Измышления аббревиатуры

Александр Финогеев
Каждый человек по своей сути индивидуум и по любому вопросу имеет только свою точку зрения. Да и мыслит он понятиями и знаниями, которые вложили в него по молодости. Но очень часто, независимо от теоретической подготовки, эти мнения у многих совпадают.

Если, к примеру, спросить, какие дисциплины при обучении в учебных заведениях были самыми сложными, то большинство ответит, что это теоретическая физика, сопромат, начертательная геометрия, высшая математика, практика письменной и устной речи, философия, бухгалтерский учет, теория права, анатомия, фармакология...

Конечно, этот перечень очень приблизительный и каждый может составить свой список или добавить другие дисциплины в уже существующий перечень. Еще есть масса других предметов, название которых может повергнуть неискушенного человека в настоящий шок.

Это касается как студентов, так и курсантов военных училищ. И там, и там надо учиться, чтоб стать большим человеком. Одним из таких предметов в военно-морских училищах была мореходная астрономия, предмет нудный, но необходимый для каждого моряка, включая и военного.

Калининград. Военно-морское училище. Сессия. До экзамена по морской астрономии (а это долгие, нудные и кропотливые расчеты по специальным таблицам, название которых – «Высоты и азимуты светил», изданным в 1958 году, именуемым на аббревиатурном (по первым буквам слов и году издания) языке ВАС-58) остается полдня и ночь. К экзамену, разумеется, никто не готов, но все твердо знают, что этого времени вполне хватит, чтоб получить положительную оценку.

Хочется сразу сказать, что в армии, как и на флоте, все разговаривают сразу на трех языках – обычном, матерном и языке аббревиатуры, и как ни странно, очень даже понимают друг друга. Посудите сами: практически всё – корабли, учреждения, документы, регламентирующие повседневную и боевую деятельность, – имеет свои сокращения, свою аббревиатуру, вошедшую в суровую флотскую жизнь офицеров и мичманом, как щербинки на теле после оспы.

БПК, например, – это большой противолодочный корабль, ТАКР – тяжелый авианесущий крейсер, УГСТ – универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда, ТВД – театр военных действий, КИП – контрольно-измерительные приборы, ЖБП – журнал боевых действий, РБЖ НК – руководство по борьбе за живучесть надводных кораблей, ПАС – правила артиллерийской службы, ПРС – правила рейдовой службы… И таких вот сокращений – тысячи.

В бою все решают доли секунд. Пока скажешь: «Принеси мне Наставление по противовоздушной обороне» – тебя уже сбили, а если: «Быстро НПВО!» – совсем другое дело…

А экзамен приближался. И получать двойку никто не хотел.

– Саня (дежурным по классу был старшина второй статьи Александр Пушкин, курсант спокойный и невозмутимый), сходи на кафедру кораблевождения, попроси до утра «ВАС». Обещай все что угодно. Надо начинать готовиться, а то… отпуск накроется медным тазом.

Перекурив, Александр неспешно пошел на кафедру. В лаборантской сидела симпатичная девушка и печатала на машинке.

– Здрасте, – Пушкин, подобострастно улыбаясь в усы, кладет перед ней шоколадку, – А можно «ВАС» на ночь взять… потренироваться.

Лаборантка покрывается пунцовой краской, они несколько секунд непонимающе смотрят друг на друга. Саня, ни о чем не догадываясь, продолжает глупо улыбаться, а она испуганно глядит на него.

– «ВАС… 58»? – наконец до нее доходит потаенный смысл произнесенного.

– Нет. Нас двадцать четыре человека, – наивно произносит курсант.

И вдруг до него доходит скрытый смысл их диалога. Он начинает заливисто смеяться. Смеется и девушка.

Таблицы, под честное слово, он получил, и экзамены все успешно сдали, и в отпуск уехали, а между девушкой и курсантом завязалась дружба.

Оказывается, аббревиатура не всегда бывает сухой и скучной.