Карнавальная ночь. Глава пятая

Владимир Ютрименко
Не хуже, чем в Голливуде!

Одержимый Голливудом директор «Мосфильма» Пырьев мечтал о новогоднем мюзикле. Поэтому  ещё до начала съёмок Рязанову была поставлена задача: «Сделать музыкальную комедию не хуже, чем в Голливуде!».

Рязанов буквально на ощупь двигался от стиля традиционного фильма-концерта к жанру мюзикла о котором, на самом деле, не имел представления. Помогала ему достаточно опытная команда кинематографистов. Режиссёр  впервые тогда понял, как много зависит в кинематографическом деле от оператора,  гримёра,  художника. Понял также, что успех музыкального фильма  зависит от удачных песен, доходчивости мелодий и их душевности.

За танцевальные номера в фильме отвечали руководитель Молодёжного ансамбля танца Аркадий Обрант  и главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. До этого Обрант и артисты его ансамбля снимались в танцевальных номерах фильма «Небесный тихоход», Шаховская работала в картинах «Цирк» и «Волга-Волга».

Тексты песен написали Владимир Лифшиц и Вадим Коростылёв, музыку — композитор Анатолий Лепин, который впоследствии работал над многими картинами Рязанова.
«Я убежден, — писал Рязанов, — что музыка и песни Анатолия Лепина во многом способствовали бурному приёму «Карнавальной ночи» у зрителей. Песни «О влюблённом пареньке», «Танечка», «Пять минут», «Хорошее настроение» легко запоминались, создавали праздничность, поднимали настроение зала. Талантливый композитор наполнил фильм также прекрасной инструментальной музыкой, зажигательными танцевальными мелодиями. Короче говоря, музыка Лепина не только украшала ленту. Она делала её».

Музыканты в картине были тоже первоклассные — джазовый оркестр под управлением знаменитого Эдди Рознера, с успехом выступавший в Германии, Англии, Франции, Польше и странах Скандинавии.

«Ныне мюзикл — популярный жанр, но тогда ни я, ни композитор Анатолий Лепин, ни поэт Владимир Лифшиц не знали этого слова и работали в полной темноте
не подозревая о будущем расцвете этого жанра, мы создали, например, концертный номер «Пять минут». По сценарию требовалось, чтобы героиня фильма перед наступлением Нового года спела приветствие гостям Дома культуры. Сначала в голове поэта родилась песня о пяти минутах, о том, что можно успеть сделать за это короткое время. Потом в моей голове возникла мысль, что и исполняться концертный номер должен за пять минут до начала Нового года. Затем композитор додумался, что длиться песня будет тоже пять минут. А когда она кончится, раздастся бой часов. Наступит Новый год»(Эльдар Рязанов).

К работе над фильмом привлекли также лучших художников по костюмам. На наряды в голливудском стиле денег не пожалели. В кадре даже появились свитера с оленями, которых было не найти в советских магазинах, и стильная шотландка в разных вариациях. Для главной героини сшили пять платьев и деловой костюм. Все они были копией моделей конца 40-х годов модного дома «Диор», которые эффектно подчеркивали осиную талию Гурченко. Еще одним элементом одежды была меховая муфта. Её добавили, чтобы намекнуть зрителям на роскошные наряды голливудских звёзд, ведь на обложках журналов они все были с меховыми накидками или воротниками. Каждый образ героини - как из журнала мод, был продуман до мелочей.

Чтобы поставить советский мюзикл, привлекли известных художников-постановщиков Константина Ефимова и Олега Гроссе. Перед ними  была поставлена задача  сделать декорации, способные удивить зрителей.

Художники решили поставить на сцене огромный будильник, на нём разместить джаз-оркестр, ударника посадили на кнопку звонка. Когда открывался занавес, будильник показывал без пяти минут двенадцать. Звучало музыкальное вступление, и героиня фильма выходила из циферблата.

«После того как композитор написал музыку, а художники построили декорацию, начались репетиции. Стало ясно, что петь песню на сцене, как обычный вокальный номер, неинтересно. Надо выводить героиню в зал. Потом я сообразил, что хорошо бы в это дело вовлечь и публику, но особую, поющую. Так Леночке Крыловой стали подпевать официантки (трио сестёр Шмелёвых) и участники карнавала — квартет «Аккорд». Некоторые строчки песни иллюстрировались действием. После нескольких куплетов в музыкальной партитуре били часы — двенадцать ударов.<...>Так родился номер «Пять минут», а поначалу в литературном сценарии была всего-навсего одна строчка: «Леночка Крылова поёт песенку-приветствие...» (Эльдар Рязанов).

«И вот уже медленно под звуки оркестра открывается занавес. В центре сцены, окруженный строем заснеженных елей, стоит огромный будильник. Стрелки показывают без пяти двенадцать. Играют музыканты, разместившиеся вокруг декоративного будильника.
В светлом платье, украшенном блёстками, Лена. Она поёт:

Я вам песенку спою про пять минут.
Эту песенку мою пускай поют…

Лена спускается со сцены в зал.

Пусть летит она по свету,
Я дарю вам песню эту,
Эту песенку про пять минут.
Пять минут, пять минут,
Бой часов раздастся вскоре.
Пять минут, пять минут,
Помиритесь те, кто в ссоре».
(Киносценарий)

Таким же идеальным номером стала песня «Танечка» в исполнении сестёр Валентины, Ольги и Евгении Шмелевых:

Ах, Таня, Таня, Танечка,
С ней случай был такой:
Служила наша Танечка
В столовой заводской.
Работница питания
Приставлена к борщам,
На Танечку внимания
Никто не обращал.

На сестёр  обратил внимание в Москонцерте Рязанов и предложил сняться в музыкальном фильме. На съёмках три официантки в скромных, но милых платьицах и кружевных передничках буквально летали между столиками, разнося гостям вино и закуски. Но для этого им пришлось научиться удерживать тяжелый поднос на одной руке. Пришлось также достичь лёгкости, элегантности и  изящества в исполнении чечетки на ступеньках лестницы.

Музыкальная комедия «Карнавальная ночь» дала толчок стремительному обновлению советской эстрады.