически  пере-
ходит   в   единосущного    Бога,    как    персонифицированного
Абсолюта.   При  этом  образ   Яхве   категорически  непозволи-
телен  ни  к  представлению,  ни  к  изображению. 
Но   и   верующие   христиане,   глазами   видят  лишь  человека 
Христа,  хотя  осознают  Его,  как  Бога.
    
Глубоко  личностная  установка,  в  сознании  верующего  чело-
века,  задаёт  особо-чувственную  форму  религиозных  эмоций:
экзальтацию   в   отправлении   культа,  экстатический   восторг
любви   к   Богу,  испепеляющий   комплекс   вины,  содрогание
«страха  Божьего»  и  глубокое,  интимное,  потрясающее  осно-
вы  психики  переживание  раскаяния.

Однако  в  последствии,  на  эту   поведенческую  и  в  целом
мировоззренческую  реалию,  начиная  с  патристики,  наклады-
вается  полностью  подрывающая  её  парадигма  рациональной
аналитики  Абсолюта.
В  теизме  это  порождает  концептуальное  истолкование  Бога,
которое  преподносится,  христианству и  остальным  религиям,
как   теология     несовместимых   установок   в   отношениях   к
Нему.   С   одной    стороны,   сакрально - трепетного,   личного   
общения   и   диалога   откровения,  а  с  другой  предметно -
теоретической  аналитики.

В   теологии,   это    противоречие,   достаточно   остро   ставит
проблему   богопознания,   а   понимание   Бога,   как   трансцен-
дентного  миру,  уже   само  по   себе,  задаёт  вектор  Его  прин- 
ципиальной   непознаваемости  в  исчерпывающе   завершённом
плане.
Здесь  можно  добавить, что  ещё  в  4-веке  от  Р.Х.  св. Василий
Великий   писал:  «Сущность   Божия  для   природы  человечес-
кой    недомыслима   и   совершенно   неизреченна».   Такое   же
утверждение  уже  в  14-веке  проводил  и  св. Григорий  Палама:
«Человек  не  может  постигнуть  Сущность Божества» – писал  он.

В  итоге,  из  истории   взаимосвязи   основных   религий  таких
как   иудаизм,  христианство   и   ислам,  в   совместном   разви-
тии  философии   теизма,  можно   сделать   следующий  вывод.

Если   теизм   признаёт,   что   Творец   в  Своей   трансцендент-
ности   абсолютен   и   непознаваем   тогда,   в  этом  неведении,   
невозможно   утверждать,  что  в  Нём  могут  быть   какие-либо
желания.   И   тем   более    конкретизировать    их   к   желанию   
участия   в   человеческой   истории.

Именно  трансцендентность Творца  создаёт  условие  космоло-
гического  масштаба  вечности  и   бесконечности  бытия,  кото-
рое  реализовано  по  причине  Его  сознания  и  воли.
Такой  космологический  масштаб  несопоставим  и  исключает,
как   значимость   судеб    отдельных   людей,   так   и  историю 
всего  человечества.

Отсюда    выстраивается   концептуальная    логика    того,   что 
сотворённое  Богом  бытие,  а  затем  в  динамике  его  развития
уже   самим   бытием,   созданная   природа   мира,   вплоть   до 
эволюционного   происхождения   человека –  занявшего  в  ней 
своё  место –  не  самодостаточна,  как  категория  тварная,  но 
самостоятельна  в  свободе  своей  истории.
И   появление  в   ней  человека,   вполне  и   никаким   образом, 
не  затрагивает  Сущностное  сознание  Творца.
Проще   говоря,    для    абсолютной    Сущности   Первоосновы 
мира  знать  о  нас –  нет  необходимости.

Не  по  этой  ли  причине,  в   поиске  любви,  справедливости  и 
блага,  к  которым   призывает религия,  со  слепой  надеждой  в
связи  с  Божеством –  человечество  до  сих  пор,  так   жестоко 
к  самому  себе?

На  основе   абсолютизма  Творца,  эта   концепция   утверждает
принцип   безначального,  а   значит   бесконечного   Акта  твор-
чества   и   его   импульсный   характер.   Один   цикл   творения
бытия   заканчиваясь,  даёт   начало   другому,  что   и  осущест-
вляет  абсолютизм  его  бесконечности.

Это    показывает,  что   мира   не   могло   не   быть,  а  бытие 
безначально,   как   и   Сам   Творец.
Безусловно,  вводить  понятие  различия  двух   бесконечностей 
с   позиции   её   основного    смысла    было   бы   абсурдно,  а
вероятность   множества    бесконечностей   в   космологии    не
изменит  универсума  её  основного  смысла. 

Отсюда,  с   позиции   онтологии,   бесконечность  Творца  имея 
логически  сущностное  наполнение,  является  творчески  дарующей, 
в отличие  от  бытия,  являющегося  лишь  вместилищем  этого  дара. 
      
В  этих  условиях  значение  человека,  которое   всегда  обозна-
чалось,    как    центр   мироздания   сводится   на   исчезающе
малую   величину.
В   условиях   бесконечности   и   вечности,   не  обладая   этими 
параметрами,  человечество  не  может  иметь   первостепенного
статуса  своего   значения, за  исключением  замкнутой  на  себе 
реальности,  исторического   наполнения   в   условиях  времени. 

Нам   осталось   только   теоретическое,   утверждение   статуса 
нашей  значимости.   Опираться   он   может   лишь  на  то,  что 
мы   своим   сознанием   определили   абсолютность  Творца,  в
которую  вписаться  нам  невозможно,  но   утвердили  это,  как
непридуманное  знание  Истины.
Но  много  ранее,  для  самих  себя,  мы  создали  психологичес-
ки    реальную   Истину,   религиозно    придуманного   Бога,   
к   которому  можно  обратиться  в  любых   случаях   жизни.
И   по   логическому   абсолютизму   эта   Истина    далеко 
не  виртуальна,   но   напротив    весьма    устойчива   и   
реальна  в   сознании  людей.
Она  всегда  поможет,  сохранит   и  исцелит,  сотворит  чудо  и
спасёт.  Эта  Истина,  априори,  хранима   потребностью  нашей 
психики  и  комфортом,  общения  с  Ней  в  жизни.

По  этому   поводу,   известный  ученый  17-века.  Блез  Паскаль
сделал  очень  правдивое  заключение:
« Я  верю   в  Бога  Авраама,  Исаака   и  Иакова.  И  мне  не 
нужен   Бог  философов   и  учёных».   Этим  он   отделил,  прими- 
тивную    надежду,    чувственно -  психологической    веры,   от 
Истины   Бога – открывающейся   в   логическом   мышлении   
человека   и  им  доказанной.

                3.  Вера   и   сердце 

Этот  вопрос  не  совсем   вписывается  в  тему   статьи,  но  в 
определённом  смысли  с  ней,  пересекается  и  выше  по  тексту
был  уже,  затронут.
В  практике  писаний  св.  отцов  христианства  и  в  академичес-
ком  богословии,   уверенно   проповедуется   концепция  позна-
ния   Бога   сердцем.    Иными    словами,   понятие    онтологии 
трансцендентного   барьера,   разделяющего  человека  с  Богом,
в   подобном   мышлении,   преодолевается   действующей   лю- 
бовью    сердца.    При   этом   такая    позиция,    поскольку   
не   может   иметь  логического  обоснования,  лишь  декларируется 
под  прикрытием  понятия  святости,  которое  в  свою  очередь,   
требует    веры,   а   не  диалектики.
 
По  этому  поводу   можно   сказать,  что  утверждение  о  позна-
нии   Бога   сердцем,  являет   собой   глубочайшую  логическую 
ошибку,   если   не   умышленно   выгодную    спекуляцию,   для
общественного  признания  такого,  как  «жизнь  во  Христе».

Любовь,   прежде   всего,  как  психологически   глубочайшее  и
свободное   чувство   человека,  невозможно  втиснуть  в  рамки
логического   понятия   и   тем   более   сделать   её   мерилом   
к  чему-либо  внешнему,  как  способ  его  познания.

По  отношению  к  сердцу,  положительно,  невозможно    утвер-
ждать,  что   оно  может,  изучить  и   познать,  своей  любовью
что-либо  в  логике,  теологии  или  философии.
По   всеобщему   жизненному   опыту   человечества,   душевная
принадлежность  сердца  связанная  с  психикой  сознания,  даёт
ему  возможность,  лишь   любить,  в   радости   и  восторге  или
страдать  до  физической  боли,  в  горе  и  отчаянии.

Элементарно   простая   логика   не  позволяет  утверждать,  что
в  Бога,  можно  верить   сердцем,  так  как   вера,  прежде  всего
работа   сознания  и   разума.   Человек,  находящийся  в  состоя-
нии  комы,  но  со   здоровым    сердцем,  не   только   не   может
верить  и  осознавать  свою  веру – он  не  в   состоянии   осозна-
вать  самого  себя.  А  красивые  и  романтические  утверждения 
о   вере    сердцем,  бабушек   в   белых    платочках,   полностью 
исчезают  в   неграмотности   и   доверительности   их   сознания
к  тому,  что  им  внушили.
Правильнее,  такую  веру,  можно   назвать  тихим  и  неосознан-
ным  пороком  подобострастия,  а  не  той  верой,  в   свободной 
любви  к  которой  призывал  Христос.   

Но  вот  любить   Бога   можно   только   сердцем  и  разум  здесь 
уже   не   помощник.   Однако  говорить   о   любви   к  Богу  без
любви   к  людям,  без   жертвенности  в  ней,  это  значит  отры-
вать  её  от  жизни,  делать  её  пустой  и  эгоцентричной. 
На  поверку  это  будет  любовь   ни  к  Богу,  а  любовь  к  само-
му  себе.
Если  у  сердца  нет  сил  любить  малое   и  близкое,  тогда,  как 
оно   сможет  любить   бесконечное,  неограниченное  и  неизре-
ченное,  для  ума.
Поэтому    все   рассуждения   богословия    на  эту   тему,   есть 
казуистика, а  частные  примеры  не  что  иное,  как  экзальтация
человеческого  сознания.

Для  ортодоксально  убеждённых  в  противном,  по  этому  воп-
росу,   можно   отметить,  что  аргументацией  приводимой  ими 
в  защиту  своей  позиции,  они   пользуются  из  Евангелия  или
цитатами  св.  отцов. 
Однако   и   то   и   другое   является   предметом   веры,  а  не 
знания.   В  результате   получается,   что   одним   незнанием  в
которое   нужно   верить,  они  доказывают  другое   незнание  в
которое  тоже  нужно  верить.

В  заключении  можно   обратить   внимание   на   непреложный
факт.
Несогласие  философов   друг  с  другом  –  порождает  дискурс 
и  полемику.  Несогласие  верующих, между  собой –порождает 
ненависть. 
В  первом  случае  одно  знание,  сталкивается  с  другим.
Во  втором   случае   одно   незнание,   сталкивается   с  другим
незнанием.
Вывод  простой.   Для  знания  не  нужна  вера,  а  для  веры  не
нужно  знание.
Каждый  для  себя  выбирает  сам.