Одежда, которая скрыта от глаз

Ольга Сангалова
      В начале февраля 2023 года посетила выставку «То, что скрыто от глаз. Тайны женской красоты»,она проходит в усадьбе « Измайлово» и знакомит с модой XIX — начала ХХ века в сфере  нижнего  белья.  Мне повезло, экскурсоводом по экспозиции был сам историк моды – Александр Васильев! Он был с группой  слушателей,так - как залы маленькие, я прекрасно слышала, что он говорил. Александра  Васильева  вижу впервые, была поражена его обаянием и эрудицией.
      Выставка размещена в двух выставочных залах усадьбы «Измайлово». В Южном  зале представлены экспонаты, посвященные эстетике женской одежды в повседневной жизни. Там экспонируются умывальные принадлежности и различные  мелочи для наведения красоты, коллекция  чепцов, корсетных сорочек (камисоль), матинэ, панталон, нижних юбок и даже чулки. В одной из витрин выставлены  одежда  купчихи Серафимы Поздняковой, и членов её семьи со старинными фотографиями. Представлены женские и детские сорочки, нижние юбки, панталоны с  сохранившейся этикеткой московского фабриканта,и всё это великолепие принадлежало одной семье.
      После знакомства с выставкой захотелось узнать историю возникновения белья. В памяти сохранился рассказ  моей бабушки, она  была 1900 года рождения и росла она  в деревне.  Моей бабушке было лет шесть, когда её отец купил ей полушубок и решил прокатить её на санках, привязав их к повозке запряжённой лошадью. По дороге сани перевернулись,  бабушка упала головой в сугроб, ногами к верху, при этом юбка закрыли лицо и открыли голую попу. Тогда, для общей массы населения нижнее бельё - это длинная льняная рубаха и юбка простенького покроя, которая одевалась на голое тело под основную одежду, без каких-либо украшений.
      Термин «нижнее белье» появился в конце XIX века. Белье, ставшее не только предметом одежды, но и символом женственности, состояло из панталон, украшенных кружевом и вышивкой, а также из дневной рубашки, корсетного лифа поверх самого корсета, нижних юбок и чулок с подвязками. Первое  подобие чулок стали делать  из шкур животных, их привязывали к ногам кожаными поясами.В XIII в. были изобретены первые вязальные машины, что ускорило процесс изготовления чулок. В 1589 году, в Англии, в моду вошли шёлковые чулки, для них изготовили специальный  вязальный станок. В основном такие чулки делались по заказу вручную и  стоили баснословных денег.  Для женщин изготовляли бежевые, черные, красные чулки до колен, которые крепились на ноге с помощью подвязок. В 1910 году  с появлением искусственного шелка - вискозы - чулки стали доступны для женщин и стали более гладкими.
      Первая  резинка  появилась в конце  XVIII и начале XIX века, тогда стали в подвязки вставлять  маленькие спирали или пружины из медной проволоки, чтобы сделать вещи более упругими. К 1820 году  мистером Т. Хэнкоком из Мидлсекса была изобретена резиновая тесьма, она представляла ткань, обработанную  раствором каучука, которая засыхала волокнами. Способ стабилизировать резину открыл в 1836 году Чарльз Гудиер, знаменитый изготовитель автомобильных покрышек. Лишь к 1925 году резинка стала устойчивой к кипячению и удобной, этим мы обязаны  - англо - американскому концерну  "Данлоп раббер".
      История происхождения панталон принадлежит литературному герою Панталоне из итальянской комедии, а вернее фасону штанов суженых ниже колена,которые он носил. Говорят, что укороченной формы мужские штаны, первой  стала носить французская королева Екатерина Медичи,  для привлечения внимания  супруга, она одевала на конную прогулку «кальцоне». Первыми женщинами пополнившие своё бельё панталонами стали - куртизанки. Причиной  обязательного ношения  панталон аристократками,  стала скандальная выходка французских  полицейских. История произошла  летом 1730 года, присутствуя в одном из Парижских театров, выпившие блюстители порядка,ради развлечения приказали всем танцовщицам надеть панталоны под юбки. В то время панталоны шились с раздельными штанинами, не зашивались по - середине, что было обусловлено  заботой  справлять естественные надобности не раздеваясь. Исполнение канкана в  панталонах  вызвало  фурор  среди  мужского населения и привело к тому, что этот предмет белья стал обязательным  в  наряде аристократок. Первые панталоны доставали своей длиной до лодыжки, шились из хлопка, льна или шерсти. Позже их  укоротили,стали сшивать вместе, снабдили нижними и задними застёжками.
      Платья становились всё короче, а в начале двадцатого столетия  Коко Шанель заказывает себе очень короткие панталоны – трусики, где не только была сильно укороченная их форма, но и исчезли  сложные линии покроя. Такие трусики  плотно прилегали к телу и были изготовлены из трикотажа.С тех пор женщины стали отдавать предпочтение трусам,но панталоны не исчезли из женского белья, они просто в корне  поменяли своё назначение,их сегодняшнее функциональное предназначение,затягивать, корректировать и утеплять тело. 
      На выставке есть первые лифчики и комбинации. Считается, что первый лифчик был создан хозяйкой корсетной мастерской Эрмини Кадоль в 1889 году. Эрмини Кадоль горизонтально разрезала корсет на две части и пришила к верхней бретели. Позже,  Мари Тусек, запатентовавшая в Нью-Йорке чудную модель – «поддерживатель груди» на косточках с перекрещивающимися на спине бретелями, с застёжкой - крючком. В 1914 году американка Мэри Фелпс Джейкобc запатентовала «бюстгальтер без спинки». Она  вместе со служанкой  сшила себе из двух носовых платков и ленточек нечто похожее на современный бюстгальтер без поролона. В 1912 году  немецкий фабрикант Зигмунд Линдауэр, производивший корсеты, женился. Его свадебное путешествие превратилось в пытку из-за бесчисленных застёжек на нижнем белье жены. После медового месяца, Зигмунд сконструировал бюстгальтер, который мужчинам будет легко снимать. Позднее русская  эмигрантка Иде Розенталь усовершенствовала конструкцию бюстгальтера. Лиф был разделён на две чашечки, впервые их размеры  стали зависеть от размера груди. Вставка между чашечками из эластичного материала – также заслуга Иды, как и регулируемые застёжки.
      На выставке представлены не только бельё, но и антикварная мебель, ширмы,  зеркала, статуэтками. Есть в коллекции  и  турнюры это модное приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади на попу под платье  для придания пышности фигуре.          
      Первое впечатление о нас складывается по одежде, а красивое нижнее бельё, даёт уверенность в своей неотразимости. Одеваясь, мы создаём своё будущее, как говорил  Джорджо Армани:  «Человек должен одеваться не для той работы, которую он уже имеет, а для той, которую он хотел бы получить».
на фото  Александр Васильев на выставке  3 февраля 2023 года